АНКЕТА «ВАША БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»




1. Мне хотелось бы работать...

а — в помещении;

б — на открытом воздухе;

в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей...);

г — с чередованием условий.

2. Я предпочитал (а) бы, чтобы режим рабочего дня был...

а — четким, систематическим (начало и конец работы не менялся);

б — посменным (то утро, то вечер);

в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником);

г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства...).

3. Мне удобнее работать...

а — сидя (за столом, пультом и др.);

б — стоя (у станка, за прилавком и т.д.);

в — в разъездах;

г — чередуя постоянное место работы с разъездами.

4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с...

а — простейшими механизмами, ручными операциями;

б — с машинами и механизмами с ручным управлением;

в — автоматическим и автоматизированным оборудованием;

г — функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции

человека, функциональные возможности организма).

5. Мне хотелось бы всю работу выполнять...

а — в одиночку;

б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди;

в — в коллективе, совместно с другими;

г — с людьми, общаясь и управляя ими.

6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы...

а — точные, мелкие движения;

б — координация движений;

в — быстрота движений;

г — большая сила.

7. В моей будущей работе важны...

а — устойчивость внимания;

б — наблюдательность;

в — память на числа, даты, события;

г — воображение.

8. Успех в моей будущей работе зависит от...

а — технической сообразительности, оперативного технического мышления;

б — способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение;

в — самоконтроля и самообладания;

г — эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.

9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять...

а — по заданному плану;

б — по плану, но получать в процессе новую информацию;

в — по плану, но иметь возможность изменить его;

г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы.

10. В своей работе лучше отвечать...

а — только за себя, за выполнение своего задания;

б — за выполнение задания группы;

в — за работу механизмов, технику безопасности;

г — общественные, материальные ценности.

11. Мне нравится работа, в которой нужно...

а — распознавать, определять свойства предметов, их качества;

б — преобразовывать, обрабатывать предметы;

в — изображать, придумывать новые образцы продукции;

г — оказывать влияние на других людей.

12. Мне нравится...

а — оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;

б — обслуживать людей;

в — находить как новые варианты решения задач, так и новые результаты;

г — организовывать новые процессы, деятельность.

13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была связана с...

а — руководством людьми, трудовыми коллективами;

б — воспитанием и обучением людей;

в — преодолением стихийных сил природы;

г — комфортным, спокойным положением.

14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...

а — малозаметны, известны только узкому кругу специалистов;

б — известны коллективу, широкому кругу специалистов;

в — известны всей стране, широко освещались прессой;

г — всемирно признаны.

15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы...

а — зависела в основном только моя зарплата;

б — непосредственно зависело выполнение производственного задания цеха, группы;

в — зависела бы жизнь и здоровье людей;

г — зависел бы мир на Земле.

16. После окончания работы...

а — хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами;

б — интересно было бы продолжать думать о ней и дома;

в — ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься;

г — и не вспоминал бы о работе до следующего дня.

17. Хотел бы, чтобы работа была...

а — рядом с домом;

б — интересная, а далеко или близко от дома — неважно;

в — не связанная с командировками;

г — подальше от дома.

 

Чем больше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.

Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».

 

У ВХОДА В НАУКУ»

Цель: выявить склонность к творчеству, исследовательской, научной деятельности в сфере «человек—знаковая сис­тема».

Таблица-вопросник….

Качества Степень выраженности
А В С
       
1. Любопытство
1.Меня все интересует с первого взгляда. 2. У меня есть интересы помимо основного занятия 3. В свободное время у меня тоже есть серьезные дела (общественная работа, спорт и т.п.) 4. Я стараюсь расширить ту область, которой занимаюсь 5. Я всегда хочу знать больше обо всем 6. Я с удовольствием собираю материалы и информацию 7. Читать для меня…   Да     Да   Да   Да   Да   Да   Необходи- мость Нет     Нет   Нет   Нет   Нет   Нет   Скука Смотря по обстоятельствам   Иногда   Время от времени   Иногда   Некоторые темы меня интересуют   Иногда   Удовольствие
2. Упорство
1. Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца 2. Я заканчиваю то, что начал 3. Неудача меня обескураживает 4. Неудача побуждает к размышлениям 5. Ради дела я готов пожертвовать удовольствиями Да   Да Нет   Да   Да Нет   Нет Да   Нет   Нет Зависит от цели   Иногда Я смеюсь над этим   Немного задумываюсь   Время от времени
3. Честолюбие
1.В профессии для меня важно… 2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь 3. Если представится случай, я переменю профессию на более интересную 4. Ради новых знаний я бы охотно посещал специальные курсы 5. Я люблю встречи и дискуссии 6. Я люблю коллективную работу Возможность творчества   Да   Да     Да   Да   Да Спокойствие     Нет   Нет     Нет   Нет   Нет Хорошая зарплата   Вызывает лишь интерес   Все зависит от выигрыша   Надо чтоб меня заставили Умеренно   Могу приспособиться
4. Изобретательность
1.Я размышляю о механизмах мышления 2. Меня интересует устройство прибора, которым пользуюсь 3.Я представляю, как можно его улучшить 4.Думаю, что у меня умелые руки 5.Меня интересует логика в рассуждениях 6.Размышляя, я готов отказаться от своих старых представлений Да   Да   Да     Да Очень     Если убежден Нет   Нет   Нет     Нет Не задумываюсь над этим Иногда Иногда, если вынужден Иногда   Иногда     Кое-что умею Предпочитаю занимательность   Это слишком трудно
5. Мои сильные стороны
1.Здоровье позволяет мне напряженно работать 2.В общем, мне везет 3. Моя память... 4. Меня привлекает необычное 5. Я убежден в ценности квалификации 6. Я выбрал профессию... 7. Я люблю мечтать и фантазировать 8. Не люблю одиночества 9. Люблю размышлять в уединении 10. Когда нужно, я умею отрешиться   Да   Да Хорошая Да   Да По призванию   Да Да   Да   Да Нет   Нет Плохая Нет   Нет Случайно   Нет Нет   Нет   Нет Умеренно   Иногда Средняя Если это касается моих интересов В некоторой степени Из практических соображений Иногда Немного   Зависит от ситуации   Не всегда успешно
         

 

Анализ результатов.

Если большинство ответов в колонке «А», то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального? Возможно, это отто­го, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось.

Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к твор­честву. Может, дело в чрезмерной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.

Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталанных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть, хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.

Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А.Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.

Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают творческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких личностях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.

1. Открыватель. Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений.

2. Созидатель. Обладает умением создавать, конструировать новые материалы, машины технологии и др.

3. Нарушитель границ. Для него характерно очень существенное для исследователя качество: способность переходить из своей узкой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексными проблемами, на стыке наук.

4. Независимый. Умеет противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и методам работы.

5. Фантазер. В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям
предъявляется жесткое требование: они должны быть достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предска­зать его будущее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое ценное качество фантазера — способность подниматься над реальностью.

6. Системщик. Его задача — видеть предмет в целом, со всеми его связями и по­следствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специалистам, обслуживающим ведомственную науку. Многочисленные прожекты вроде поворота северных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строительства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий имеют общий недостаток: узость профессионального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности.

7. Разрушитель. Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормозят развитие науки.

8. Искатель. Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.

9. Диалектик. Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, явлениях, событиях.

10. Синтезатор. От него требуется умение за конкретными частностями разглядеть общие закономерности.

Все эти качества объединим в понятии «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:

открыватель — методист системщик — «зашоренный»

созидатель — потребитель разрушитель — охранитель
нарушитель — «патриот» искатель — догматик

независимый — конформист диалектик — прямолинейный

фантазер — педант синтезатор — интерпретатор.

 

В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.

Левая сторона — качества, необходимые для производства нового знания.

Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех.

Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого». Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам.

Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это выглядит так: Я — созидатель — нарушитель — потребитель — системщик — педант».

 

Рекомендованная литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003, С. 171-195.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001, С. 315-327.

 

Практикум № 5. Зрелый возраст и старость

Зрелость

Вопросы для обсуждения

  1. Общая характеристика возраста. Социальная ситуация развития.
  2. Общие представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте.
  3. Развитие личности в зрелом возрасте.
  4. Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: