Вопросы государственной социальной ответственности тесно связаны с необходимостью государственного и наднационального правового воздействия и контроля за экономическим и социальным благополучием граждан.
Социальная защита – это инструмент, позволяющий реализовать еще одну особенность правового общества: социальную ответственность государства перед личностью.
Социальная ответственность рассматривается как совокупность определенных естественных социальных обязанностей государства, которые в значительной степени формировались под влиянием нравственных категорий морали, добра и справедливости. Поскольку исторический опыт доказывает особую уязвимость социальных меньшинств, они нуждаются в дополнительном правовом статусе и защите.
Важнейшими характеристиками социально ответственного государства по мнению экспертов служат следующие показатели:
— высокие расходы общества на заработную плату (40—60% ВВП);
— развитая система социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20—25 процентов ВВП;
— высокая доля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (7—9 процентов ВВП) и образование (4—6 процентов ВВП);
— системная государственная деятельность по обеспечению занятости, создание условий для внедрения эффективных систем профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства широких слоев населения.
Мировой опыт свидетельствует, что социально ответственные государства стремятся привлекать к выполнению социальных функций не только институты гражданского общества, но и бизнес-структуры. Так, в последние 20 лет в развитых странах активно стимулируется процесс формирования и развития корпоративной социальной ответственности, которая находит свое выражение в реализации бизнесом социальных программ. Их цели:
|
— проведение добросовестной деловой практики (основанное на соблюдении всех договоренностей осуществление взаимовыгодных отношений между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании);
— развитие персонала (реализация учебных программ с целью повышения профессионального уровня работников, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам компании социального пакета, создание условий для полноценного отдыха и досуга, поддержание в организации благоприятного социально-психологического климата, вовлечение сотрудников компании в процессы принятия управленческих решений);
— развитие местного сообщества (выполняемые на добровольной основе программы поддержки социально незащищенных слоев населения, сохранение объектов культурно-исторического значения, спонсирование культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержка социально-значимых исследований и кампаний, участие в благотворительных акциях);
— природоохранная деятельность и ресурсосбережение (инициативные действия компании по сокращению вредного воздействия производства на окружающую среду, экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, по организации экологически безопасного производственного процесса, экологически безопасных транспортных перевозок и др.);
— проведение в компании социально ответственной реструктуризации (реорганизация действующих и создание новых структурных подразделений с учетом прежде всего интересов персонала);
|
— социально ответственное инвестирование (приоритетное вложение средств в социальное развитие компании с соблюдением этических норм).
В большинстве развитых стран проявляемая бизнесом социальная ответственность считается не обязанностью, а добровольным делом любой компании. В то же время показатели социальной деятельности компаний признаются серьезным конкурентным преимуществом на рынке инвестиций.
В России по-прежнему сохраняется неоправданно высокая дифференциация в доходах различных социальных групп российского общества.
Специалисты отмечают, что рост неравномерности в доходах, крайне нежелательный со всех точек зрения, не только не имеет законодательных издержек, но, напротив, проистекает из отдельных норм и практики исполнения законов. В этой связи следует упомянуть переход к плоской шкале подоходного налога вопреки международной практике. Для более полной собираемости налога этот переход ничего не дал — увеличение массы подоходного налога, по мнению экспертов, связано с ростом заработной платы, а не с выходом части доходов «из тени». Следует также отметить неравенство в налогообложении заработной платы и доходов от собственности: в первом случае ставка составляет 13 процентов, а во втором — только 6 процентов, и эта разница в налоговой нагрузке не снижает, а увеличивает неравенство людей по доходам.
Есть и другая сторона этой проблемы. Недостаточные расходы на заработную плату приводят к низким расходам на финансирование государственных внебюджетных социальных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования, которые составляют сегодня 7 процентов ВВП. В итоге совокупные расходы в России на материальное потребление населения (заработная плата плюс социальное страхование) составляют всего около 30 процентов ВВП, что в 2 раза меньше, чем в развитых странах. А это значит, что социальное положение значительной части работающих в России не отвечает сегодня критериям достойной жизни, что является одной из основных причин, затрудняющих процесс преодоления в российском обществе бедности и социальной отчужденности.
|
Следует также отметить, что в современной России эффективно работающие компании в последние годы уделяют социальным вопросам определенное внимание. Этому способствовал следующий ряд факторов:
— приход на российский рынок иностранных компаний, для которых менеджмент, направленный на устойчивое развитие и включающий социальную ответственность как составную часть управления, является уже решенной проблемой;
— выход российских компаний на международный рынок, который потребовал перестройки их деятельности в соответствии с требованиями международных стандартов;
— расширение сферы присутствия российского бизнеса в различных регионах — субъектах Федерации, неизбежно связанное с необходимостью установления благоприятных отношений с местным сообществом и развития их социальной инфраструктуры, без которой эффективное ведение бизнеса не представляется возможным.
По мнению экспертного сообщества, для процесса формирования и развития корпоративной социальной ответственности в России сегодня характерны следующие тенденции.
В крупных компаниях стали разрабатываться среднесрочные и долгосрочные программы социальной политики. В Докладе о социальных инвестициях в России (2008 г.), подготовленном в соответствии с вышеуказанным исследованием, корпоративная социальная ответственность конкретизируется в виде следующей совокупности действий работодателя: работа с персоналом строго в соответствии с действующим законодательством; обучение персонала; информационная открытость компании; медицинская страховка персонала; детские программы; экологические программы; стратегия обеспечения безопасности производства; взаимодействие с некоммерческими организациями в регионах присутствия; корпоративная пенсионная система; благотворительность.
Средний и малый бизнес в современной России занимают в сфере социальной ответственности, как правило, либеральную позицию — их участие в социальной деятельности носит эпизодический характер, а проводимая социальная политика позволяет лишь удерживать в компаниях особо дефицитных работников, которых трудно найти на рынке труда.
Во взаимодействии власти и бизнеса, по мнению экспертов, четко просматривается административное принуждение — власть довольно жестко рекомендует бизнесу быть социально ответственным. При этом доминирование неформальных практик нередко приводит к тому, что интересы общества оказываются менее значимыми по сравнению с интересами конкретных чиновников.
Исследование также показало, что конкретные проявления социальной ответственности российского бизнеса оцениваются в обществе неоднозначно. Так, предприниматели сегодня переоценивают: создание рабочих мест, предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий, создание центров повышения квалификации, выплаты премий, стипендий талантливым людям — ученым, деятелям искусства, спортсменам, студентам.
В то же время предприниматели, как правило, недооценивают социальную важность предоставления материальной помощи представителям наиболее уязвимых слоев населения — малоимущим, инвалидам и др.; целесообразность развития материальной базы здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта; актуальность решения социальных проблем регионов: дороги, водо- и энергоснабжение и т. п.
Для того чтобы российский бизнес проявлял больше социальной ответственности, по мнению экспертов, необходимо:
— разрешить предпринимательским структурам включать средства, вкладываемые в благотворительность и социальные инициативы, в издержки производства;
— обеспечить законность и четкое правоприменение существующей нормативной базы, регулирующей социальную деятельность;
— определить с участием представителей бизнес-сообщества конкретные сферы социальной деятельности частных фирм, которые приветствуются государством, с соответствующими формами их косвенного стимулирования.
Практика показывает, что социально ответственный бизнес находится не только в прямой зависимости от проводимой государством политики, но и от действий социально ответственного гражданского общества, и в первую очередь от профсоюзов. Социально ответственные профсоюзы должны обладать точным знанием реальных интересов работников, способностью их адекватно оценивать, соотносить с общественными интересами и отстаивать, используя при этом все разрешенные законом средства — от договорных отношений до забастовок.
Публикуемые сегодня российскими компаниями социальные отчеты дают представление о реализованных ими социальных программах, а в ряде случаев и о затратах на их осуществление, однако управление этим процессом со стороны государства носит пока стихийный характер. Изменить эту ситуацию может разработка и внедрение российского стандарта корпоративной социальной ответственности.