Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами




 

С социально-психологической точки зрения содержанием руководства малыми группами является формирование психолого-педагогических воздействий на группу и ее членов с целью более полного включения индивидов в деятельность, выработки у них осознанного и активного поведения, всестороннего развития личностей и групп в целом, ликвидации предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций.

В самом общем виде структура руководства малыми группами может быть представлена на рис. 3.

Для успешного руководства малыми группами и решения всего комплекса возникающих при этом задач необходимо наличие специальной системы социально-психологического обеспечения этого процесса. Эта система должна обеспечивать анализ индивидуальных качеств членов групп, оценку социально-психологического климата в группах, изучение условий, в которых осуществляется их деятельность, исследование путей повышения эффективности функционирования групп, определение методов и средств управления групповыми процессами, выдачу предложений и рекомендаций по формированию управляющих воздействий на группы и оценку эффективности этих воздействий.

Социально-психологические факторы руководства деятельностью малых групп можно рассматривать как элементы системы управления, которые реализуют в механизмы социальной регуляции групповой деятельности индивидов в рамках функционирования определенных социальных закономерностей. В этом смысле социальные и социально-психологические механизмы управления групповой деятельностью в целом и группами в частности являются результатом научного познания диалектики единства субъективного и объективного в действии социальных законов и тенденций, реализуемых в совместной деятельности членов групп.

 

Рис. 3. Функции руководства (ФР) малыми группами

 

Иначе говоря, социальные и социально-психологические механизмы руководства малыми группами являются продуктом субъективного отражения объективных общественных процессов в целях использования их в практике управления функциональной деятельностью малых групп в конкретной предметной области.

Для анализа процесса функциональной деятельности малых групп, его социальной детерминации необходимы исследования по меньшей мере трех пар категорий: «объективные и субъективные условия реализации, «субъекты и объекты деятельности», «объективные и субъективные факторы» [42]. Такой подход дает возможность раскрыть вопросы социальной детерминации совместной деятельности индивидов под углом зрения, во-первых, условий, в которых он реализуется, во-вторых, личностных качеств субъектов деятельности и их направленности, в-третьих, процедур, методов и способов активизации профессиональной деятельности, ее стимулирования в ходе управления.

Субъективные условия как определенные социально-психологические качества действующих субъектов группового процесса взаимодействия индивидов и объективные условия реализации их функционирования как качества объективной стороны деятельности людей в системе управления выступают как предпосылки, возможности их социальной деятельности в системе.

Потенциал детерминации социальной деятельности субъектов малой группы, присутствующий в этих предпосылках в ходе их совместного функционирования, преобразуется в активное детерминирующее начало. Именно он определяет в дальнейшем социальный потенциал личности и коллектива в целом.

Качественный переход детерминационного потенциала этих предпосылок из пассивного, нераскрытого состояния в прогнозируемое актуальное, деятельностное состояние определяет гносеологический смысл и практическое значение понятий «социологический фактор управления» и «социально-психологический фактор руководства малыми группами».

Таким образом, под социально-психологическими и социологическими факторами управления малыми группами далее будем понимать такое качество социальных и социально-психологических условий реализации групповой деятельности и руководства группами, при которых их регуляционный потенциал научно познан и целенаправленно реализуется в конкретной системе управления.

Так как в понятии «социально-психологический фактор руководства малыми группами» присутствует субъект сознательного освоения социальных условий деятельности, то это дает возможность содержательно интерпретировать субъект-объектные и субъект-субъектные взаимодействия в группе, складывающиеся в ходе совместной деятельности индивидов.

Объективные условия общественной среды, в которой функционирует группа, преломляются через внутренние психические закономерности субъекта управления, через его способ восприятия и оценки этих объективных обстоятельств.

С общеметодологической точки зрения рассмотрение отдельного члена группы как активного участника совместной деятельности во взаимодействии с системой управления требует прежде всего дифференциальной характеристики внешних факторов, определяющих его поведение.

В общей характеристике факторов, регулирующих поведение индивида в некоторой системе, с которой он активно взаимодействует, выделяют несколько групп [5]: материальные условия деятельности; объективные общественные и прежде всего функциональные отношения; формы общественного сознания. При этом подчеркивается, что в общем виде разные уровни социальной детерминации психики и поведения человека включают в себя факторы исторического и общественного развития его индивидуальной природы. Эти факторы по-разному детерминируют процессы, свойства и качества психических явлений, разную степень и темпы изменчивости этих явлений в ходе онтогенетического развития человека. Наиболее кардинальным общественно-историческим изменениям подвергаются те свойства личности, в которых отражаются общественные условия жизни. В ходе общественно-экономических изменений по-разному выступает содержание личных и общественных интересов, меняется содержание мотивов поведения индивидуально каждого члена группы.

Жизнь и деятельность малых групп в различных сферах их функционирования на современном этапе показывают, что группы нередко сталкиваются с социальными факторами, оказывающими дезорганизующее воздействие на их деятельность, их взаимоотношения, разрушающими традиции коллектива. Эти факторы могут порождаться внешней социальной средой, определенными общественными группами, социальными процессами, а также отдельными событиями общественной жизни. Они могут проявляться в постановке перед группами задач, не соответствующих их предназначению и нравственно отвергаемых большинством их членов, в просчетах руководителей структурных подразделений, выражаемых, например, в неправильной расстановке членов коллектива для выполнения поставленных задач, игнорировании функционально-ролевой структуры и т.п.

Изменения в психическом складе людей, в их поступках и действиях, обусловленные изменениями в общественных отношениях, являются более или менее сходными и оптимально-устойчивыми для людей, живущих в определенную общественно-историческую эпоху.

В конкретных условиях эти общие социальные факторы по-разному сочетаются со специфическими условиями жизни и деятельности отдельной личности и отдельного коллектива. Существенным моментом в понимании механизма этой индивидуализации воздействия социально-детерминирующих факторов на человека и на конкретный коллектив является выделение из общей совокупности социальных детерминант специфических условий их жизни и деятельности.

Например, группы студентов вуза имеют не только общие для любой группы социально-психологические черты, но и обладают специфическими признаками, которые обусловлены особенностями конкретных задач вуза, характером повседневной деятельности студентов. Эти признаки следующие:

учебные группы в вузе характеризуются однородностью возрастного состава, слиянием в единый процесс обучения и воспитания, сравнительно высокой степенью самоуправления, интенсивностью общения, наличием достаточно четкой регламентации отношений и наличием функциональной зависимости членов группы, определяемых системой субординационных отношений; структура межличностных отношений в учебных группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий; в учебных группах вуза их формальные структуры определяют состав подгрупп с внешним статусом.

Последний отличительный признак, как это отмечено выше, является наиболее характерным для большинства малых групп. Он обусловливает долговременное воздействие на группу внешнего статуса. Сам внешний статус определяет назначение группы, профессионально-квалификационное распределение позиций индивидов в соответствии с назначением группы. Кроме этого, он по отношению к межличностному общению является чисто внешним периодически долговременным управляющим воздействием и регламентирует функциональные и правовые отношения индивида с системой, в которой функционирует группа.

Подход к определению механизмов социально-психологического управления группой с внешним статусом представляется важным уже из-за перечня субъективных, отражающих сознание признаков, заложенных как в саму группу, так и во внешний статус. Это связано с тем, что, во-первых, в аксиоматику науки об изучении психологических характеристик личности и коллективов заложена несовместимость внешнего статуса и межличностного общения, что и делает группу внутренне конфликтной по определению [4], Во-вторых, профессионально-квалификационная стратификация в общем случае может не соответствовать личностной структуре группы, которая генерируется межличностным общением и личностными признаками индивидов. Это приводит к структурированию группы с внешним статусом по признакам отношения к нормам внешнего статуса.

Социологическая неоднородность и неоднозначность ориентации структурных единиц в группах с внешним статусом вызывают неоднозначный отклик на внешнее воздействие, определенный на широком спектре отношений и мотивировок. Указанные особенности сильно усложняют процессы управления группами в вузе.

Методологической основой формирования подхода, позволяющего хорошо ориентироваться в многообразии механизмов регуляции социального поведения и деятельности индивида, является принцип соотношения внешнего и внутреннего в детерминации его поведения. Психологический аспект принципа детерминизма раскрыт С. А. Рубинштейном [38]. Специфическая формулировка действия этого принципа в психологии такова: внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий. Таким образом, через реализацию соотношения внешнего и внутреннего психическое вводится в механизм социальной детерминации процессов, регуляции деятельности групп. В связи с этим основная линия социально-психологических исследований в области руководства малыми группами заключается в раскрытии внутренних условий, опосредующих психический эффект внешних воздействий субъектов социальной деятельности, внутренние закономерности и механизмы психической деятельности индивидов. Раскрытие процесса перехода внешней детерминации во внутреннюю побудительную мотивацию - именно в этом состоит суть анализа психических и социально-психологических механизмов управления социальной деятельностью малых групп.

В состав внутренних условий включается широкий спектр явлений, определяющих текущее состояние субъектов в деятельности. Это индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, потребности, диспозиции отдельных членов групп, их чувства и способности, сие темы их навыков, знаний, умений и привычек, в которыу отражен индивидуальный опыт каждого члена группы.

Несмотря на то, что для значительного числа групп с высшим статусом характерна преимущественно совместно-индивидуальная деятельность, она оказывает влияние на характер межличностных отношений, причем степень этого влияния возрастает по мере развития группы.

Такой подход к пониманию внутренних условий управления социальной деятельностью взаимодействующих друг с другом индивидов делает возможным и необходимым рассматривать процессы управления не только как внешнее стимулирование психических явлений, отдельных актов поведения индивидов, но и как влияние на целостную личность, целостный коллектив, опосредуемое их социально-психологической структурой. В этом случае активное включение членов группы в проблемную ситуацию в рамках некоторой системы предполагает анализ ситуации, выделение в ней тех условий, которые должны быть соотнесены с требованиями, и задачами, выходящими за пределы этой ситуации. При этом, изменяя ситуацию, преобразуя существующие условия, индивид изменяется сам. Таким образом, в малой группе в процессе деятельности реализуется система всеобщей связи и зависимости между объектами и субъектами деятельности. Объективные отношения обстоятельств, проявляющиеся в процессе деятельности, раскрываются и преломляются через внутренние закономерности функционирования системы и развития субъекта деятельности, через систему его субъективных отношений.

Движущей внутренней силой человеческого поведения является мотивация личности. Формирование мотивов социального поведения осуществляется преимущественно сознанием, являющимся ее ядром.

В своей основной части мотивация как многомерное психологическое образование «строится» личностью с помощью рефлексивных процессов. Личность вырабатывает отношение к возникающим у нее побуждениям, импульсам, влечениям, соотносит их со своими возможностями, с идущими извне требованиями и собственными представлениями о должном характере поведения, с вероятностью успеха мотивационного действия.

Таким образом, процесс формирования мотивационной структуры деятельности членов группы обучающегося необходимо рассматривать как многоэтапный, полимодальный процесс, интегрирующий в себе параметры желательности, необходимости и возможности реализации действий и долженствования. Только при достаточно высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров обеспечиваются непреодолимость стремлений, положительное отношение к деятельности и успешность решения задач деятельности.

Отмеченные особенности формирования системы мотивационных факторов в деятельности индивидов усложняют процессы диагностики и использования в руководстве группами мотивации деятельности их членов как важнейшего механизма социально-психологического руководства малыми группами. Сложность использования данного механизма руководства заключается также в том, что при организации стимулирующих воздействий необходимо учитывать полимодальность мотивации: важно подкреплять модальность необходимости и долженствования, раскрывать перспективы совершенствования личности, способствовать поднятию уровня ее самооценки и актуализировать ее социальный потенциал. Решение этих вопросов с учетом особенностей организации образовательного процесса не отражено в литературе и на наш взгляд может рассматриваться как предмет дальнейших исследований.

Искусство создания мотивирующих воздействий состоит в том, чтобы актуализировать реальные резервы личности, не выходя за объективные пределы ее возможностей. Формирование мотивационной структуры индивидов в ходе совместной деятельности возможно посредством поддержания и развития полезных навыков, стереотипов поведения, что требует целенаправленного воздействия на их сознание и связанную с ним эмоционально-волевую сферу деятельности субъектов и объектов деятельности, изменения и формирования наиболее устойчивых психических механизмов регуляции поведения ценностных ориентации и установок.

Специфика формирования ценностных ориентации членов малых групп с внешним статусом характеризуется тем, что они проходят определенный период социализации, усваивая новые социальные свойства и качества. Этот процесс является процессом динамического формирования личности посредством деятельности. Общая структурная схема механизмов регуляции ценностных ориентации в свете современных представлений может быть представлена в виде трех уровней в зависимости от степеней включения личности в групповую деятельность [6,13].

Первый - уровень предметной деятельности индивида. На этом уровне для регуляции социальной деятельности групп могут быть использованы предметные ситуации.

Второй уровень определяет условия группового общения индивида. Начиная с этого уровня, структура диспозиции механизмов регуляции ценностных ориентации содержит три основных компонента: эмоциональный (оценочный, определяющий личный статус, положение индивида в иерархии межличностных отношений), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий.

Третий (высший) уровень механизмов регуляции ценностных ориентации образует система ценностных ориентации личности на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

В работах [6, 13] подчеркивается наличие зависимости системы ценностных ориентации индивида от социальных условий жизни. В результате если выделить в системе ценностных ориентации личности ядро субъективных отношений к общим социальным условиям ее жизнедеятельности, то это ядро будет определять жизненную позицию личности, баланс направленности её интересов.

В этих условиях формы и методы, активизирующие активное творческое начало индивидов в группе, обеспечивают стимуляцию поиска членами группы личностного смысла. Тем самым обеспечивается регуляция ценностных ориентации индивидов на верхнем уровне диспозиционной иерархии личностей членов групп.

Активное применение мотивационно-регуляционных механизмов регуляции деятельности индивидов в группах в настоящее время сдерживается из-за отсутствия системных исследований глубинных механизмов формирования личности в процессе деятельности [39]. Кроме того, в настоящее время отсутствует общая методология динамичной организации деятельности индивидов в зависимости от условий их совместного функционирования, на основании которой могла бы быть разработана стратегия воспитания в процессе деятельности самостоятельно мыслящих людей.

Такая постановка проблемы социально-психологического обеспечения руководства малыми группами отражает принципы рассмотренной выше концепции социального детерминизма, а также вытекающие из нее общие положения теории управления состояниями малых групп. В частности, обращаясь к упомянутому выше принципу соотношения внешнего и внутреннего в детерминации социальной деятельности групп, необходимо отметить, что с точки зрения общей теории управления важнейшим принципом динамичного существования внешних и внутренних детерминант социального управления является принцип необходимого разнообразия [4, 10]. Согласно этому принципу успешно справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием. Закон необходимого разнообразия в данном случае служит одновременно законом необходимого объема и качества знаний о социально-психологических механизмах регуляции поведения личности и коллектива, а также законом необходимого объема и качества внешних и внутренних средств реализации этих знаний в практике управления малыми группами.

В качестве внешних средств управления состоянием групп выступают имеющиеся в распоряжении руководителей объективные социологические факторы управления, адекватные состоянию формируемых и управляемых ими социально-психологических механизмов сознательной саморегуляции поведения социально активного объекта, т. е. малой группы.

Таким образом, специфика подхода к характеристике факторов социальной детерминации групповой деятельности индивидов заключается в том, что социальные факторы рассматриваются как исходные, определяющие поведение индивида в группе, но не исключительные составляющие его жизнедеятельности и его общностей. В процессе деятельности осуществляется постоянная связь индивида с другими элементами системы, управления, например, с внешним миром, и отдельный человек выступает как активная сторона взаимодействия.

Научное понимание реальных взаимоотношений индивида с объективной действительностью предполагает также раскрытие социально-психологических закономерностей и механизмов, детерминирующих влияние социальных факторов на деятельность отдельных индивидов и групп в целом. В качестве механизмов регуляции социальной деятельности малых групп рассматриваются диспозици-онные формы межличностных отношений в них, компонентами которых являются ценностные ориентации индивидов на участие в социальной деятельности, удовлетворенность индивидов результатами социальной деятельности в коллективе, субъективные оценки социальной деятельности групп. Как мы знаем, управление социальными процессами в малых группах по своему содержанию включает следующие функции: сбор и обработку диагностической информации о состоянии социальной зрелости коллектива; планирование его социального развития; организацию выполнения этого плана; оперативный учет и контроль исполнения посредством сбора информации о результатах управленческих воздействий.

Таким образом, система социально-психологического обеспечения руководства малыми группами в различных сферах их деятельности должна содержать (рис. 4) подсистему сбора и обработки информации, подсистемы социально-психологического обеспечения профессионального отбора кандидатов, комплектования групп, адаптации членов групп к специфическим условиям деятельности, формирования морально-психологических характеристик индивидов и групп в целом, формирования устойчивой профессиональной ориентации членов групп, предупреждения конфликтов, расстановки, воспитания и аттестации членов групп, образующих ее формальную структуру, подсистему оценки эффективности применения сформированных психолого-педагогических воздействий. В свою очередь каждая подсистема социально-психологического обеспечения состоит из двух подсистем: подсистемы диагностики, оценивающей соответствующие социально-психологичес-кие характеристики индивидов и групп, и подсистемы выработки рекомендаций по формированию управляющего социально-психологического воздействия на коллектив. В целом проблема социально-психологического обеспечения руководства малыми группами может быть рассмотрена как проблема гармонизации непрерывного процесса разрешения неантагонистических противоречий между состоянием социально-психологической зрелости коллектива, личности в коллективе, с одной стороны, и социально-психологической эффективностью методов внешнего управления социальной деятельностью группы, с другой стороны. Понятие «социально-психологическая зрелость» коллектива может быть раскрыто исходя из меры выраженности в состоянии социальных элементов коллектива (личностей и их внутриколлективных микрообщностей) и его общественных отношений социальной сущности целей и задач деятельности.

 

Рис. 4. Структура системы социально-психологического обеспечения СПО руководства малыми группами

 

Достаточно содержательно состояние социальной и социально-психологической зрелости личности и коллектива описывает широко применяющееся в современной социальной психологии понятие «социализация личности и коллектива» [8, 34, 35], количественными выражениями которого являются соответственно оценки социальных потенциалов отдельных личностей и групп в целом.

Данный подход кажется обоснованным и близким к поставленной исследовательской задаче, поскольку она не отрицает хорошо зарекомендовавших себя критериев эффективности организации деятельности малых групп, оценивающих продуктивную сторону этого процесса, а дополняет их, раскрывая содержание процесса деятельности с точки зрения освоения коллективами своей общественной сущности [11, 12, 20].

Исходя из этих посылок, под социализацией малых групп в деятельности будем понимать такой процесс смены состояний их социально-психологических форм, когда внешнее общественное становится внутренним, социально-психологическим атрибутом социальной целостности коллектива.

Социальный потенциал коллектива, таким образом, может быть определен как количественная оценка его социального развития, а именно - процесса содержательного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью.

Принимая положение о том, что руководство малыми группами связано с влиянием на их социальный потенциал, основными целями руководства ими в процессе деятельности являются: развитие психологического и социального потенциала отдельных индивидов и групп в целом; обеспечение социально-психологических условий для реализации этого потенциала в деятельности с целью повышения продуктивности деятельности, повышения удовлетворенности членов группы совместным трудом и принадлежностью к группе (производственной бригаде, отделению, учебной группе, курсу, вузу и т.д.).

Принимая положение о том, что функция руководства (в отличие от других функций управления, например, планирования, организации) связана с воздействием на личность и коллектив в процессе их функциональной деятельности, попытаемся дать более четкое определение целей и содержания этой функции. Исходя из анализа задач управления основными целями реализации функции руководства являются следующие (см. рис. 3): развитие психологического и социального потенциала индивида и коллектива в целом;

обеспечение социально-психологических условий для реализации этого потенциала в процессе функциональной деятельности группы с целью повышения ее продуктивности, удовлетворенности членов коллектива результатами деятельности и принадлежностью к коллективу (производственной бригаде, воинскому подразделению, учебной группе, курсу и т. д).

Практическое значение указанных факторов для управления производственными, учебными и другими коллективами установлено в процессе прикладного исследования основных социально-психологических особенностей малых групп с различными уровнями их развития.

Нами проведено анкетирование (форма анкеты и методы обработки по Багрецову С. А., 1999, см приложение 1) [10] 118 студентов 1-2 курсов 5 групп ВФ СыктГУ. Результаты данных исследований представлены в табл. 1. Как видно, процесс возрастания уровня удовлетворенности индивидов своим участием в конкретных сферах социальной деятельности группы обусловлен мерой взаимосвязанности двух пар рассматриваемых множеств. С одной стороны, «ценностные ориентации - субъективные оценки», а с другой «субъективные оценки - удовлетворенность деятельностью в группе». Этот факт находит свое отражение в выполненных в работе оценках особенностей рефлексивно-перцептивного отражения членов контактных групп с различными потенциалами их функционального и социально-психологического развития.

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные критерии эффективной реализации функции руководства малыми группами. Эти критерии формулируются следующим образом:

а) уровень развития психологического и социального потенциала группы и отдельных личностей, входящих в ее состав;

б) степень удовлетворенности деятельностью группы и принадлежностью к коллективу каждого члена группы.

 

Таблица 1.

Система классификации учебных групп с различным социальным потенциалом

Социально - психологические характеристики Тип группы  
с высоким потенциалом с низким потенциалом  
Опосредованность характера межличностных отношений Деятельностью (преобладание эмоционально-де-ловых отношений) Эмоциональными отношениями  
Степень совпадения официаль-ной и неофициальной структур высокая ≥ 0,68 низкая ≤ 0,3  
     
   
Уровень ценностно-ориентаци-онного единства (ЦОЕ) ЦОЕ ≥ 0,76 ЦОЕ ≤ 0,4  
Уровень благополучия во взаимоотношениях (УБВ) УБВ =55% УБВ = 57%  
Коэффициент взаимности (KB) KB = 56% KB = 59%  

Список литературы

 

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239 с

2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. - М., 1989. - 30 с.

3. Айвазян С. А., Бухштабер В. М. и др. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 608 с.

4. Аллахвердова О. В., Доценко А. Н., Степанова И. И. Комплекс методов групповой психодиагностики для комплектования малых групп / Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. М.: ИП АН СССР, 1989. - С. 101-118.

5. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построения системы социально-психологического знания // Вестник Моск. ун-та. Сер. «Психология. » - 1986. - № 4.

6. Аумала О. Интеллектуальное управление с использованием многомерного анализа сигналов / Материалы школы по проблемам создания интеллектуальных средств измерений. - М.: ЦП ВНТО приборостроителей им. С. И. Вавилова, 1989.

7. Багрецов С. А. Автоматизированная подсистема выявления типа преобладающего отношения обучаемых к членам коллектива / Вторая научно-техническая конференция училища. - Пушкин: ПВУРЭ ПВО, 1991. С. 95-96.

8. Багрецов С. А. Вопросы компьютеризации учебно-воспитательного процесса: Тематический научно-технический сборник. - СПб.: ПВУРЭ ПВО, 1992. - 146 с.

9. Багрецов С. А. Методика определения неофициального лидера в коллективе / Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Часть 9. - Минск: МВИЗРУ, 1986. С. 107-113.

10. Багрецов С. А Методологические проблемы организации, проведения и обработки психолого-педагогического эксперимента. - Пушкин: ПВУРЭ ПВО, 1990. 201 с.

11. Барашков П. Н., Житницкий М. И., Захаров А М. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе. - Л.: ВАС, 1990. - 212 с.

12. Батурина Т. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения. - М.: Педагогика, 1973. - 95 с.

13. Бибрих Е. Е. Исследование видов целеобразования. - Кишинев: Штиинца, 1987. - 129 с.

14. Венда В. Ф., Тапаев В. П., Санников А. И. Информационное взаимодействие операторов при групповом решении задач / Теория и эксперимент в анализе труда операторов. - М.: Наука, 1983. - C. 77-95.

15. Гайдар К. М. Самостоятельная деятельность студентов: некоторые основы самоорганизации. - Воронеж: ВГПН, 1994. - 20 с.

16. Гирфанов А. С. Основы применения активных методов обучения: Методическое пособие. - Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1989. 32 с.

17. Голубева И. В. Социально-психологическая направленность личности как фактор, определяющий особенности поведения / Личность и группа: Сборник статей / Отв. ред. Б. О. Парыгин. - Л., 1971.

18. Губинский А. И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. - Л.: Наука, 1982. - 270 с.

19. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: МГУ, 1979. - 128 с.

20. Житницкий М. И. Эффективность процесса обучения в высшей школе / Под ред. А. В. Косова. - Л.: ВВМУ им. М. В. Фрунзе, 1985. 115 с.

21. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. - Киров: ЭННОМ, 1991. - 95 с.

22. Журавлев А. Л., Фролова Н. П. Управленческое взаимодействие в бригадах с разным типом совместной деятельности // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. - М.: ИП АН СССР, 1987. - 157 с.

23. Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. - 1983. № 1. - С. 57-67.

24. Журавлев А Л. Социально-психологические проблемы управления / Прикладные проблемы социальной психологии: Сборник статей. - М.: Наука, 1983. - С. 173-189.

25. Зинченко В. П., Мукинов В. М. Основы эргономики. - М.: МГУ, 1980. - 348 с.

26. Иванова Т. А., Иванов В. В. Групповая динамика, вызванная внешним воздействием. - М.: РХТУ. - 1993. - Деп. в ИНИОН, № 35233 - 16 с.

27. Иванова Т. А., Иванов В. В. Конструктивность и деструктивность групповой динамики, вызванной внешним воздействием. - Красноярск: Полиграф-мет. - 1991. - 48 с.

28. Иванова Т. А., Иванов В. В. Социальные признаки успеха группового воспитания специалиста в вузе. - Новомосковск: НФ МХТН. 1991. - 80 с.

29. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: БГУ, 1996. - 212 с.

30. Кричевский Е. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991. - 203 с.

31. Межличностное восприятие в группе / В. С. Агеев, Г. М. Андреева, Ю. М. Жуков и др.; Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: 1981. - 294 с.

32. Немов Р. С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. - М.: Наука, 1982. - 212 с.

33. Паниотто В. И. Структура межличностных отношений. - Киев: Наукова думка, 1975. - 136 с.

34. Парыгин Б. О. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.

35. Парыгин Б. О. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1967. - 262 с.

36. Природа и основные характеристики научного знания // В журн.: Вестник общественных наук АН Арм. ССЕ. - 1984. - № 11.

37. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие / А. В. Барабанщиков и др. - М.: Воениздат, 1989. - 365 с.

38. Рубинштейн С. А. Бытие и сознание. - М.: Наука, 1957. 226 с.

39. Спасенников В. В. Выбор оптимального варианта комплектования малых групп с учетом совместимости и срабатываемости / Социально-психологи-ческие методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. - М: ИП АН СССР, 1990. - С. 46-58.

40. Тягушов А. Ф., Федотова А. П. Социологическая служба. - Л.: Лениздат, 1985. - 143 с.

41. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Коллектив и личность. - М.: Наука, 1975. - 184 с.

42. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980. - 215 с.

43. Шепанъский Я. Элементарные понятия социологии - М.: Наука, 1969. - 234 с.

44. Шибанов Г. П. Психология межличностных отношений в группе. – М.: АСТ, 2004. – 240 с.


Приложения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета и результаты экспертного опроса по оценкам основных составляющих социальных потенциалов малых групп

Анкета для изучения социальных потенциалов учебных групп

С целью проведения исследования социальных потенциалов учебных групп просим Вас заполнить следующую анкету:

1. Воинское звание _____________________________

2. Ф. И. О. _____________________________________

3. Должность __________________________________

4. Подразделение (напр.: 2-й к,, 1-й фак) _______

5. Заполните табл., руководствуясь следующим:

если на Вашем курсе нет учебных групп с каким-либо из указанных номеров, то вычеркните столбцы с номерами этих групп;

при ответе на пункты «а»-«д» используйте 5-балльную систему оценок:

1 балл - данного свойства не может быть в рассматриваемой группе;

2 балла - данное свойство отсутствует;

3 балла - данное свойство присутствует;

4 балла - данное свойство сильно;

5 баллов - данное свойство ярко выражено;

при ответе на пункт «е» разбейте все группы Вашего курса по местам в соответствии с Вашим собственным представлением о группах (которое вполне может и не совпадать с результатами, полученными при подведении итогов);

при ответе на пункт «ж» укажите, насколько Вы уверены в оценке, данной Вами той или иной группе курса. Для оценки используйте числа, находящиеся в интервале от 0 до 1:

0 - Вы абсолютно не знаете группу; 0,5 - Вы знае



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: