Глава 2. Влияние родительского воспитания на формирование психики человека.




В детстве закладываются фундаментальные личностные качества, которые в будущем должны обеспечить нравственные ориентиры, целеустремленность, жизнеспособность. Но детская психика так устроена, что воспринимает многое как губка. Она нестабильна, претерпевает изменения в разные периоды жизни ребенка, очень чувствительна к внешним воздействиям. Важную роль в формировании психики ребенка играет тип воспитания. Неправильное поведение родителей приводит к психологическим проблемам у детей.

Самыми частыми типами воспитания, которые приводят к пагубным последствиям, относят:

1. «Агрессия – наилучший способ воспитания»

Родители, придерживающиеся такого метода воспитания, часто специально, а иногда и ненамеренно пугают своего ребенка различными способам рукоприкладства и эмоционального давления: истерики с битьем посуды и порчей имущества, причинение ущерба себе и окружающим.

Характерные выражения:

· «Если ты ещё раз…»

· «Моё терпение кончилось»

· «Сколько можно говорить?»

В результате ребенок вырастает, либо в таких же агрессоров, либо в трусов (и то и другое – от страха). А всё потому, что ребенок с детства не видел другого проявления любви от родителей, помимо агрессии, и воспринимает проявление гнева, как нечто неотъемлемое.

2. Индифферентные родители.

Данный тип родительского воспитания базируется на полном/частичном равнодушии по отношению к ребенку. В основном, опекуны из – за своего

 

9.

психического состояния, в виде усталости, не уделяют ребенку должного внимание

и как следствие, появляется полнейшая невозможность нормально общаться с ребенком.

Характерные выражения:

· «Отстань!»

· «Иди сам поиграй»

· «Я устала на работе и не хочу с тобой играть»

Результатом такого воспитания является личность с полной неуверенностью себе, ненужность и неуместность в мире. Такие психические заболевания. Как депрессия и дистания чаще всего наблюдаются у людей, которых воспитывал такой тип родителей.

3. Тревожные родители.

Такие родители, Пытаясь оградить детей от опасностей окружающего мира, родители порой перегибают палку и практически лишают ребенка радостей жизни. Таких взрослых психологи называют тревожно-мнительными. Они переживают за детей даже тогда, когда для этого нет серьезных оснований. Нередко тревога начинает носить параноидальный характер. Родители не просто волнуются, а постоянно ждут, что произойдет что-то плохое, отравляя тем самым жизнь и себе, и ребенку.

Характерные выражения:

· «Не лезь!»

· «Мама переживает!»

· «Не связывайся!»

Результатом такого воспитания становится личность с большим количеством страхов и фобий. Ведь, ему с детства внушили, что мир – сплошная опасность, жить страшно, люди вокруг только и думают, как навредить.

10.

 

Такой индивид, в большинстве случаев, запуганный, недоверчивый и неприспособленный к жизненным трудностям и быту. А страх перед жизнью – самый большой тормоз для взросления, развития и личностного роста.

4. Опекающие родители.

Излишняя забота, гиперопека, желание всё сделать за ребенка типичны для тех, кто посвящает семье «всю себя». Такие родители мешают ребенку осваивать жизненное пространство и преодолевать трудности. В таком воспитании, родительское внимание смещено в сторону безопасности и чрезмерной вовлечённости в каждый шаг ребенка.

Характерные выражения:

· «Иди, отдохни, мама сделает всё за тебя»

· «Если с тобой что-то случится, мама такого не переживет»

Результатом такого воспитания является то, что вырастая, индивид оказывается полностью беспомощным во взрослом мире. Он не умеет принимать самостоятельные решения и отказывается покинуть родительский дом. Он не в состоянии построить семью потому, что в большинстве случаев, такие личности остаются «детьми» до старости.

5. Контролирующие родители.

Как следует из самого названия, основным признаком данного стиля является контролирующий подход к детям. Иногда его называют авторитарным или «вертолетным воспитанием», потому, что родители ведут себя в диктаторской манере или постоянно «нависают» над ребенком, словно вертолет, контролируя каждый его шаг.

Характерные выражения:

· «Ты куда?»

· «Ты зачем?»

· «А почему мы не знаем?»

В будущем, такие дети лишаются возможности иметь лидерские навыки, креативность и спонтанность. Также, они пытаются отдалиться от своих родителей.

11.

Среди представителей, выросших по такому воспитанию, чаще остальных встречаются асоциальные личности, «чайлд фри», а также, люди неспособные принять собственного решения. Больше всех такие индивиды подвержены депрессии и тревожности.

Также, психологи выделают определенные промежутки времени, в которые к ребенку следует проявить понимание и поддержку:

· Период 2,5—3,5 лет определяется как этап формирования самосознания, полного обособления «Я» и индивидуальности. Здесь ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения

· Кризис 7 – 8 лет связывают с моментом начала занятий в первом классе. Он характеризуется двумя основными изменениями в психическом развитии. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать. Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований: это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе. Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении отмечается что-то нарочитое, нелепое и искусственное.

· В 12 – 14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к зрелости. На этом этапе имеют значение как внешние,

12.

так и внутренние факторы. Внешние состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно зрелым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы определяются привычками и чертами характера, мешающими осуществить задуманное (внутренние запреты, стереотип подчинения родителям). Подростки чаще претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

 

Прежде всего, перед тем, как задумываться о появлении ребенка в семье, будущим родителям требуется разобраться со своим мышлением, страхом и эмоциями. Ведь, только счастливые родители смогут вырастить счастливых детей.

 

Если исправить ошибки в воспитании своего ребенка, то тогда родители смогут выстроить правильные нейронные связи у своих детей, которые смогут реализоваться, как личности в жизни 13.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: