Прибалтийская культура шнуровой керамики




Бронзовый век Северной Белоруссии изучен еще крайне слабо. Известно, что в 1900 - 1700 гг. до н.э. в Белорусское Понеманье заходила прибалтийская культура шнуровой керамики. Для этой культуры характерны пока только грунтовые могильники. Умерших хоронили в глубоких ямах, положив на бок в скорченном состоянии. Вместе с покойником клали ладьевидные топоры, топоры-клинья, амулеты из зубов животных, украшения из января и глиняные сосуды. Это были небольшие горшки с плоским дном и S-овидной профилировкой стенок. В верхней половине сосуда наносился орнамент, состоящий из нарезных линий или оттисков шнура. Иногда в погребениях встречаются кости животных: овец, коз, свиней. крупного рогатого скота. Интересно захоронение, обнаруженное в окрестностях Красного Села. Оно находилось на дне древней шахты. Скелет лежал на правом боку в скорченном состоянии. Вместе с ним находился горшок и костяная игла.

Поселений прибалтийской культуры известно мало. Они, как правило, имеют тонкий культурный слой с небольшим количество находок. Это свидетельствует о том, что носители культуры часто передвигались с места на место.

 

 


Тема: “Железный век Беларуси”

Археологическая карта территории Белоруссии в эпоху раннего железного века (VII в. до н.э. - середина V в. н.э.) характеризуется большим разнообразием этнокультурных группировок.

В западной части Белорусского Полесья в самом начале распространения железного века, по-видимому, проникали племена позднелужицкой культуры. Достоверных памятников этой этнокультурной общности здесь нет, однако, отдельные находки встречаются. Так, например, у д. Горбов на р. Ясельде были найдены два бронзовых лужицких браслета. Есть также отдельные места нахождения керамики. О прямом проникновении лужицких племен в Западное Полесье свидетельствуют открытые и изученные поселение и могильник этой культуры у с. Головно на Волыни, чуть южнее белорусской территории.

 

Культура подклошевых погребений.

Около рубежа V-IV вв. до н.э. на основе слияния лужицкой и поморской культур Польши в бассейне р. Вислы и Варны складывается новая культура, получившая название к-ры подклошевых погребений. Ее носители, продвигаясь на восток, проникли в Западное Полесье вплоть до р. Горыни и сыграли значительную роль в исторической ситуации на территории Польши и Белоруссии к концу I тыс. до н.э.

Поселения этой культуры неукрепленные, располагались на песчаных всхолмлениях в поймах рек или же на речных террасах. Жилища в основном ареале представлены полуземлянками и наземными дамами столбовой конструкции. Остатки наземного дома, состоявшего из жилой комнаты и пристройки в виде сеней были обнаружены В.Б. Никитиной на поселении Кусичи а Каменецком районе. Жилище отапливалось очагом, расположенном в неглубокой яме.

Могильники бескурганные с трупосожжениями. Остатки кремации помещали в глиняные сосуды-урны или ссыпали прямо на дно могильной ямы. Часто захоронения прикрывали сверху опрокинутым вверх дном горшком-клошем, откуда и пошло название к-ры. В погребениях, кроме урн, встречаются булавки, фибулы, кольца, гл. сосуды и др. находки. На территории Белоруссии известны два могильника культуры, исследованные В.Б. Никитиной и Ю.В. Кухаренка. Так, возле Дрогичина было раскопано 5 погребений, из них 2 урновых и три ямных. Оба урновых захоронения были перекрыты в одном случае двумя мисками, во втором - миской и горшком. В могильнике у д. Тростяница помимо керамики были найдены бронзовая фибула раннелатенской схемы, железное кольцо и подвески из бронзы.

Посуда культуры подклошевых погребений частично продолжает поморские традиции (урны и клоши со специально ошершавленным туловом и гладким верхом, миски с ребристыми краями, амфорные сосуды), частично развивается из лужицкой (клоши яйцевидных форм, окроглубокие горшки с ушками и т.п.). Такое же смещение наблюдается и в украшениях, в частности, в булавках.

По мнению В.В. Седова, носители культуры подклошевых погребений были самыми ранними славянами. Как считает этот исследователь, именно с культуры подклошевых погребений удается выявить элементы преемственности в развитии вплоть до достоверно славянских древностей второй половины I тыс. н.э. Однако, эта точка зрения разделяется далеко не всеми. Так, многие польские ученые полагают, что она оставлена балтами.

Милоградская культура

Носители милоградской культуры были восточными соседями культуры подклошевых погребений. Культура получила свое название по д. Милоград в Гомельской области. Ее ареал охватывал обширную территорию от среднего течения р. Березины на севере до р. Роси на юге. На западе территория милоградской культуры (МК) достигала верховьев Западного Буга и Польши, на востоке бассейна Сожа. Хронологические рамки культуры оцениваются неоднозначно, но скорей всего она существовала в пределах VII - начала II вв. до н.э. На территории Украины милоградские памятники исчезают к концу III в. до н.э. Поселения милоградской культуры представлены двумя типами: городищами и селищами. Укрепленные поселения в большей степени характерны для Поднепровья и Восточного Полесья. Селища в этом регионе тяготеют к городищам и часто примыкают к ним. В Полесье и на Волыни много неукрепленных поселений, не связанных с городищами. В Поднепровье большая часть городищ устаивалась на мысах. При этом напольная незащищенная стороны, как правило, укреплялась одной или двумя линиями земляных валов и рвов. Высота валов обычно небольшая 1,5-2,5 м. Помимо мысовых городищ в ареале МК получил распространение специфический тип укрепленных поселений, часто называемый в литературе “болотные городища”. В наибольшей степени они характерны для Полесья, где нет холмов-остандов и высокого, изрезанного оврагами речного побережья. В этих условиях городища устаивались на едва заметных песчаных всхолмлениях, часто среди или около болот, что затрудняло к ним подходы. Помимо этого эти городища обязательно укреплялись по периметру одной или двумя-тремя линиями земляных валов и рвов.

Древнейшим типом жилья у носителей МК была землянка. Остатки такой постройки выявлены на Моховском городище в Поднепровье. Она имела округлую форму, глубина котлована достигала 1,5 м. Большая часть изученных жилищ относится к числу полуземляночных или слегка углубленных в землю. Они имели прямоугольную форму площадью 12-16 кв.м. и были рассчитаны на одну семью. Характернейшей особенностью милоградских построек этого типа является выступ в одном из углов котлована. Судя по столбовым ямам, жилища имели столбовую конструкцию стен. В Поднепровье наряду с полуземлянками, по-видимому существовали и наземные дома столбовой конструкции. Жилища отапливались открытым очагом, устроенным в центре постройки или ближе к одному из углов.

Погребальные памятники МК характеризуются курганами и грунтовыми могильниками. Курганы, судя по инвентарю, относятся к раннему этапу культуры, VII - VI вв. до н.э., и были характерны не для всего ареала. Они, в частности, известны в Погорынье, а в последние годы открыты и в Черниговской области. На территории Белоруссии курганы были изучены еще в 50-е годы Ю.В. Кухаренко недалеко от д. Дубой Столинского р-на. Это невысокие полусферические полыни, содержащие трупоположения в ямах или на горизонте. Погребальный инвентарь в курганах представлен горшками, наконечниками копий, золотой серьгой скифского типа, ножа и некоторыми др. находками. (Рис,).

Наиболее распространенным типом погребений являлись грунтовые, для которых характерно трупосожжение на стороне очищенных от костра кальцинированные кости ссыпались на дно могильных ям. Находки в гунтовых могильниках редки. Чаще всего встречаются обломки от одного-двух горшков. Реже присутствуют украшения, предметы быта, кусочки охры, кремни, зубы животных. Грунтовые могильники обычно вплотную примыкают к городищам (Чаплин, Милоград), либо, занимая пространство между внешней и внутренней линией валов (Горшков), либо даже на жилой площадке (Мохов, Любны). Всего в ареале культуры изучено свыше 150 грунтовых захоронений, в основном, в Гомельском Поднепровье. На среднем Днепре и на Волыни также встречаются грунтовые захоронения с трупоположением.

Керамика МК настолько своеобразна, что резко выделяется среди посуды др. культур железного века. Своеобразие это прежде всего проявляется в ее круглодонности. А эта черта, как нам уже известно, исчезает практически во всех культурах еще в эпоху бронзы. В милоградской культуре выделяются два типа посуды: горшки, имеющие высокий, прямой согнутый наружу венчик и яйцевидное тулово; полусферические сосуды с не выделенным венчиком. Есть в МК и плоскодонная керамика, но она преобладает в южных районах, в частности, в среднем Поднепровье и на Волыни. Часть горшков орнаментирована “жемчужинами”, палочными вдавливаниями с внутренней стороны, отчего на наружной стороне образовался бугорок, ямками, ногтевыми и пальцевыми вдавливаниями. Орнамент наносился, как правило, в один ряд на венчике или шейке сосуда. (Рис.).

Разнообразные орудия труда. Отличительной чертой МК от более северных культур является то, что железные орудия труда здесь встречаются уже на раннем этапе. Многие из них связаны с земледелием. Это проушные топоры, мотыжки с боковыми отростками, серпы с крючками на пятке. Все эти изделия имеют прямые аналоги в скифских древностях, что свидетельствует о сильном влиянии скифской черной металлообработки на своих северных соседей. Другие железные орудия труда представлены ножами с горбатой спинкой, шильями, иглами, пробойниками и др. (Рис.).

Оружие представлено в основном стрелами. Для МК характерны собственные железные плоские наконечники ромбической, треугольной, листовидной и др. форм. В то же время широко представлены бронзовые скифские наконечники стрел. По форме они обычно трехгранные, втульчатые. На юге имеются также находки аминака и длинного скифского меча. Наконечники копий обнаружены только в курганах Погорынья. На поселениях их нет, за исключением, дротика, найденного в Горошкове. (Рис.). Разнообразны милоградские украшения и предметы, связанные с одеждой, прежде всего булавки. Среди булавок к наиболее ранним относятся гвоздовидные, имеющие скифское происхождение. Однако, наибольшей популярностью пользовались так называемые посоховидные булавки, у которых пелевидная головка завершалась завитком, напоминая собой навершие посоха. (Рис.). Со скифским импортом тесно связаны и некоторые другие типы украшений, в частности, серьги с гибовидным навершием, выявленные во всех областях ареала. Широкое хождение имели всевозможные подвески, которые носили на груди в составе ожерелий. (Рис.). Наряду с ними часто встречаются разнообразные пастовые и стеклянные бусины, поступавшие в ареал МК через скифов из античных городов Северного Причерноморья. Украшения рук представлены железными, бронзовыми и серебряными браслетами.

Среди них особо выделяется группа латенских браслетов из Горошкового клада. (Рис.). Впервые такие украшения появились в кельтской среде, откуда широко распространились в Европе. К милоградцам они, вероятно, опять-таки попали через скифов в IV-III вв. до н.э. Фибулы-застежки для верхней одежды, по-видимому, для носителей МК не были характерны. Известна лишь одна фибула раннелатенской схемы, найденная на территории Гомельского Поднепровья.

Помимо глиняной посуды на памятниках милоградской культуры очень широко встречаются глиняные грузики различных форм: крестовидные, шаровидные, катушкообразные. Особую группу составляют грузики, имитирующие форму милоградских сосудов. Многие из них орнаментированы ямочными вдавливаниями и нарезными линиями. В системе орнаментации тесно прослеживается связь с солярной символикой. На многих городищах обнаружены глиняные изделия животных. Чаще всего встречаются фигурки коня, реже - крупного рогатого скота, свиньи. бобра. (Рис.). Подобные изделия широко встречаются на более южных, прежде всего скифских памятниках, где они являлись непременным атрибутом культовых объектов.

Хозяйственная деятельность носителей милоградской культуры была прежде всего связана с земледелием и животноводством. Расположение этой культуры в различных физико-географических условиях, вероятно, предполагало наличие у ее носителей различных систем земледелия. Если в лесостепной зоне могло превалировать примитивное пашенное земледелие, то в более северных районах, в частности, на большей территории Полесья и Гомельско-Могилевского Поднепровья, предпочтительней была подсечка. О большей роли земледелия свидетельствует многочисленный инвентарь, как-то серпы, мотыжки, зернотерки и др. Судя по отпечаткам зерен на стенках горшков, выращивали пшеницу, просо, ячмень, бобовые культуры.

Наряду с земледелием важная роль отводилась и животноводству. Как показывают исследования остеологического материала, кости домашних животных на всех, без исключения, изученных поселениях, доминируют.

Так, на некоторых восточно-полесских городищах их доля составляет почти 95% (Лошенков). В составе стада преобладал крупный рогатый скот, далее шли лошади, свинья, мелкий рогатый скот. Среди домашних животных известны были также собака и курица. Приведенные данные показывают явную мясо-молочную направленность милоградского стада. Дополнительным источником пищи служила охота, в ходе которой добывали лося, зубра, кабана, благородного оленя, бобра, зайца, журавля, тетерева, кряквы, дрофы, др. животных и птиц. Несоменно, существенную роль играла и рыбная ловля, о которой свидетельствуют рыболовные крючки, грузила, рыбная чешуя.

В милоградской культуре, одной из первых на территории Белоруссии, уже с раннего этапа широкое распространение получила черная металлургия и металлообработка, что объясняется тесными контактами со скифскими лесостепными племенами. Примитивная печь-домница в виде круглой ямы, стены которой были покрыты сильно обожженной глиной, выявлена на Горошковском городище. На многих других поселениях отмечены скопления шлака, иногда встречаются и крицы. Металлографические исследования милоградских изделий из железа показали, что большинство из них изготовлено путем обычной ковки. Однако, были известны и более сложные технологические схемы изготовления, такие как, пакетирование, цементация, сварка железа со сталью и др. (Гурин).

Наряду с черной металлургией широкое распространение имело и бронзолитейное производство. Новейшие исследования позволяют судить о наличии в милоградской среде определенных специализированных центров, которые обеспечивали своей продукцией соседние районы. Так, городище Уваровичи Чечерского р-на найдено большое количество литейных форм, служивших для отливки по восковой модели бронзовых браслетов. Каменные и глиняные формы для изготовления различных украшений известны и на других памятниках культуры. О начавшемся процессе выделения отдельных общинных ремесел может свидетельствовать и захоронение бронзолитейщика на Моховском 1 городище, обнаруженное в пределах жилой площадки.

Милоградские племена, по-видимому, находились на высшей ступени первобытнообщинного строя. Не исключено, что под влиянием ряда внутренних и внешних факторов носителей культуры начинает проявляться имущественное неравенство и формироваться родоплеменная знать. Однако, родовая община еще занимала твердые позиции.

Археологические источники свидетельствуют о существовании у носителей милоградской культуры различных культов. Центральное место, по-видимому, занимал культ солнца, который, как уже отмечалось, хорошо прослеживается в орнаментации пряслиц. Достаточно уверенно можно говорить и о земледельческом культе. Так, на городище Подгорье в Положье С.Е. Рассадиным был открыт жертвенник, в состав которого входили миниатюрные сосудики, глиняные символы жертвенных животных и печеного хлеба. Обычно с земледельческим культом связывают и фигурки домашних животных: лошади, коровы. Вместе с тем не исключено сохранение элементов тотемизма, о чем можно судить по находкам глиняных фигурок диких животных, в частности, бобра.

Вопрос о формировании МК не может считаться окончательно решенным из-за слабой изученности на территории Белоруссии памятников поздней бронзы. В настоящее время наиболее вероятной представляется связь между милоградской и лебедовской культурами. Об этом может свидетельствовать близость ареалов, жилищ и керамики.

В археологической литературе носители милоградской культуры традиционно отождествляются с неврами Геродота, однако это предположение не может быть признано убедительным. Также неоднозначно трактуется и этническая принадлежность носителей милоградской культуры. Одни исследователи (Даниленко, Поболь) полагают ее славянской. Другие (Седов, Митрофанов, Загорульский), основываясь на преобладании балтской гидронимии высказывают предположение о балтском характере милоградских племен. Просуществовав несколько столетий милоградская культура в конце III - начало II вв. до н.э. скорей всего была ассимилирована носителями зарубинецкой культуры, распространившимися на той же самой территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: