БЕЛОРУССИЯ В VI-VIII ВЕКАХ.




 

Первые достоверно - славянские памятники на территории Белоруссии появляются в V в. н. э. и связаны с носителями пражско-корчакской культуры. Они характерны для поречья Припяти и ее правобережных притоков. Впервые раннеславянские материалы открыл еще в 30-е годы в Петрикове А. Д. Коваленя, однако, серьезное изучение их началось раскопками городища и селища возле д. Хотомель Ю. В. Кухаренко только в 50-е годы. В настоящее время продуктивные изыскания на памятниках пражской культуры ведет В. С. Вергей. Как и в основном регионе культуры, в белорусском Полесье преобладают неукрепленные поселения, располагавшиеся в поймах рек на едва заметных всхолмлениях или же на краю надпойменной террасы. Очень часто прослеживается гнездовое размещение поселений, по 2-4 в каждой группе. На селищах выявлены только полуземляночные жилища срубной конструкции площадью 8-16 кв. м.. Отапливались эти постройки печами, сделанными из глины и камней. На селище у д. Остров Пинского района отопительные системы представляли собой очаги, выложенные из кусков железного шлака, что для культуры в целом необычно.

Городища пражской культуры в белорусском ареале редки и служили скорей всего в качестве убежищ. Наиболее известным является Хотомельское городище, исследованное почти полностью. Оно было устроенно на краю возвышенности, которая вдается в пойму р. Горынь. Городище было укреплено двумя дугообразными валами и рвами. По гребню валов были установлены дубовые клети, заполненные песком. Культурные напластования на городище зольной прослойкой расчленялись на два слоя. Нижний из них относился к пражской культуре, верхний- к культуре типа Луки Врублевецкой. Нижние напластования оказались бедны на находки: здесь выявлены фрагменты лепных сосудов и единичные вещи, в частности трехлопастной наконечник аварской стрелы. Более разнообразны находки верхнего слоя: ножи, долото, пряслица, наконечники копий, стрел, пластинки от защитного панциря, скоба-обойма от портупеи, удила, обломок браслета и семилучевое височное кольцо. Керамика верхнего горизонта, сохраняя преемственность с пражской, в то же время имеет более профилированную форму.

Рядом с городищем находилось селище, синхронное верхнему горизонту культурного слоя городища и датируемое VIII-IX веками. Его раскопками выявлено 16 полуземлянок, располагавшихся двумя рядами вдоль внешнего вала и много хозяйственных ям. Жилища имели прямоугольную форму, их площадь 12-24 кв. м. Вокруг котлованов прослеживались ямы от столбов, свидетельствующие о столбовой конструкции стен. Жилища отапливались печами, сооруженными на деревянном каркасе. В отличие от городища, где много предметов вооружения, на селище преобладал хозяйственный инвентарь: ножи, сошники и чересло, остроги, серпы, долото, пряслица, точильный брусок. Наряду с лепной посудой на селище обнаружена уже и гончарная посуда, характерная для IX-X вв.

Материалы городища и селища Хотомель наглядно показывают процесс перерастания обычного родового поселка в поселение, в котором преобладали дружинники.

Как и во всем ареале пражской культуры, погребальные памятники на территории Белоруссии характеризуются двумя видами: курганные и грунтовые. Преобладают вторые. Они известны у деревень Хотомель и Хорск. Один курган с пражской керамикой был исследован Л. Д. Поболем возле д. Семуродцы на Туровщине. Во всех погребениях отмечены трупосожжения в урнах или на грунте. Инвентарь, за исключением посуды, отсутствует. Керамический комплекс представлен относительно высокими сосудами с невысоким, едва отогнутым наружу венчиком и слабо профилированным туловом. Максимальное расширение у большинства горшков приходится на верхнюю треть, реже - середину высоты. В поздних комплексах, характерных для луки-райковецкой культуры встречаются также приземистые горшки мисковидного типа.

Поселения пражской культуры обычно очень бедны. Находки на них, за исключением керамики, крайне редки. Встречаются пряслица, точильные бруски, стекляные бусины, наконечники стрел и некоторые другие находки.

 

Колочинская культура

 

Восточными и северными соседями носителей пражской культуры были племена колочинской и банцеровской культур, родственных между собой и примыкавшими к ним племенами тушемлинской культуры. Многие исследователи объединяют все три культуры в единую, типа тушемли-колочин-банцеровщины. Однако, несмотря на близкую связь, между ними все же имеются и отличия, позволяющие разграничить этот массив на три самостоятельных ареала.

Колочинская культура получила свое название по городищу у д. Колочин в Гомельской области, раскопанному почти полностью в 1955-1960 гг. московским археологом Э. А. Сымоновичем. Правда материалы колочинского типа были известны еще с начала ХХ века по Новобыховскому могильнику, открытому Е. Р. Романовым, однако их атрибуция и хронология в то время оставались неясными.

Памятники колочинской культуры распространены в Гомельско-Могилевском течении Днепра и Сожа, в Подесенье, в верховьях Сулы и Псла. Датируются они серединой V-VII вв. Благодаря раскопкам последних 30 лет, которые велись в ареале культуры, в том числе и в Белоруссии, стало возможным представить основные черты культуры.

Господствующим типом поселений являлись селища, располагавшиеся на возвышенных местах вблизи рек. Большие селища с материалами колочинской культуры открыты и исследованны Л. Д. Поболем в Адаменке, Тайманово, Нижней Тощице в Быховском районе, у д. Щатково Бобруйского района, О. А. Макушниковым у д. Нисимковичи и Носовичи на Соже. Жилища представляли собой небольшие прямоугольные полуземлянки с центральным опрным столбом. Конструкция стен чаще столбовая. Площадь полуземлянок 9-22 кв. м. Жилища отапливались каменными очагами или печами-каменками.

Городища в ареале культуры единичны и сложились убежищами для окрестного населения. Наиболее полно изучено городище Колочин-1, расположенное по мысу. С напольной стороны оно прикрывалось двумя валами. Еще один вал опоясывал площадку, по его верху шла деревянная стена. К оборонительным сооружениям, по-видимому, примыкали наземные постройки. Здесь же концентрировалось большинство находок, в том числе глиняные сосуды, заполненные обгорелым зерном. Городище, вероятно, прекратило свое существование в результате военного нападения, о чем можно судить по следам пожара на площадке и деревянных укреплениях.

Погребальные памятники колочинской культуры представленны только грунтовыми могильниками с трупосожжением. Кремация покойных происходила на стороне, после чего не очищенные от костра кальцинированные кости помещались в урну или ссыпались на дно могильных ям. Погребальный инвентарь в захоронениях чаще всего отсутствует. Изредка встречаются глиняные сосуды или их фрагменты, детали одежды и украшения.

Керамический комплекс колочинской культуры характеризуется преимущественноо горшками различных форм. Среди них выделяют баночные, тюльпановидные, ребристые и цилиндро-конические сосуды. Изредка встречаюся миски и сковороды. Вся посуда груболепная, с примесью дресвы и шамота. Орнаментация отсутствует. Из глины изготовляли также биконические пряслица с широким отверстием, находящие прямые аналоги в киевской культуре.

Орудия труда представлены серпами, сошниками, косами, ножами, шильями, рыболовными крючками. Оружие встречается редко. Так, в Колочине найден наконечник копья с ребристым пером и наконечник стрелы с преркрученной втулкой. Детали одежды представлены чаще всего пряжками. Изредка попадаются кольчатые фибулы. Из украшений известны бронзовые подвески. браслеты, кольца.

Основой хозяйства племен колочинской культуры были земледелие и скотоводство. Земледелие уже было пашенным, о чем свидетельствует находка сошника на селище у д. Тайманово. В Колочине обнаружены обгорелые зерна проса и чечевицы. Охота и рыбная ловля играли вспомогательную роль.

Происхождение колочинской культуры нужно скорей всего связывать с прешедствующей ей киевкой. Между ними обнаруживается большое сходство в ареале, домостроительстве, погребальном обряде, керамике и пряслицах. Что же касается этричесокй атрибутации носителей колочинской культуры, то этот вопрос не имеет однозначной трактовки. П.Н. Третьяков, Л.Д. Поболь, В.Д. Баран, Р.В. Терпиловский и некоторые другие исследователи считают их славянами на том основании, сто древности колочинской культуры имеют преемственность с одной стороны с зарубинецкой культурой. а с другой стороны с достоверно славянскими материалами конца I тыс. н.э. Между тем, между колочинскими и роменскими древностями прямой связи нет. И это дает основание В.В. Седову, И.П. Русановой, Э.М. Загорульскому отрицать возможную славянскую принадлежность носителей культуры и отнести их к балтскому этносу.

 

Банцеровская культура

Территория распространения этой культуры охватывает бассейн Вилии и верхнее течение Березины. Свое название она получила по Банцеровскому городищу под Минсокм, раскопанном в середине 20-х годов С.А. Дубинским. Древности банцеровской культуры еще в больщей степени близки материалам тушемлянской культуры, чем клочинские, поэтому многие исследователи считают, что существовала единая тушемлинская-банцеровская культура, которая существовала в середине V-VII вв. н.э.

На территории Белоруссии основной вклад в изучение этой культуры внес А.Г. Митрофанов, который провел крупные исследования ряда памятников.

Для банцеровской культуры также, как и для других культура этого времени, преобладающим типом поселений являются селища. Они обычно располагаются по берегам рек и озер. В Белоруссии нередко расположение селищ по склонам и у подножия холма, на вершине которого находилось городище еще раннего железного века. Такие памятники изветсны и исследованы А.Г. Митрофановым у д. Городище Мядельского района и Дедиловичи Борисовского района Минсокй области. Городища единичны и служили убежищем.

В результате обширных раскопок А.Г. Митрофанова на ряде поселений удалось выявить остатки многочисленных жилищ (Городище - 42, Дедиловичи - 54) что позволяет представить в общих чертах домосторительство племен банцеровской культуры. Жилые постройки на этих поселениях подразделяются на два типа: 1/ наземные однокамерные дома столбовой и срубной конструкции; 2/ полуземлянки срубной конструкции. Первый тип жилищ имеет корни в культурах предшедствующего времени: днепро-двинской и штрихованной керамики. Что касается происхождения полуземляночных построек, то А.Г. Митрофанов справедливо увязывал его с жилищами киевской культуры. И полуземлянки, и наземные дома имели сравнительно небольшие размеры: 12 - 20 кв.м. Отапливались они каменными очагами или печами-каменками. Появление в банцеровском ареале полуземляночных жилищ с печами-каменками В.В. Седов связывал с инфильтрацией на север какой-то части славянского населения из более южных районов.

Погребальные памятники банцеровских племен характеризуются грунтовыми могильниками с трупосожжением. Несколько ямных захоронений открыто А.Г. Митрофановым на селище Ревячка. Одно из них было помещено в урну, другие - ямные. Погребальный инвентарь во всех случаях отсутствовал. С банцеровской культурой А.Г. Мтрофанов связывал также длинные курганы, однако, этот тезис спорен.

Керамический комплекс банцеровской культуры представлен исключительно лепными горшками различных форм. Встречаются баночные, слабо профилированые, ребристые, цилиндро-конические и др. сосуды. Орнаментация для них не характерна.

Вещевой комплекс банцеровской культуры достаточно разнообразен и позволяет охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности населения. Железные орудия труда представлены топорами, серпами, ножами, в том числе с волютообразным окончанием, шильями, косами и др. Встречается и оружие. Это преимещемтвенно втульчатые наконечники копий, есть и наконечники стрел, но они редки. Есть также шпоры, что свидетельствует об использовании верхового коня. Украшения изготовляли в сновном из бронзы. Это пронизки, трапецевидные подвески, браслеты, кольца. Изделия из глины представлены биконическими пряслицами с широким отверстием, тиглями, льячками, грузилами.

Основу занятий носителей банцеровской культуры составляли земледелие и животноводство. В отличие от более южных районов с распространившимся пашенным земледелием, здесь еще, по-видимому, господствовала подсечка. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей, мелкий рогатый скот. Охота, хотя и не занимала ведущих позиций, все же являлась дополнительным источником пищи. Известно. что охотились на кабана, медведя, зайца, лисицу, куницу и др. животных.

Племена тушемлянско-банцеровской культуры формировались на онове днепро-двинской и киевской культур. В бассейне Вилии и Березины они пришли уже в сформировавшемся виде, а некоторое своеобразие памятников этого региона, по-видимому, объясняется ассимиляцией ими остаточного населения штрихованной керамики.

Большинство исследователей (А.Г. Митрофанов, В.В. Седов, И.П. Русанова и др.) считают носителй банцеровско-тушемлянской культуры балтами. Особую позицию занимает Л.Д. Поболь, для которого эти племена представляют собой одно из ответвлений пражской славянсокй культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: