Информационные технологии.




Вопросы.

1. Возникновение и сущность термина «информационный менеджмент».

2. Основные понятия информационного менеджмента.

3. Цель, задачи, предмет, объект и субъект информационного менеджмента.

Возникновение и сущность термина «информационный менеджмент»

Понятие «информационный менеджмент» появилось относительно недавно — в конце 70-х годов прошлого столетия. Исторической точкой возникновения информационного менеджмента (ИМ) как понятия можно назвать 1957 г., когда в США число работников отрасли обработки информации сравнялось по численности с числом работников занятых в материальном производстве. Далее в США работники области обработки информации стали доминировать по численности. Последние десятилетия они составляют более 50% работоспособного населения, тогда как производственные рабочие составляют менее 20%, а сельского хозяйственные — менее 5%.

Особенностью дисциплины «Информационный менеджмент» является то, что данная отрасль знания зародилась относительно недавно и является развивающейся. По существу информационный менеджмент не имеет пока ни устоявшейся терминологии, ни ставших классическими методик и решений.

Сегодня в процессе внедрения в практику и развития информационных систем могут быть выделены следующие этапы.

1. Применение компьютерной техники, прикладного программного обеспечения, сетевых технологий является для компании вопросом престижа, «продвинутости» руководства. Никто не требует от информационной системы какой-либо отдачи, и тем более экономической эффективности.

2. Информационные технологии, информационные системы применяются на уровне оперативного управления предприятием, организацией — накопление, хранение, классификация, первичная обработка информации.

3. Информационные системы применяются для решения бизнес-задач предприятия, организации.

Сфера информационного менеджмента:

– в узком смысле — круг задач управления производственного и технологического характера в сфере основной деятельности организации, в той или иной мере использующих ИС и реализованные в ней ИТ;

– в широком смысле — совокупность задач управления на всех этапах жизненного цикла организации, включающая действия и операции как с информацией в различных ее формах и состояниях, так и с организацией в целом на основе информации.

Информационный менеджмент — это дисциплина об управлении информационными ресурсами для обеспечения целей функционирования организации.

Менеджмент — управление организацией: совокупность принципов, методов, средств и форм управления организацией, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности её деятельности.

Информационный менеджмент — управление работой организации, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся во внешней и внутренней среде организации .

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:

– экономический;

– аналитический;

– организационный;

– системный.

Цель информационного менеджмента — повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС) и технологий (ИТ).

Предмет информационного менеджмента — процессы создания, эксплуатации и развития ИС предприятия.

Объекты ИМ:

– информация (основной производственный материал);

– ИТ (последовательность действий по преобразованию информации);

– ИС (совокупность специальных средств по преобразованию информации, среда предприятия, менеджмент).

Задачи информационного менеджмента.

1. Формирование технологической среды ИС.

2. Развитие и обслуживание ИС.

3. Планирование в среде ИС.

4. Формирование организационной структуры ИС.

5. Использование и эксплуатация ИС.

6. Формирование инновационной политики.

7. Управление персоналом в сфере ИС.

8. Управление финансами в области ИС.

Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации.

Основные понятия информационного менеджмента.

Информация.

Информация широко трактуется различными науками, от частных прикладных научных дисциплин и вплоть до материалистической философии.

Информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Метаинформация — это информация об информациях, возникающая в результате сопоставления информации.

Информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие человеком, при­нимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью.

Традиционно выделают такие виды информации, как факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи, слухи.

Факт — событие или условие, которое наблюдается напрямую (простейший вид информации).

Оценки отличаются от фактов тем, что базируются на умо­заключениях и (или) статистических приемах, наблюдении и подсчете. Оценки связаны с прошлым и настоящим, тогда как прогнозы — с будущим. На практике оценки базируются на экс­траполяции тенденций, на аналогии, на здравом смысле и др.

Прогнозы — оценки, связанные с будущим.

Обобщенные связи — основа для оценок и прогнозов. Например, они устанавливаются между объемом продаж и такими факторами, как национальный доход, доверие потребителя, план расходов корпоративного капитала и т. д.

Слух отличается от факта только тем, что источник ин­формации менее надежен. Но слух может быть единственным доступным источником отдельных видов информации, например, планов конкурентов.

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в еѐ процессе.

Знание в широком смысле — совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Знание в узком смысле — признак определѐнного объѐма информации, определяющий еѐ статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи.

Отличия информации и знаний.

1. Информация доступна широкому кругу людей, знания — только создателю, т.к. их передача изменяет их первоначальные качества.

2. Информация обладает способностью к тиражированию, стоимость копирования информации стремится к 0.

3. Создание знаний требует все большего объема данных

4. Знания обладают свойством бесконечного возрастания.

Отличия управления знаниями от управления информацией.

Хотя оба процесса направлены на сбор и распространение знаний — как выражаемых («явных»), так и не выражаемых словами («неявных»), — в рамках всей компании, управление информацией имеет дело лишь с первым видом знаний, т.е. со знаниями, которые можно выразить словами и записать. Не выражаемые словами знания, также называемые «неявными» знаниями, невозможно, в отличие от явных знаний, документировать и учесть, и они глубоко и неразрывно вплетены в практику работы предприятия. Эту практику работы часто называют «корпоративной культурой». Неявные знания включают в себя взаимоотношения между людьми, нормы поведения, общепринятые ценности и стандартные оперативные процедуры.

Качественная информация обладает важным свойством — ценностью. Категория «ценность информации» должна служить критерием выделения информации именно среди качественных информации. Можно говорить, что одна качественная информация более ценная, чем другая качественная информация. Не стоит утверждать, что одна информация более ценна, потому что она, например, точнее другой.

Ценность информации определяется важностью решений, принимаемых на базе этой информации. Важность решений, в свою очередь, зависит от иерархии целей в определенный момент времени, для достижения которых принимаются решения.

Всю информацию, которую использует сотрудник организации, можно разделить на 3 вида.

1. Хорошая (качественная) информация.

2. Бесполезная информация.

3. Плохая (некачественная, вредная) информация.

Информационные ресурсы.

Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах), образует информационные ресурсы.

Из определения понятия «информационные ресурсы» следует, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя, т. е. средства поиска, обработки и выдачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы — это документированная информация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и др.

Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.

Информационные ресурсы — это организационно оформленная и систематизированная совокупность целенаправленных сведений, обеспечи­вающих взаимодействие между элементами организации, а также между организацией и внешней средой для создания условий функционирования этой организации.

Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина «информационный ресурс» ресурсом знаний, и в этом смысле термины «ресурсы знаний» и «информационный ресурс» — синонимы Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями. Человечеству для развития должна быть представлена информация от первичных знаний до научных, и специалист самостоятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация. Иногда это очевидно — открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей использования этих знаний на практике зависит успех фирмы или организации.

Информационные технологии.

Основой информационной системы является информационная технология.

Информационная технология (англ. information technology) — совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов исполь­зования. информационных ресурсов.

Структура информационной технологии включает:

- комплекс технических средств, состоящий из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники;

- комплекс программных средств, состоящий из системного (общего) и прикладного программного обеспечения;

- организационно-методическое обеспечение, включающее инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы управленческого и технического персонала в рамках конкретной информационной технологии.

Технология хранения данных — аппаратные средства, программное и методическое обеспечение, управляющие процессом размещения данных на носителях, а также считыванием информации.

Коммуникационная технология — аппаратные устройства, программное и методическое обеспечение, служащие для связи между отдельными элементами информационных систем и «физической» передачи данных.

Рост роли коммуникационных технологий и сложность отделения комму­никационных технологий от информационных технологий привели к появлению термина «информационно-коммуникационная технология».

Информационная архитектура — это форма, которую информационная технология принимает в отдельной фирме, направленная на достижение поставленных этой фирмой целей и выполнение специфических функций.

В общем случае именно успешное построение системы, частью которой является информационная технология, позволяет сформировать предпосылки для получения конкурентного преимущества.

Информационные системы.

Информации, информационных ресурсов и информационной технологии недостаточно для обеспечения задач бизнеса. Все эти компоненты начинают работать на компа­нию только в составе информационной системы.

Информационная система — организованная совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующая единое целое (СТБ 982-94).

Информационная система (Information System) — система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информацию.

Цель функционирования информационной системы организации заключа­ется в производстве нужной для организации информации, создании информационной и технической сред для осуществления управления информацией.

Основными компонентами информационной системы являются:

– информация, информационные ресурсы.

– информационные технологии.

– персонал: пользователи и профессионалы.

Организация не в состоянии существовать без информационной системы. Можно говорить о прекращении эксплуатации конкретного поколения информационных систем, ее отдельных подсистем и элементов.

Информационная система, по существу, является производством, выпускающим определенную продукцию, которая может быть измерена количественно и оценена качественно, может быть определена ее стоимость. Сопоставление видно из следующей таблицы 1.

 

Таблица 1 — Сопоставление информационной и производственной систем

Информационная система Производственная система
Входные данные Сырье
Ввод и накопление данных в памяти Прием сырья на склад
Хранение данных Хранение сырья на складе
Обработка данных программами Обработка сырья на станках, в печах и т. д.
Выдача информации в требуемых формах Сдача готовой продукции на склад
Передача результатной информации пользователю Сбыт готовой продукции


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: