Тема: «Функции информационного менеджмента»
Вопросы.
1. Планирование в сфере информатизации.
2. Организация сферы информатизации.
3. Мотивация в сфере информатизации.
4. Контроль использования вычислительных средств.
5. Разработка инновационных программ.
Планирование в сфере информатизации
В соответствии с протяженностью во времени задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). Причем между этими уровнями существуют отношения подчиненности, т.е. цели, определяемые на стратегическом уровне, реализуются на оперативном. При этом глобальная стратегическая цель информационного менеджмента в информационных системах должна состоять в обеспечении возможно большего вклада ИС в цели предприятия по основной деятельности через использование информационных технологий. В соответствии с этой целью возникают специфические задачи и для организации собственно информационного менеджмента.
Понятие «стратегический» в отношении информационного менеджмента предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных — на срок 3–5 лет — целей по всем направлениям, а с другой — выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного, уровня.
Задачи оперативного информационного менеджмента ориентируются на соответствующие стратегические задачи и цели. В отличие от долгосрочной стратегической постановки задачи ОИМ планируются и существуют на среднем или на коротком интервале (в сфере обработки информации — это период времени до одного года); эти задачи чаше всего ощущаются и решаются на уровне руководства службой обработки информации организации.
|
Планирование — главная задача информационного менеджмента на стратегическом уровне. Именно на уровне стратегического информационного маркетинга возникает и должна удовлетворяться повышенная потребность в планировании.
Из стратегического плана инвестиций в информационные системы должно формироваться и подходящими средствами осуществляться годовое планирование. Вследствие решения этой задачи наблюдается, как правило, значительное общее повышение потребностей в планировании, согласованиях и контроле. На уровне оперативного информационного менеджмента реализация стратегических планов может контролироваться, например, с помощью системы сообщений (докладов) установленной формы.
Организация сферы информатизации
Организация (как функция информационного менеджмента) — совокупность полномочий и организационной ответственности определяется, прежде всего, стадией жизненного цикла сферы информатизации на предприятии.
Для сферы обработки информации характерны следующие признаки разделения труда:
– степень разделения труда (специалист широкого профиля, узкий специалист);
– классы решаемых задач (прикладные, системные и т. п.);
– предметная и/или технологическая область (специалист по бухгалтерским ИС, по САПРам и т. п.);
– управление данными (администратор данных, сетевой администратор).
|
В условиях существенного расширения функций и в зависимости от размеров подразделения информатизации возможна еще более узкая специализация, например, специалист по планированию в сфере сбыта или специалист по сбору и обработке маркетинговой информации.
Организация сферы обработки информации должна однозначно соответствовать организации основной деятельности предприятия.
Общепринятой основой решения практических задач организации считается следование структурному подходу. При этом необходимо учитывать, что при изменении в структуре основной деятельности предприятия может существенно изменяться и структура внутренней организации самой области информатизации и, что в настоящее время система обработки информации в структуре предприятия занимает все более значительное место.
Внутренняя организация области обработки информации до последних лет подчинялась, прежде всего, решению внутренних задач создания, развития, обслуживания и эксплуатации ИС. Однако техническая и технологическая децентрализация, появление типовых автоматизированных рабочих мест и мощных стандартных проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ привели к возникновению в области обработки информации объемных задач консультирования пользователей и сопровождения ИС, требующих значительной квалификации. Эти новые сложные задачи привели к тому, что в мировой практике организации ИС возникла новая типовая специфическая организационная единица — информационный центр, основными функциями которого являются развитие, обслуживание и эксплуатация ИС.
Организационные изменения, если таковые потребуются, должны быть, естественно, разъяснены всем непосредственным участникам, даже если изменения должны быть реализованы на предприятии в целом. Обычно эти мероприятия реализуются на оперативном уровне. Сами организационные изменения на предприятии как процесс должны сопровождаться соответствующими организационными мероприятиями (например, созданием на определенное время комиссии по управлению этим процессом, мероприятиями по обучению работников и т. д.).