Кто мы для мира на миру?» или глобалистский хронотоп.




Откуда есть мы»?

образ ВОЛКА и ИОАННОВСКИЕ ЛЮДИ

 

Если исследователи до сих пор спорят о расшифровке названия нашего поселка, то сами игринцы уже давно определились: ЭГРА – это род волка. Известно, что деревня (будущий посёлок) первоначально называлась Эгра́ - по основавшей её родовой группе удмуртов. Род Эгра пришел из всех 70 удмуртских родов-воршудов издалёка-далека – с реки Обь, где ныне отнюдь неслучайно расположена Югра (Ханты-мансийский округ). Достойный сын рода Эгра (уроженец д. Старая Игра Граховского района) переводчик Библии на удмуртский язык, доктор филологических наук протодиакон Михаил Атаманов (Эграпи Гавир Микаль), обосновано переводит название воршуда Эгра с языка родственного удмуртскому манси как «род ВОЛКА». В 2008 году Атаманов в своем «эпическом» труде «Тангыра» высокохудожественно отобразил приход нашего общего воршуда со своей изначальной родины. Читая «Тангыру» мы можем понять почему нам так именно дорог ОБРАЗ ВОЛКА, и КАКОЙ СМЫСЛ мы в него вкладываем сегодня.

ВОЛК - это, в игринском «воршудно-родовом» прочтении, «отважный воин». Это сплоченность, волевой характер, непреклонность в достижении своей правдивой цели, отвага, ум, и упорство.

Жители Игры многообразно свидетельствуют об этом своим поведением.

Неосознанно это проявляется в своеобразном «воинствующем духе» игринцев: от героического и примерного служения Отчизне в годы войн (в Первой Мировой, Великой отечественной, Афганистане и других «горячих точках») до простых армейских будней. В Советское время это деятельность одного из немногих, если не единственного в Удмуртии, военно-патриотического клуба «Пограничник», созданного благодаря усилиям ветеранов-пограничников (Булатова В.К.), комсомольской организации Игры и кураторов из Забайкальского погранокруга. В наши дни – создание первого официального в Удмуртии казачьего кадетского класса в добавок к уже существовавшему казачьему клубу. Сюда же следует отнести проведение акции «бессмертный полк» в Игре одними из первых в Республике, нашей любви и достижениях в спорте, включая проведение в этом году первыми в Удмуртии акции «Всемирный день подтягиваний». Закономерно, и то, что игринское отделение всероссийской организации ветеранов боевых действий «Боевое братство» который год подряд является лучшим примером для всей Республики по результатам своей деятельности. (Хотя, безусловно – дело не в первенстве, а в сути явлений).

В свою очередь, помимо «воршудно-родового» прочтения образа «волка», следует не упустить из внимания и расшифровку» его как архетипа исследователем Карлом Юнгом (от него – «архетипы» пошли по миру). Так, Юнг подчеркивает животное, инстинктивное, дионисийское (можно сказать, «безбашенное») начало, которое присуще архетипу волк а: «…Соединиться с этим животным началом – значит сказать «да» инстинкту, тем самым также сказать «да» той чудовищной динамике, которая грозит из-за кулис». В отношении Игры, знаковым выражением нашей «дурной славы» явились игринские «милиционеры-оборотни», «потрошившие грузовые фуры на Сибирском тракте на исходе двадцатого столетия». В своё время «дионисийский фактор» отрицательным образом проявлялся и в стихийном творчестве игринских рок-групп.

Однако в последнее время «дионисийский запал» в творчестве игринцев компенсируются самовыражением архетипа «волка» в игринском «воршудно-родовом» прочтении как «отважного, мудрого, осторожного воина».

Так, в творчестве самобытного игринского поэта Максима Корепанова эта тенденция нашла отражение, например, в стихотворениях « Воинам Сербии» (2013), «Одиноко плачет убитый солдат» (2014), «Гражданская война» (2013) и «Погребение скальда» (2013):

 

Погребение скальда (2013)


Уходит в Вальхаллу норвежец-пиит,

Душа его Одину, тело - на щит.

 

Дружина, на тризне певца помяни

И рогом военным дракар проводи

 

В пучину морскую, в седой океан,

В бессмертие славы, в безбрежный туман.

 

В чертогах иных его вечность теперь -

В пирах без похмелья, в боях без потерь.

 

Был в сечах земных он бесстрашен и твёрд -

Валькирьей ведом, покидает фиорд.

 

Но скальды младые заменят ли нам

Того, кто к родным не вернется брегам?

 

Того, кого встретим лишь только тогда,

Как сами оставим фиорд навсегда?

 

Раз так, то недолго свидания ждать,

Коль снова в поход собирается рать:

 

Тебе уже скоро отправятся в след

Отважные воины, павший поэт...


 

***

Однако игринцы не были бы игринцами, если бы их под свою опеку не взял сам Апостол Любви – святой апостол и евангелист ИОАНН БОГОСЛОВ. Игринцы очень дорожат тем, что их храм посвящен Иоанну Богослову и стремятся быть похожими на него.

Так, уже более полутора века, с момента строительства в 1862 в Игре храма в честь святого Иоанна Богослова, другой основополагающей доминантой «игринского менталитета» является архетип «иоанновского человека».

Интересно, что известный немецкий философ Вальтер Шубарт в своей знаменитой книге «Европа и душа Востока» противопоставляет друг другу два типа человека: прометеевский человек (Европа, Запад) и иоанновский человек, то есть человек, следующий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна (Россия, русские и все православные народы в ней). «Прометеевский» человек полон жажды бескомпромиссной власти; он удаляется все дальше и дальше от Бога и все глубже уходит в мир вещей. «Иоанновский» человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, чей образ он в себе роковым образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которую он чувствует в себе. Так ощущали себя первые христиане! В том числе поэтому, иностранцы называют нас всех «ИВАНАМИ». Российский патриот – иоанновский человек, по определению. И мы, живущие в Игре под прямым покровительством Иоанна – тем более иоанновские люди!

Существенно «по-иоанновски» преобразилось лицо Игры с появления в его рядах в начале 2006 года студента-заочника Владимирской семинарии Евгения Трефилова и безвременно ушедшем, но не покинувшем нас в 2012-м. Воспоминания московского кинорежиссера и просветителя Василия Яцкина (приезжавшего в Игру с просветительским проектом «Под солнцем») прямая иллюстрация к вышеприведенным словам Шубарта:

«Есть батюшки-молитвенники…, есть батюшки-строители,…, есть батюшки-интеллектуалы... (и другие). Но отца Евгения невозможно кавлифицировать. Он батюшка-солнышко, чье тепло и доброта согревали многих людей – от самых простых до самых интеллектуальных… Отец Евгений был истинным патриотом, для которого в сердце органично запечатлелись мысли святителя Филарета Московского об умении на примере земной родины упражняться в любви к Отечеству Небесному… Такие люди необыкновенно цельны и чисты. В них словно нет серьезных изьянов. Нет даже намека на циничность или корыстолюбие, так присущие нашему времени. Он хотел преобразить поначалу свой родной поселок, а затем и всю Россию ».

А вот ИОАННОВСКИЕ слова матушки Веры из ее дневника – ПРИЗЫВ ДЛЯ ИГРИНЦЕВ:

«Не смей оскорблять чистоту женщины не только действием или словом, но и пожеланием в сердце. Охраняй чистоту и целомудрие женщины от всякого грязного дуновения своей похоти и береги этот залог своего собственного счастья. Она по призванию своему - мать. И это слово должно быть для тебя святыней. И эту святыню с особенной нежностью охраняет Христос»…

В общественном разрезе Игринского района иоанновское направление нашло отражение в создание первого и пока единственного в Удмуртии информационно-просветительского центра «Православная культура». Сюда же относятся проведение на протяжении трех последних лет открытых районных Рождественских образовательных чтений, в значительном большем чем в других районах и даже городах проведении крестных ходов (4 по территории района), в лидирующем положении по выигранным грантам в Республике конкурса «Православная инициатива», организованного Всероссийским благотворительным Фондом им. прп. Серафима Саровского.

 

***

 

Вернемся к истории - своеобразие игринцев на её страницах как нельзя отчетливее запечатлелось в сочетании рассудительности ВОЛКА и любви ИОАННА.

Так, просматривая журналы экстренных заседаний Волостных Земских собраний Глазовского уезда за 1917 год в Удмуртском госархиве я в свое время сравнивал тематику обсуждаемых вопросов разных волостей. Где-то радовался, а порой и переживал за наших предков-земляков. Не подвели. В условиях продолжающейся войны с Германией и первых весточек Октябрьской катастрофы в поднимаемых игринцами вопросах чувствуется любовь к простому человеку,забота о селянах, и благополучии Игры. Решения по вопросам взвешенные, чёткие и волевые. Народное самоуправление налажено хорошо: «…По вопросу о приёме беженцев Земское собрание постановило: беженцам квартиры дать, но в тоже время Губернского комиссара просить всех военнообязанных германцев и австрийцев, за недостатком излишнего хлеба выселить в пределы Малмыжского уезда, где хлеба в изобилии…»; «… По вопросу о хлебной монополии решили: вызывать команду солдат для выгонки хлеба у состоятельных лиц, а для сохранения хлеба в своей волости избрать выборных, которые должны следить за продажей хлеба на вывоз за пределы своей волости…».

А вот о реакции на события спустя без малого год. Гражданская война пришла в Игру. В сентябре 18-го волостное собрание в с. Игра постановило: «…Мобилизация может быть только общая, и то для защиты страны от внешних врагов, а казачество - не внешний враг, а такие же хлеборобы, как и мы... В случае мобилизации вооружение и обмундирование должны быть доставлены на места, точно так же и организация отдельных боевых дружин. Начальство боевых единиц должно быть выбрано из среды мобилизованных местных граждан... Частичную мобилизацию офицеров, унтер-офицеров и фельдшеров впредь до общей мобилизации не производить. Волостному военкому не подчиняться»…

В наши дни, подобная сплоченность игринцев, проявление ими контроля общественного самоуправления, фиксирующем в себе совмещение потенциалов обоих архетипов нашло свое отражение в создание первого в Удмуртии «Открытого университета гражданской активности «Надежда», а также в достойных ответах на «вызовы времени». Так, игринцы «стихийно» организовались на протестную акцию против слива ядохимикатов в районе в 2013 году, провели её цивилизовано и плодотворно. Многим жителям Игры памятен и по своему знаменателен народный протест против застройки на прилегающей к территории игринского кладбища автозаправки в 2007 году. Игринцы своё природу и кладбище отстояли.

 

 

2. «Игра – веселенькое слово…»

«Игроки» и «игроманы» без скреп и ценностей.

 

Не обойтись при всматривании в свое Я игринца, без хрестоматийного нашего ярлыка – ИГРА. Итак, что же такое Игра, и почему про нас срабатывает «та самая ассоциация»? Как, например, вот в этом «народном» стихотворении (написанном не игринцом для игринца лет *дцать назад, в очередной юбилей Игры, здесь даётся в сокращении):

 

Игра – весёленькое слово,

Как после водки огурец.

Игра всегда свежа и нова,

Игра – красива, наконец!

….

 

Для того чтобы разобраться в «этом нашем стереотипе», следует, хотя бы вкратце, вспомнить, что собственно означает слово «игра». «Игра», по своей сути есть "ненастоящая" деятельность, не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружать себя тайной или подчеркивать свою необычность по отношению к прочему миру своеобразной мишурой, показухой и обликом.

И, как пример, отрывок из другого стиха:

 

Игра! Как много в этом звуке!..

Вся жизнь - театр? Вся жизнь – игра…

(Н.Закирова?)

Понимая таким образом «игру», невозможно не воздохнуть о подобных «игринцах-игроках» вместе с лирическим героем Максима Корепанова:


В Игре не жизнь, в Ире – игра,

Здесь не достать с утра вина.

И не с кем, впрочем, его пить,

И не с кем просто говорить,

И не с кем погулять у вод

(Увы, не Сена их несёт):

Здесь под мостом – не Мирабо –

Одни шприцы. Артюр Рембо

Едва ль известен людям тут;

Здесь не читаем Гамсун Кнут,

И «Сад цветящихся дорог»

В Игре людей привлечь не смог.

Здесь попс коммерческий в умах:

Пелевин, пиво в головах.

Играю в бисер, тут живя,

Донцову вежливо не чтя…

 

Я чту иное! – о любви

Слова Меджнуна о Лейли,

Стихи Ли Бо о красоте

И Федерико – о луне…

Десятый час, иду в кабак,

Не осуди меня, Ремарк!

 


Итак, мы узнали, что слово «игра» в своей сути лишено историко-бытийных смыслов, духовных корней и назидательных посылов. В этом значении ИГРА КАК ИМЯ, подоплекой своего названия, довлеет над судьбой игринца. Не стоит обольщаться, ассоциацией с веселостью, игривостью и т.п. беззаботными словечками. Здесь ИГРИНЦУ стоит помнить, что он как никто иной подвержен всем видам зависимостей, рабству пороков, которые в своей изнаночной сущности и есть «ненастоящая деятельность». А значит тем паче ИГРИНЕЦ, по-волчьи дорожащий своей богодарованной свободой и по иоанновски светящийся любовью к человеку и Богу, должен быть трезв и ясен умом, и помнить завет одного из лучших выразителей души народа нашего времени

 

«Любовь Творца дарует нам права:

Стоять и падать – всё в воленьях наших.

Свобода - есть причастность Божества,

Возможность пасть – достоинство не падших!»

иеромонах Роман (Матюшин)

 

 

Кто мы для мира на миру?» или глобалистский хронотоп.

 

 

Многовековые страницы истории Игры говорят о её включенности в общемировые, цивилизационные процессы следующими фактами: 1615 год – ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ о «деревне на реке Лозе» (после Смуты 1612 и нас сосчитали – да не абы кто, а хлыновский воевода князь ЖЕМУЧЖНИКОВ с сотоварищи, впоследствии один из московских воевод); ХVIII век – через Игру проходит СИБИРСКИЙ ТРАКТ; процесс капитализации второй половины XIX - нач. ХХ века отражается в открытии в 1903 году ИГРИНСКОГО РАЙПО. Чуть погодя, увы – мы неоднократно окропили кровью имя «Игра» в анналах ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫнашей многострадальной России и своей малой родины. Далее - СОВЕТСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ «Ижевск – Балезино», («даёшь вокзал!» -хочется воскликнуть сегодня. Эх, как не хватает нам сегодня настоящего железнодорожного вокзала – у нас все скорые поезда в Игре останавливаются, а вокзала достойного Игры, увы, нет). «ЭРА ИГРИНСКОГО ЛЕСПРОМХОЗА (40-начало 80-хх гг.), а затем ИГРИНСКИХ НЕФТЯНИКОВ (70-80-ее гг.) привели к ВНЕШНЕМУ РАСЦВЕТУ НАМИ ЛЮБИМОГО ПОСЕЛКА.

Но, увы, безвременье постсоветских 90-хх, еще более притупило стремление к познанию самих себя, игринцев. Да в 20 веке об этом никто особо и не задумывался. Но вот пробил час веку 21-му.

Облик Игринцев еще недавно в постсоветский период характеризовался преобладанием профанного измерения при отсутствии культурно-исторических смыслов. Это порождало неудовлетворенность жителей особый типом игринского обывателя, не идентифицирующего себя с данным поселком. Сейчас картина принципиально иная. Мы находимся в положении формирования этих культурно-исторических смыслов определяющих «своеобразие игринцев». Однако помимо искусно, но зачастую искусственно созданных символов «Лопшо Педуня» и «Пельняня» (БРЕНДОВ РАЙОНА), мало облагораживающих игринца, следует учитывать коренные доминанты характера игринцев и продвигать их - образы «ВОЛКА» И «ИОАННОВСКОГО ЧЕЛОВЕКА». Мы должны вспомнить и про КЕДРА-МИТРЕЕВСКИХ БАТЫРОВ Эштерека, Идна батыра, Юбер-батыра, в явлении которых миру начал свой литературный и объединительный для всех удмуртов подвиг наш всемирно известный земляк.

Сейчас нет-нет, да и ассоциируют внешние игринцев с «отцом Евгением и матушкой Верой». Так в прошлом году в Петербурге, при устройстве на временную работу в отпуск экскурсоводом на Валаам, мои экзаменаторы, узнав, что я с Игры, обрадовались. Впервые про Игру они узнали через дошедшую из уст в уста историю «игринских отца Евгения и матушки Веры»…

Кто-то из мудрых очень верно подметил: «20 век - век борьбы идеологий, а 21 век - век борьбы идентичностей». От понимания того, кто мы в своем доме, поверьте, зависит, очень многое.

***

Земляки-игринцы! Поздравляю всех нас с 400-летним юбилеем нашей любимой Игры, а также с приближающимся Престольным Праздником - Днём ИОАННА БОГОСЛОВА (9 октября)! Именно «Иванов день» исторически является главным родовым (Эгра-выл) нашим Праздником. В этот день Представители соседних родов Порга и Вортча всегда приходили к нам на праздник в гости, а базарная площадь была полна праздничных яств и угощений. Я хочу пожелать всем нам почаще ходить в спортзал (помни о ВОЛКЕ!), на стадион, (скоро ль – в бассейн?) садиться за шахматный стол, а главное – по-ИОАННОВСКИ чтить традиции предков, любить храм, крепнуть-обрастать семьёй и всегда возносить хвалу Богу!

 

 

Радуйся, что ты игринец!

(научный сотрудник Игринского краеведческого музея Миронов Павел)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: