Проблематика, темы и идеи сборника Ш. Бодлера «Цветы зла»




Содержание практических занятий

№1.

Тема: Жанровое и смысловое своеобразие новелл Проспера Мериме.

1. Характер творчества П. Мериме: взаимосвязь реалистического и романтического начала, углубление реалистических тенденций в творчестве писателя.

2. Новеллы 1829 -1830 гг. Новелла «Маттео Фальконе»: реализация руссоитских идей в тексте произведения, концепция национального характера, сформированного средой (образ Маттео), взаимосвязь реалистического и романтического в новелле (конфликт, характер сюжета, своеобразие героев, стиля).

3. Новеллы 1833-1846 гг. Новелла «Кармен»:

- «Кармен» как эллипсная новелла, два центра в художественной системе произведения, «этнографический» элемент и его роль в реализации реалистической доминанты,

- роль рассказчиков в новелле,

- реализация темы любви, взаимодействие романтического и реалистического.

 

№2

Тема: Реализм О. де Бальзака. Роман «Отец Горио».

 

1. Замысел и реализация Бальзаком «Человеческой комедии».

2. «Буржуазный» король Лир: реализация темы разрыва семейно-родственных отношений в романе. История Горио и его дочерей.

3. Судьба молодого человека в Париже: выбор молодого Растиньяка.

4. Пансион мадам Воке как модель французского общества.

5. Реалистическое описание светского общества в романе (Дельфина Нусинген, графиня Анастази де Ресто, виконтесса де Босеан).

6. Роль художественных деталей и описаний в реализации идейного замысла писателя, в создании реалистической картины мира (вещные детали, портретные детали, детали-символы).

№3

Тема: Творчество Г. Флобера. Роман «Госпожа Бовари».

1. Своеобразие реализма Флобера. Роман «Госпожа Бовари»: содержание романа, основной конфликт.

2. Характер сатиры автора: изображение обывательского мира (Ионвиль). Образы Шарля Бовари, аптекаря Омэ, торговца Лере.

3. Образ Эммы Бовари: псевдоромантизм устремлений Эммы, обусловленность поведения героини, двоякое отношение автора к своей героине, роль финала в понимании образа Эммы и в целом романа. Типичность героини и типичность ситуации.

4. Изображение любовного чувства в романе: образы Леона Дюпюи и Родольфа Буланже.

5. Роль детали в характерологии Флобера.

№4.

Проблематика, темы и идеи сборника Ш. Бодлера «Цветы зла»

1. Место сборника стихотворений «Цветы зла» в творчестве Бодлера.

2. Основные положения эстетической программы Бодлера.

3. Структура и циклы сборника.

4. Адресаты стихотворений Бодлера.

5. Теория соответствий. История идеи соответствий. Связь с мистической философией и эстетикой немецкого романтизма.

6. Тема природы и города в «Цветах зла».

7. Точка зрения Бодлера на религию и ее отражение в сборнике.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бодлер Ш. Цветы зла. М, 1970.

Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

Бодлер Ш. Об искусстве. М, 1986.

Балашов Н.Й. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М„ 1970. С. 233-288.

Бибиков В. Три портрета. Стендаль. Флобер. Бодлер. СПб., 1890.

Валери П. Положение Бодлера// Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 338-353.

Левик В. «Есть красота у нас, что древним неизвестна» // Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986. С. 5-16.

Нольман М.Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М, 1979.

Нольман М.Л. Координаты бодлеровского стиля. (Стихотворение «L'аmor du mesonge») // Стилистические проблемы французской литературы. Л., 1974. С. 165-174.

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Приходько И. С. К проблеме выражения авторской личности в сборнике Ш. Бодлера «Цветы зла» // Проблемы личности автора в художественном произведении на материале западноевропейской литературы. Владимир, 1982. С. 109-123.

Эткинд Е.Г. О внешнем и внутреннем пространстве в поэзии Бодлера // Стилистические проблемы французской литературы. Л,, 1974. С. 189-208.

 

№5

«Красное и черное» Ф. Стендаля как социально-психологический роман

1. История создания и смысл заглавия романа.

2. Социальный анализ в романе: картины жизни современного французского общества в эпоху Реставрации (Верьер, Безансон, Париж).

3. Образная система. Способы создания характеров (портрет, внутренний монолог, авторский комментарий, оценки других персонажей, роль детали2) Найти примеры в тексте.:

• Жюльен Сорель (противоречивость характера, этапы жизненного пути, внешний и внутренний конфликт, причины трагедии Жюльена)

• Госпожа де Реналь и Матильда де Ла-Моль («любовь-страсть» и «любовь-тщеславие»)

• Роль второстепенных персонажей (соперничество г-на де Реналя и г-н Вально, аббат Пирар и др.)

4. Особенности психологизма Стендаля

Литература:

1. Стендаль Ф. Красное и черное.

2. Стендаль Ф. О любви

3. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза. М., 1998. - С. 45-56.

4. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. - С. 64-185

5. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. М., 1987. - С. 344-353

6. Моруа А. Стендаль // Моруа А. Литературные портреты (любое издание).

7. Андрие Р. Стендаль, или бал-маскарад. М., 1985

8. Виноградов А.К. Стендаль и его время. М., 1960 (ЖЗЛ)

 

Тема: Роман У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1848).

 

1. Какова жанровая структура романа Теккерея «Ярмарка тщеславия»? Элементы каких жанровых систем «перемешаны» в нем, почему и как?

2. В чем своеобразие образа Бекки-карьеристки на фоне традиции героя-карьериста (героев Бальзака и Стендаля)?

3. В чем особенности сатирической типизации Теккерея – содержательная (проблемно-тематическая) и формальная (собственно художественная) – в этом романе (на примере образов из семейств Кроули и Осборнов, английских и европейских аристократов и буржуа и т.д.)?

4. Какова специфика композиционно-повествовательной организации романа?

5. Каковы функции образа Кукольника в произведении? Как решается проблема «автор-повествователь – читатель» в романе и почему она столь значима?

 

Литература:

 

1. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.

2. Ивашева В.В. Английский реалистический роман Х1Х века в его современном звучании. – М., 1974.

3. Теккерей в воспоминаниях современников. – М., 1990.

«Домби и сын» Ч. Диккенса как социальный и семейный роман

1. Проблематика романа

2. Образная система и принципы создания характеров:

• Образ мистера Домби как идейно-художественный центр романа

• Положительные и отрицательные герои (Уолтер Гэй и Джеймс Каркер...)

• Женские образы (Флоренс, Эдит Грейнджер)

• Поль Домби младший, тема детства и воспитания в романе

• Образы чудаков (Соль Джиле, капитан Катль и др.)

• Образ Лондона (Ср.: образ Петербурга у Достоевского)

3. Художественное своеобразие романа (особенности сюжетно-композиционного построения, сатира в романе, предметный мир и его связь с героями, лейтмотивная деталь и др.)

Литература:

1. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Книга для учащихся. М., 1987

2. Катарский И.М. Диккенс: Критико-биографический очерк. М., 1960

3. Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества. Л., 1970.

4. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975

5. Ивашева В.В. Творчество Диккенса. М., 1954

6. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе (гл. о Диккенсе)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: