- А. Дистервег. Руководство к образованию немецких учителей. – С.385-441.
2.Каптерев П.Ф. Исторический очерк развития дидактики. Избр. пед. соч. – М.Педагогика, 1982. – Гл. 4,5.
Тема: «Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого»
План:
1. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.
2. Духовно – нравственная установка Л.Н.Толстого на воспитание и цели образования.
3. Смысл «свободного воспитания» в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.
4. Свобода ребенка как критерий труда учителя в деятельности Л.Н.Толстого.
5. Учебные книги Л.Н.Толстого.
Литература.
Основная:
Толстой Л.Н. О народном образовании. – С. 316-332.
Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.
Общий очерк характера школы. – С. 332- 351.
Роль примера и подражания в воспитании. – С. 331-352.
Дополнительная:
1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (ХУШ в. – первая половина Х1Х в.) /Отв. ред. М.Ф.Шабаева. – М.: Педагогика, 1973. 2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Х в. /Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Педагогика, 1976.
Тема: Педагогическое учение К.Д.Ушинского
Вопросы для обсуждения
1. Взгляд К.Д.Ушинского на педагогику.
2. К.Д.Ушинский о народности в общественном воспитании.
3. Дидактические принципы К.Д.Ушинского.
4. Об организации процесса обучения.
5. Ведущие идеи К.Д.Ушинского в его работах «О пользе педагогической литературы» и «Труд в его психическом и воспитательном значение».
- Соотношение педагогической теории практического опыта.
- Соотношение теоретической подготовки и педагогического творчества учителя.
- «Искусство воспитания». Каким должен быть воспитатель?
|
- Функции педагогических знаний и их пропаганда среди учителей и родителей.
- Взаимосвязь нравственного и трудового воспитания.
- Труд как фактор разностороннего развития личности.
- Требования к уроку в свете задач трудового воспитания.
Основная литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Гл. 14.
2. История педагогики. Часть 2. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера», 1997. Гл. 1У.
3.Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Уч. пособие. – М.: Изд. Дом «ФОРУМ», 1998. Часть Ш.
4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. /Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.
5. Ушинский К.Д.
О пользе педагогической литературы.
Родное слово.
Труд в его психическом и воспитательном значении.
Тема: Педагогическое наследие в 20-30 годы в нашей стране
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая деятельность и идеи П.П.Блонского.
2.Педагогическая деятельность и идеи С.Т.Шацкого.
1. Педагогическая деятельность и идеи А.С.Макаренко.
2. Характеристика сущности воспитательной системы в опыте работы В.Н.Сороки-Росинского.
Основная литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Гл. 18.
2. История педагогики. Часть 2./Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
4. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. – М.: ТЦ СФЕРА, 1995.
Дополнительная литература
1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998. Гл. 14.
|
2. Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы. //Советская педагогика.- 1991. - № 11.
3. Равкин. З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрём. – М., 1990.
4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1917-1941). – М., 1980.
5. Данильченко М.Г. Творческое наследие П.П.Блонского. //Советская педагогика. – 1974. - № 7. – С. 97-103.
6. Святкин А.И. Н.К.Крупская и П.П.Блонский. //Советская педагогика. – 1964. - № 6. - С. 113-122.
7. Вершадская Л.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого. – М.:АПН РСФСР, 1960
Источники
1. Блонский С.Т. Избр. пед. и псих. соч.: В 2-х томах. – М., 1979.
- Как я стал педагогом. – Т. 1. – С. 30-38.
- О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы. – Т. 1. – С. 165-180.
2. Макаренко А.С. Собр. соч. в 4-т. – М.: «Правда», 1987.
- Педагогическая поэма.
- Флаги на башнях.
3. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. /Сост А.Т.Губко. – М.: Педагогика, 1991.
- Школа им. Достоевского.
- Детский дом.
4. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1980.
- Изучение жизни и участия в ней. – Т. 2. – С. 152-161.
- О том, как мы учим и как следует учить. – Т. 2. – С. 169-178.
- Бодрая жизнь. – Т. 1.
- О том, как мы учим. – Т. 2. – С. 191- 200.
Занятие № 12
Тема: Педагогическая деятельность и взгляды В.А.Сухомлинского
Вопросы для обсуждения
1. Основные этапы деятельности В.А.Сухомлинского.
2. Общепедагогические взгляды на воспитание детей.
3. Дидактические взгляды В.А.Сухомлинского.
4. Коллектив – могучее средство воспитания школьников.
5. Роль трудового воспитания в подготовке будущих граждан страны.
6. Взгляды В.А.Сухомлинского на нравственное воспитание детей.
7. Работа с родителями в работах В.А.Сухомлинского.
Источники
Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х томах. – М.: Педагогика, 1981.
- Сердце отдаю детям. – Т.1.
- Мудрая власть коллектива. – Т. 3.
- Труд и долг. – Т. 3.
- Родительская педагогика. – Т. 3.
- Павлышская средняя школа. – Т. 2.
- Рождение гражданина. – Т. 1.
- Воспитание без наказаний. – Т. 3.