Тенденции международных отношений. Холодная война.




Вторая мировая война, закончившаяся в 1945 году, унесла жизни более 55 млн человек, потери мировой экономики составили более 4 трлн долларов. Было разрушено более 10000 городов, деревень, сёл. Сельское хозяйство и промышленность в Европе были парализованы нехваткой личного состава, оборудования.

Несмотря на поражение стран Оси, которые были оплотом фашизма в мире, усиливались разногласия между союзниками: СССР и странами Запада. Началась Холодная война — одно из последствий Второй мировой войны, в которой социалистический лагерь потерпел поражение. На территориях, освобождённых от фашистского господства при помощи Красной Армии, был создан пояс стран-сателлитов СССР, таких как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Болгария. Эти страны были «санитарным кордоном» против Запада. Позже все эти страны вошли в Организацию Варшавского Договора. В свою очередь, Франция, Великобритания (потерявшие международный вес после Второй мировой войны), а также США сформировали военный блок НАТО, к которому позже присоединился ряд других государств. Таким образом, после окончания Второй мировой войны были заложены основы биполярности мира. Земля разделилась на поддерживающих коммунизм (чаще всего сателлиты СССР) и поддерживающих капитализм и либерально-демократический путь развития (чаще всего сателлиты стран НАТО). Соответственно, Советский Союз и США стали сверхдержавами. Эти страны не могли сражаться открыто, но делали это в виде локальных конфликтов. Даже ООН, созданное после окончания Второй мировой войны и призванное разрешать все конфликты мирным путём, не могло никак разрядить международную напряжённость.

Вторая мировая война принесла человечеству огромные материальные и людские потери. Коренным образом изменилось соотношение сил в капиталистическом мире. Германия, Италия и Япония потерпели поражение в войне. Экономически ослабела и потеряла былое значение Франция. Значительно ухудшилось положение Великобритании. В результате войны ее позиции были подорваны. США, наоборот, обогатились на военных поставках. Они превратились в самую сильную капиталистическую державу.
После окончания второй мировой войны перед странами Западной Европы встала основная проблема восстановления разрушенной в ходе войны экономики. В 1945 г. ВНП Италии находился на уровне 1909 г., Германии – 1908 г., Франции – 1891г., Австрии – 1886 г. В отличие от стран Западной Европы, доля США в мировом валовом продукте достигла 45%, а их превосходство в научно-технологической сфере было настолько велико, что не поддавалось оценке.
Европа после войны не только оказалась в тяжелом экономическом положении, но и в состоянии духовного кризиса. Нацистское господство в Германии в течение 12-ти лет привело к тому, что страна являлась поверженным агрессором и обвиненным в невиданных ранее преступлениях против человечности (геноциде). Территория Германии была разделена. В Испании, Португалии и Греции сохранились полуфашистские режимы. Во Франции часть политических кругов надолго запятнала себя сотрудничеством с нацистами. Европа в первое послевоенное десятилетие перестала быть активным субъектом международных отношений.
Важную роль в решении основной проблемы – восстановлении экономики ведущих западно-европейских стран – сыграло то, что, освободившись от одиозных тоталитарных режимов, этим странам при поддержке США удалось разработать правильную стратегию экономического развития. Был взят курс на соединение развитого человеческого капитала с достижениями мировой культуры и научно-технического прогресса, а также создание и развитие «государства благосостояния».
Началось беспрецедентное ускорение НТП, создание новых сфер производства, масштабное развитие науки и превращение ее в непосредственную производительную силу. Уже в конце 40-х-начале 50-х годов в Западной Европе прокатилась первая волна НТП. Она позволила восстановить на новой качественной основе экономическую инфраструктуру. Быстро развивались наукоемкие производства.
5 июня 1947 г. государственный секретарь США Маршалл предложил план «помощи» разоренной Европе. Страны Западной Европы (Австрия, Англия, Бельгия, Голландия, Греция, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция, Турция, Франция, Эйре) приняли план помощи. В 1948 г. к нему присоединилась и Западная Германия.
Действие «плана Маршалла» продолжалось с 1948 по 1952 г. и было направлено не только на помощь пострадавшей в войне Западной Европе, но прежде всего на укрепление экономических и политических позиций США в важнейшем стратегическом и геополитическом регионе планеты. Наряду с военно-политическим альянсом НАТО, созданным в 1949 г., «план Маршалла» способствовал укреплению союза Западных стран в борьбе против СССР и коммунистического движения.
Уже в конце второй мировой войны в развитых капиталистических государствах начался подъем рабочего движения, усилилось влияние коммунистических партий, активизировались другие демократические движения. Наибольших успехов добился пролетариат Франции и Италии, где были созданы мощные профсоюзные объединения трудящихся (Всеобщая конфедерация Труда во Франции и Всеобщая итальянская конфедерация труда). Рабочий класс этих стран уже в условиях фашистской оккупации выступал в роли активной силы единого Национального фронта, что способствовало сплочению патриотических элементов всех слоев населения в борьбе с фашизмом.
Активное участие в борьбе с фашизмом принимали коммунисты западно-европейских стран. Борьба за свободу и независимость своих стран привела к укреплению авторитета и влияния коммунистических партий среди широких масс населения. В 1945 г. Коммунистическая партия Франции стала самой крупной и влиятельной партией в стране. В ее рядах насчитывалось около 700 тыс. членов. В массовую марксистско-ленинскую партию превратилась Коммунистическая партия Италии. В 1945 г. в ее рядах насчитывалось до 1700 тыс. членов, и она пользовалась огромным доверием широких слоев трудящихся.
Под руководством коммунистических партий трудящиеся Франции, Италии вели борьбу за демократизацию, за восстановление экономики в интересах трудящихся, за улучшение социального положения населения. Важное место в борьбе коммунистов занимали вопросы укрепления сотрудничества с Советским Союзом и другими демократическими странами в целях обеспечения мира и безопасности во всем мире.
К концу второй мировой войны и в первые послевоенные годы коммунистические партии входили в правительства 12 капиталистических стран: Италии, Франции, Австрии, Финляндии, Норвегии и др.
Укрепилось влияние лейбористской партии в Англии, которая обнародовала программу «демократического социализма». Наращивала свое влияние в широких слоях трудящихся и Французская социалистическая партия. Продолжали или возобновили свою деятельность социалистические и социал-демократические партии и организации в других странах. К началу 50-х годов они насчитывали около 10 млн. членов. За социалистические и социал-демократические партии Западной Европы голосовали в 1945 – 1947 г. около 35 млн. избирателей.
Рост политической активности и сознательности трудящихся, укрепление единства рабочего класса создавали возможности и открывали новые перспективы для усиления борьбы всех демократических сил за мир, демократию и прогресс.
В первые послевоенные годы зародилось и получило широкое распространение движение за мир. Движение сторонников мира охватило все континенты. Состоялся ряд Всемирных конгрессов мира (1949, 1950, 1952 годы), на которых принимались Манифесты в защиту мира, намечались программы конкретных требований в защиту мира, выдвигались требования запрещения пропаганды войны в законодательном порядке, прекращения войн в Корее, Индокитае, Малайе.
Важную роль в борьбе за мир и международную безопасность должна была сыграть Организация Объединенных Наций (ООН). Она начала свою работу в январе 1946 г. Уже на первых четырех сессиях Генеральной Ассамблеи ООН (с1946 по 1949 г. включительно) СССР внес важные предложения о запрещении производства и применения атомного оружия с учреждением в рамках Совета Безопасности международной комиссии по контролю над предприятиями, производящими расщепляющие материалы; о всеобщем сокращении вооружений и безотлагательном запрещении производства и использования атомного оружия; о запрещении пропаганды войны и о привлечении к уголовной ответственности лиц, ведущих такую пропаганду; о сокращении государствами – постоянными членами Совета Безопасности в течение одного года своих вооруженных сил на одну треть; о заключении пятью великими державами – Великобританией, Китаем, СССР, США и Францией – Пакта мира. Эти и другие предложения сыграли важную роль в укреплении и расширении антивоенного и других демократических движений на планете.
В первые послевоенные годы в ряде ведущих стран Западной Европы были приняты новые конституции (Франция – 1946 г., Италия – 1947 г., ФРГ – 1949 г.). Все они носили демократический характер и закрепляли основные политические, экономические и социальные достижения в формировании основных механизмов «государства благосостояния».
С конца 40-х до 60-х годов в странах Запада сформировалось своеобразное согласие между умеренными консерваторами, либералами и социал-демократами относительно принципов государственного вмешательства. В целом в этот период социальный реформизм и кейнсианские принципы государственного вмешательства достигли своего апогея.
Государство оказывало активную помощь развитию систем здравоохранения, образования, науки. Предусматривалось обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам путем предоставления социальных гарантий тому, кто в этом нуждался. Постоянно шло развитие важнейших социальных услуг, к которым относились система семейных пособий на детей, бесплатное образование, пенсионное обеспечение, пособие по безработице и т.д.
Возрастающая роль государства в решении многих экономических и социальных проблем в первые послевоенные годы способствовала не только решению ключевых проблем общества, но и достижению определенной социально-экономической и политической стабильности.
Глубокие качественные изменения в структуре экономики привели к изменению социальной структуры общества. Быстрый прогресс науки и техники оказал огромное влияние на человеческие факторы производства. Это повлекло значительный рост общеобразовательного и профессионального уровня трудовых ресурсов, изменения характера и содержания труда, быстрого количественного роста научно-технических работников и инженерного персонала.

Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

После окончания Второй Мировой войны, имевшиеся противоречия в политике держав коалиции вспыхнули с новой силой. 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества к послевоенной конфронтации, получившей название "холодной войны" и в течение полувека определявшей геополитическую ситуацию.
В Западной Европе, оккупированной союзниками, стали формироваться основы социально- экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". В странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". Создание дружественных политических режимов в Восточной Европе стало основной целью внешней политики советского руководства в первые послевоенные годы. Во второй половине 40-х годов у власти в восточноевропейских государствах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз, что позволило у западных границ СССР создать "сферу безопасности", закрепленную в ряде двусторонних договоров с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-48 гг.
Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие группировки государств с различной идеологией, на базе которых были созданы:
Апрель 1949 г. - Североатлантический Союз (НАТО) под эгидой США;
Май 1955. - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.
Главной осью конфронтации на долгое время стали отношения между сверхдержавами - СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику политическими средствами, то США делали ставку на экономическое и политическое давление, и на военную силу. В течение 40-х годов происходило нарастание напряженности в отношениях Восток-Запад, достигшее апогея в 1950 53 гг. во время войны в Корее.
В Европе самой жгучей проблемой было решение германского вопроса. Разделенная на 4 зоны оккупации (американскую, английскую, французскую и советскую) и не имевшая единого правительства, Германия оставалась важным субъектом международных отношений. В 1948 г. оккупационные зоны США, Англии и Франции слились в "тризонию", где формировалась система западного образца, а зоне СССР началось построение сталинского социализма. В июне 1948 г. разразился первый Берлинский кризис, когда советские войска полностью блокировали Западный Берлин и почти в течение года население снабжалось западными союзниками с помощью "воздушного моста". Осенью 1949 г. в западной зоне была провозглашена ФРГ, а в восточной - ГДР.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе ареной холодной войны стали Корея и Китай. В разделенной по 38 параллели Корее на севере укрепились силы, ориентированные на СССР, а на юге - на США. Гражданская война в Китае (45-49 гг.) являлась формой разраставшейся конфронтации между США и СССР. Победа коммунистов во главе с Мао резко повысила влияние СССР в регионе и ухудшила положение США, который потерял союзника в лице Китая. Большинство стран Восточной и Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. В целях предотвращения "коммунизации" США приступили к созданию военно-политических блоков, на которые можно опереться в борьбе с освободительным движением:

1954 г. - блок СЕАТО (США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан);
1955 г. - блок СЕНТО (США, Англия, Турция, Иран и Пакистан);
1951 г. - блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

В отличие от западных стран, страны Восточной Европы не образовывали союзов. Военно-политическое взаимодействие строилось на другой основе - принимаемые в Москве решения были обязательными для всех стран народной демократии. Экономические отношения развивались на внеэкономическом базисе. Создание в 1949 г.
Совета Экономической взаимопомощи не изменило этого положения.
Обострение соперничества особенно ярко выразилось в гонке вооружения.
Апогеем враждебности и недоверия в эпоху "холодной войны" стала война в Корее в1950-53гг. Северную Корею поддержали Китай и СССР, Южную - США. Мир оказался на гране глобальной войны, поскольку фактически это была война СССР и США. Перемирие, подписанное в июле 1953 г. и завершившее корейскую войну, а также смерть Сталина частично сняли напряженность в противостоянии социализма и капитализма.

Название «война» здесь условно, так как эта конфронтация не была войной в прямом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне, пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Термин “холодная война” был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Объявленный Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС, а также повлёк за собой экономический коллапс в СССР. В конечном итоге СССР, обремененный экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в 1991 году.

В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989—1990 годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, что можно считать окончанием холодной войны.

Начало холодной войны

Установление по завершении Второй мировой войны советского контроля над странами Восточной Европы, в особенности создание просоветского правительства в Польше в противовес польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, привело к тому, что правящие круги Великобритании и США стали воспринимать СССР как угрозу.

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:

  • во-первых, СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы;
  • во-вторых, немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения;
  • в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток;
  • в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин;
  • в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение;
  • в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами;
  • в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…

Черчилль в марте 1946 года в Фултоне в США выступил с речью в отношении СССР, и заявил что отношения СССР с одной стороны и США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве стран говорящих на английском языке. Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, так как они обладали монополией на ядерное оружие. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом.[3]

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.[4][5]

В 1946 году активизировались греческие повстанцы, руководимые коммунистами и подпитываемые поставками оружия из Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

К 1947 году гражданская война в Греции закончилась поражением коммунистов. В 1949 году был образован военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли США и большинство стран Западной Европы.

Часть политических деятелей Запада стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Другой точки зрения придерживался Черчилль.[3]

Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 года оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана (войска были выведены только в мае 1946 под нажимом Великобритании и США). Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так:

…От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии — все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…)Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии.

Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним Московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квазикоммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

(…) Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.

Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Начало противостояния

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 миллионов долларов. Одновременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Трумэн в этом заявлении, кроме того, определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества СССР и США к соперничеству.[5]

В 1947 году по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны, в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

Усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием (см. статью Создание советской атомной бомбы). 29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал — тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США — главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос.

В 1948 году США принимают «резолюцию Ванденберга» — официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время.

Уже 4 апреля 1949 года создается НАТО, и в октябре 1954 г. ФРГ принимают в Западноевропейский Союз и НАТО. Этот шаг вызвал негативную реакцию СССР. В ответ СССР принялся за создание военного блока, который бы объединил восточноевропейские страны.

В конце 1940-х годов в СССР усиливаются репрессии против инакомыслящих, которых, в частности, начинают обвинять в «преклонении перед Западом» (смотри также статью Борьба с космополитизмом), а в США разворачивается кампания по выявлению сочувствующих коммунистам.

Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на это.

Переход к широкомасштабному использованию реактивных истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной авиации. В 1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США, подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на реактивную тягу. В начале 1950-х на вооружение стали поступать бомбардировщики B-47 и B-52.

Наиболее острый период противостояния двух блоков (СССР и США с их союзниками) пришёлся на годы Корейской войны.

На грани ядерной войны

С наступлением нового года хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила — особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США. Однако на эти же годы приходятся События 17 июня 1953 года в ГДР, события 1956 г. в Польше, антикоммунистическое восстание в Венгрии, Суэцкий кризис.

В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО, предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР — поскольку считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь обширной территории.

Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США — считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых сил. Более того — по мнению американских стратегов, советская экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание адекватного контрсилового потенциала.

Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 году межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную достигать территории США. С 1959 года в Советском Союзе началось серийное производство МБР. (В 1958 году свою первую МБР «Атлас» испытали и США). С середины 1950-х годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной.

Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого явились Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис (1962).

Разрядка»

Продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 года о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 году окончились неудачей.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

В 1968 году попытки демократических реформ в Чехословакии (Пражская весна) вызвали военную интервенцию СССР и его союзников.

Однако Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер выдвинул доктрину «ослепляющего», или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» — поражение командных пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страны НАТО начали модернизацию средств передового базирования (Forward Base Systems) — американского тактического ядерного оружия, размещенного на территории Западной Европы или у её побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет, способных максимально точно поражать заданные цели.

Эти шаги вызвали опасения в СССР, поскольку средства передового базирования США, а также «независимые» ядерные потенциалы Великобритании и Франции были способны поражать цели в европейской части Советского Союза. В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии. Советский Союз начал модернизацию средств доставки ядерного оружия средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий.

Под предлогом модернизации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). В декабре 1976 года ракетные системы были развернуты, а в феврале 1977 года — поставлены на боевое дежурство в европейской части СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе — центры управления, командные пункты и, особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модернизировал размещенные в Центральной Европе силы общего назначения — в частности, модернизировал дальний бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня.

Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 года было принято двойное решение НАТО — развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик.

В 70-х гг. произошел позитивный поворот в отношениях СССР и США в сторону разрядки. В самом общем виде это нашло отражение не только в улучшении политической атмосферы, но и в выработке нескольких десятков конкретных договоров и соглашений, охватывающих ключевые сферы взаимоотношений между двумя странами, начиная от мер по предотвращению военного столкновения до развития научно-технических и культурных связей. Известно, что в 1971–1979 гг. было подписано более 60 соглашений, т.е. более половины документов подобного рода за всю историю отношений между СССР и США с момента установления дипломатических отношений.

В 1972 г. в ходе советско-американской встречи был подписан документ «Основы взаимоотношений между СССР и США». Обе стороны взяли на себя обязательство делать все возможное для предотвращения военных конфронтаций и возникновения ядерной войны, проявлять сдержанность в своих взаимоотношениях и готовность вести переговоры и урегулировать разногласия мирными средствами.

Взаимодействие Советского Союза и США не ограничилось только проблемами ограничения гонки вооружений. Большое место занимали также и вопросы международно-политического характера, связанные с устранением существующих и недопущением новых конфликтов, способных привести к осложнению международной обстановки.

В ходе встречи в верхах в Москве в мае-июне 1972 г. была учреждена советско-американская комиссия по торговым вопросам, которая выработала и подготовила к подписанию ряд соответствующих соглашений. Важное значение имело соглашение о торговле от 18 октября 1972 г. В нем предусматривалось взаимное предоставление сторонами друг другу режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах таможенного обложения, сборов и других формальностей при импорте и экспорте товаров, т.е. речь шла о строительстве экономических отношений между СССР и США. Соглашение предусматривало также, что каждая сторона не только отказывается от каких бы то ни было дискриминационных действий в торговых отношениях, но и обязуются поощрять установление эффективных деловых связей между коммерческими организациями и фирмами обеих стран.

В результате этого удалось добиться увеличения товарооборота между СССР и США: если в 1970 г. он составил 161 млн. руб., 1979 г. – свыше 2,8 млрд. рублей

О масштабах межправительственного сотрудничества свидетельств



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: