РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ 3 глава




Вот почему нас нисколько не задевают те сердитые слова, которых так много броса­ет Ларин по нашему адресу, крича о близком кризисе большевизма, о том, что он вы­дохся, что мы волочились всегда за меньшевиками и т. д. Все эти попытки кольнуть и ущипнуть вызывают только снисходительную улыбку.

От большевиков отпадали и будут отпадать отдельные лица, но в нашем направле­нии не может быть

См. настоящий том, стр. 140. Ред.


170__________________________ В. И. ЛЕНИН

кризиса. Дело в том, что мы с самого начала (см. «Шаг вперед, два назад») заявляли: никакого особого «большевистского» направления мы не создаем, мы отстаиваем лишь везде и всегда точку зрения революционной социал-демократии. А в социал-демократии, вплоть до социальной революции, неизбежно будут оппортунистическое и революционное крыло.

Достаточно беглого взгляда на историю «большевизма», чтобы убедиться в этом.

1903—1904 год. Меньшевики проповедуют демократизм в организации. Большевики называют это интеллигентской фразой, впредь до открытого выступления партии. Меньшевик Рабочий в женевской брошюре (1905 г.)107 признает, что на деле никакого демократизма у меньшевиков не было. Меньшевик Ларин признает, что их «разговоры о выборном начале» были «придумыванием», были попыткой «обмануть историю» и что на деле в меньшевистской «СПБ. группе выборного начала не было еще и осенью 1905 года» (с. 62). А после октябрьской революции большевики первые сразу объявили в «Новой Жизни» переход к демократизму в партии на деле.

1904 год, конец. Земская кампания. Меньшевики тянутся за либералами. Большеви­
ки не отрицают (вопреки часто распространяемой басне) «хороших демонстраций» пе-

*** ред земцами, но отвергают «плохие рассуждения интеллигентов», говоривших, что

на арене борьбы две силы (царь и либералы), что выступление перед земцами есть де­монстрация высшего типа. Теперь меньшевик Ларин сам признает, что земская кампа­ния была «придумыванием» (стр. 62), была «мудрой и хитрой штукой» (с. 57).

1905 год, начало. Большевики открыто и прямо ставят вопрос о восстании, о подго­
товке к нему. В резолюции III съезда они предсказывают соединение стачки с вос-

См. Сочинения, 5 изд., том 8, стр. 185—414. Ред. " См. Сочинения, 5 изд., том 12, стр. 83—93. Ред.

В № 1 женевского «Вперед» (январь 1905 г.) фельетон, посвященный критике «плана земской кам­пании», носил заглавие: «О хороших демонстрациях пролетариев и плохих рассуждениях некоторых ин­теллигентов». (См. Сочинения, 5 изд., том 9, стр. 137—143. Ред.)


КРИЗИС МЕНЫТТКВИЗМА_____________________________ 171

станием. Меньшевики виляют, отговариваются от задач восстания, толкуют о воору­жении масс жгучей потребностью самовооружения.

1905 г., август — сентябрь. Меньшевики (Парвус в новой «Искре»109) зовут участво­вать в булыгинской Думе. Большевики зовут к активному бойкоту ее, к непосредствен­ной проповеди восстания.

1905 г., октябрь — декабрь. Народная борьба в форме стачек и восстаний смела бу­
лыгинскую Думу. Меньшевик Ларин признает в письменном заявлении на Объедини­
тельном съезде, что меньшевики в эпоху высшего подъема революции действовали по-
большевистски. В зачаточных органах временного правительства мы, с.-д., участвуем
вместе и рядом с революционной буржуазией.

1906 г., начало. Меньшевики в тоске. В Думу не верят и в революцию не верят. Они
зовут выбирать в Думу для бойкота Думы (Ларин, с. 57). Большевики выполняют свой
долг революционеров, делая все возможное для бойкота второй Думы, которой не ве­
рил никто в революционных кругах.

1906 г., май — июнь. Думская кампания. Бойкот не удался в силу измены буржуа­зии. Большевики ведут революционную работу на новой, хотя и худшей почве. Во вре­мя Думы наша тактика, революционных с.-д., еще яснее отделяется от оппортунизма в глазах всего народа: критика к.-д. в Думе, борьба за освобождение трудовиков от влия­ния к.-д., критика думских иллюзий, проповедь революционного сближения левых групп Думы.

1906 г., июль. Разгон Думы. Меньшевики мечутся, высказываясь за немедленную стачку-демонстрацию и за частичные выступления. Большевики протестуют. Ларин, говоря об этом, умалчивает о протесте 3-х членов ЦК, напечатанном для членов пар­тии. Ларин говорит неправду об этом инциденте. Большевики указывают на нелепость демонстрации, стоят за более позднее восстание. Меньшевики подписывают

См. Сочинения, 5 изд., том 13, стр. 325—326. Ред.


172__________________________ В. И. ЛЕНИН

призывы к восстанию вместе с революционной буржуазией.

1906 г., конец. Большевики признают, что измены буржуазии заставляют пойти в обходный путь, пойти в Думу. Долой всякие блоки! Долой в особенности блоки с каде­тами! Меньшевики за блоки.

Нет, товарищ Ларин, нам не приходится стыдиться такого хода борьбы между рево­люционным и оппортунистическим крылом Российской социал-демократии!

«Пролетарий» № 9, Печатается по тексту

7 декабря 1906 г. газеты «Пролетарий»


РАБОЧИЙ СЪЕЗД И СЛИЯНИЕ С ЭСЕРАМИ

(ЗАМЕТКА)

Как известно уже нашим читателям из № 9 «Пролетария»110, меньшевик Ю. Ларин высказывается в своей брошюре за беспартийный рабочий съезд и за слияние социал-демократической партии с эсерами, п. п. с. и вообще со всеми «социалистическими» партиями. При этом Ю. Ларин сам указывает, что число членов в партии эсеров неиз­вестно. Социалисты-революционеры, по его словам, считают 50—60 тыс. членов в сво­ей партии. Допуская тут преувеличение, Ю. Ларин говорит, что меньше 30 тыс. членов нельзя считать у эсеров.

Мы не знаем, откуда взял Ларин цифру 50—60 тыс. Источника он не указывает. В эсеровской литературе мы таких «данных» не встречали. Единственные изданные пол­ностью протоколы первого съезда партии эсеров (в декабре 1905 г.) не содержат ника­ких данных о числе членов с.-р. партии. Таких данных и не могло быть, ибо выборы на партийный съезд всеми членами партии и притом пропорционально определенному числу членов партии никогда никакой партией кроме социал-демократической в России не производились. Только социал-демократическая партия провозгласила этот принцип в ноябре 1905 г. в газете «Новая Жизнь» от имени ЦК большевиков111, причем Всерос­сийская конференция большевистских организаций в декабре 1905 г.112 состояла уже из представителей, выбранных по одному от каждых 300 членов партии. Впервые


174__________________________ В. И. ЛЕНИН

на Объединительном (Стокгольмском) съезде РСДРП было применено представитель­ство на указанных началах по отношению ко всей партии, причем контролирующим (до известной степени) элементом был состав Организационного комитета по созыву съез­да: поровну от двух борющихся фракций, большевиков и меньшевиков.

Итак, остается совершенно неизвестным, откуда взял Ларин максимальную цифру в 50—60 тысяч. А посредством этой цифры (около трети числа членов РСДРП) он вну­шал читателям мысль о полной обеспеченности преобладания социал-демократов над эсерами при слиянии обеих партий. В фельетоне № 9 «Пролетария» уже отмечена была ошибка Ларина и указано, что на деле вместо «мира и положительной работы» получи­лось бы от такого слияния лишь увеличение раздоров, не говоря уже о принципиальной недопустимости слияния. Интересным подтверждением сказанного нами тогда явилась статья Леона Реми во французской социалистической газете «L'Humanité»113 от 17 де­кабря 1906 г. (н. ст.). Со слов официального заграничного органа партии эсеров «Tribune Russe», Леон Реми сообщает, что «Совет» партии эсеров «считает в партии эсеров около 150 000 организованных членов, а если держаться несколько более широ­кого толкования понятия членства, толкования, которое дают уставу некоторые обла­стные комитеты, то 200 000».

Чтобы читатели могли судить о том, как получилась эта забавная цифра, приводим все имеющиеся в статье Реми данные по районам. Северо-запад — 21 тыс.; Поволжье — 14 тыс. («а если считать всех, принимающих программу партии, то почти вдвое»); Кавказ Северный — 21 тыс.; Закавказье — 17,9 тыс.; Центр — 26 тыс. (в том числе в Москве 5000. Странно, что этих пяти тысяч до сих пор не могут рассмотреть даже в лу­пу наши московские товарищи); Север — 20 тыс.

Предлагаем читателю решить задачу: кто обнаружил больше легкомыслия — 1) эсе­ры, 2) Ларин или 3) Плеханов и Аксельрод?


______________________ РАБОЧИЙ СЪЕЗД И СЛИЯНИЕ С ЭСЕРАМИ_____________________ 175

Если двое последних отрекутся в вопросе о слиянии с эсерами от своего горячего поклонника Ю. Ларина, то дело от этого нисколько не улучшается. Стоит только поду­мать о разграничении «всероссийских представителей» от рабочих промышленных и сельских, от батраков или поденщиков и от крестьян, от кустарей или ремесленников и от рабочих и т. д.

«Пролетарий» №10, Печатается по тексту

20 декабря 1906 г. газеты «Пролетарий»


ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Так озаглавил К. Каутский последнюю главу своей статьи в только что вышедших номерах «Neue Zeit»: «Движущие силы и перспективы русской революции». Как и другие работы Каутского, эта статья выйдет, несомненно, вскоре в русском переводе. Ознакомиться с ней безусловно необходимо всем социал-демократам, — не потому, что от немецкого теоретика марксизма можно было ждать ответа на злободневные вопросы нашей тактики (плохи были бы русские с.-д., если бы они ждали таких ответов издале­ка), — а потому, что Каутский замечательно логично рассматривает основы всей с.-д. тактики в буржуазной российской революции. Всем членам нашей партии, всем созна­тельным рабочим, заваленным мелкой будничной работой, оглушенным избитыми по­шлостями беспринципных либерально-буржуазных писак, особенно важны такие про­изведения вдумчивых, знающих и опытных с.-д., которые позволяют подняться выше обыденщины, вникнуть в коренные вопросы тактики пролетариата, представить себе яснее принципиальные тенденции и самые методы мышления разных течений в социал-демократии.

Новейшая статья Каутского особенно важна в этом отношении, ибо она дает воз­можность сравнить характер вопросов, заданных Плехановым Каутскому (среди дру­гих иностранных социалистов), со способом ответа Каутского на некоторые из этих во­просов.


_______________ ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ______________ 177

Плеханов, которого кадет Мельгунов метко назвал сегодня (10 декабря) в «Товари­ще» «прежним лидером и теоретиком русской социал-демократии», спрашивал Каут­ского (1) об «общем характере» русской революции: буржуазная она или социалисти­ческая? (2) об отношении с.-д. к буржуазной демократии и (3) о тактике с.-д. при выбо­рах в Думу.

Вождь русских оппортунистов желал выудить от Каутского одобрение блоков с к.-д. Вождь немецких революционных с.-д. разгадал, что автор вопросов подсовывает ему ответ на то, о чем прямо не говорится в вопросах, и предпочел ответить Плеханову спокойным, обстоятельным, пропагандистски написанным разъяснением того, как дол­жен марксист ставить вопросы о буржуазной революции и о буржуазной демократии вообще. Присмотримся же внимательнее к этому разъяснению Каутского.

Поверхностно было бы рассматривать русскую революцию как движение, направ­ленное к свержению абсолютизма. Надо рассматривать ее как пробуждение широких масс народа к самостоятельной политической деятельности. Такова основная посылка Каутского.

Это значит вот что. Поверхностен был бы тот анализ задач социал-демократии, ко­торый ограничивается указанием на достижение политической свободы (свержения аб­солютизма) и «общность» этой задачи у разных классов. Надо посмотреть на положе­ние масс, на объективные условия их жизни, на различие классов внутри их, на реаль­ное содержание той свободы, к которой они на деле стремятся. Не из общей фразы на­до выводить единство интересов, не от «политической свободы» вообще заключать к совместной борьбе разных классов, — а, наоборот, из точного анализа положения и ин­тересов разных классов надо выводить, насколько именно и в чем именно тождествен­на или совпадает (и совпадает ли?) их борьба за свободу, их стремление к свободе. Не по-кадетски, не по-либеральному следует рассуждать, не так, как гг. Прокоповичи и К0, а по-марксистски.


178__________________________ В. И. ЛЕНИН

Далее. Если исходная точка — интересы масс, то гвоздь русской революции — аг­рарный (земельный) вопрос. О поражении или победе революции надо заключать не на основании насилий правительства и проявлений «реакции» (которая всецело заполняет внимание многих кадетообразных с.-д.), а на основании учета положения массы в борь­бе за землю.

Сельское хозяйство есть основа народного хозяйства России. Земледелие в упадке, крестьяне разорены. Даже либералы (Каутский цитирует кадетов Петрункевича и Ма­нуйлова) сознают это. Но, указывая на общность этого взгляда у либералов и социали­стов, Каутский не удовлетворяется этим. Он не позволяет себе сделать отсюда кадет­ский вывод: «значит, с.-д. должны поддерживать кадетов». Он сразу переходит к анали­зу классовых интересов и показывает неизбежность половинчатости либералов в аг­рарном вопросе. Признавая упадок земледелия вообще, либералы не понимают капита­листического характера земледелия и вытекающего отсюда вопроса об особых причи­нах задержки именно капиталистической, а не иной какой, эволюции.

И Каутский подробно разбирает одну из этих особых причин, именно недостаток ка­питала в России. Заграничный капитал играет у нас особенно выдающуюся роль. Это задерживает капиталистическое развитие земледелия. Вывод Каутского: «Упадок сель­ского хозяйства, наряду с ростом сил промышленного пролетариата, является главной причиной современной русской революции».

Вы видите: Каутский изучает, внимательно и осторожно, особый характер буржуаз­ной революции в России, а не обходит этих особенностей, подобно кадетам и кадето-образным с.-д., посредством доктринерской ссылки на «общий характер» всякой бур­жуазной революции.

Дальше Каутский разбирает разрешение аграрного вопроса. Он не довольствуется и здесь избитой либеральной фразой: вот и кадетская Дума за землю для крестьян (смот­ри писания Плеханова). Нет. Он пока-


_______________ ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ______________ 179

зывает, что одно увеличение надела без громадной денежной помощи крестьянину есть ничто. Абсолютизм не в состоянии действительно помочь крестьянству. А либералы? Они требуют выкупа. Выкуп же не может не разорить крестьян. «Только конфискация крупного землевладения» (курсив Каутского) способна значительно увеличить земель­ный надел крестьянина, не возлагая на него нового бремени. Но либералы самым реши­тельным образом противятся конфискации.

На этом рассуждении Каутского стоит остановиться. Кто сколько-нибудь обстоя­тельно знаком с партийными оттенками в революционных кругах России, тот знает, что оппортунисты обеих революционных партий, именно по вопросу о выкупе, не только заразились либеральным взглядом, но извращали еще при этом Каутского. Наши мень­шевики и на Объединительном съезде и на целом ряде собраний в Петербурге (напри­мер, Дан в своих летних отчетах о съезде перед питерскими рабочими) указывали на неправильность того пункта аграрной программы, который прошел при помощи боль­шевиков, потребовавших вставить непременно конфискацию вместо «отчуждения» (смотри первоначальный проект Маслова). Наши меньшевики говорили, что это невер­но, что настаивать на конфискации может только вульгарный революционизм, что для социального переворота не важно, будет ли выкуп или нет, и при этом ссылались на брошюру Каутского «Социальная революция», где Каутский по отношению к социали­стической революции вообще разъясняет допустимость выкупа. И эсеровские меньше­вики, полукадеты энесы, совершенно так же защищали свой поворот к либерализму в вопросе о выкупе (в одном из выпусков «Народно-Социалистического Обозрения»116) и также ссылались на Каутского.

Каутский, вероятно, не знает ни поведения меньшевиков в этом вопросе, ни значе­ния политики энесов и их группы. Но своей постановкой вопроса о выкупе в русской революции он дал опять-таки всем нашим оппортунистам замечательное поучение на­счет того, как не следует рассуждать. Нельзя из общих посылок


180__________________________ В. И. ЛЕНИН

о соотношении выкупа и конфискации в разных революциях, или в социалистической революции вообще, делать вывода о выкупе в России 19051906 годов. Надо поступать наоборот. Надо разобрать, какие классы у нас в России вызвали особенности нашей по­становки вопроса о выкупе, из интересов этих классов вывести политическое значение данного вопроса в данной революции и тогда уже оценить правильность или непра­вильность взглядов разных партий.

Само собою разумеется, что, идя таким путем, Каутский пришел не к затушевыва­нию различия между либералами и революционерами в вопросе о выкупе (к чему все­гда приходят плехановцы и энесы), а к выяснению глубины этого различия. Плеханов, задавая свои вопросы Каутскому, прикрывал различие «оппозиционного» и «револю­ционного» движения посредством отстранения конкретных вопросов. Каутский сбро­сил прочь эти плехановские прикрытия, извлек на свет божий важный вопрос о выкупе и показал Плеханову, что против революционного движения крестьян борются «по-своему» не только черносотенцы, но и либералы.

«Без отмены постоянного войска, — пишет Каутский, — без прекращения постройки военного флота, без конфискации всего состояния царской фамилии и монастырей, без государственного банкротства, без конфискации крупных монополий, поскольку они находятся еще в руках частных лиц, жел. дорог, нефтяных источников, горных рудни­ков, железоделательных заводов и пр. — неоткуда взять те громадные суммы, которые необходимы для русского сельского хозяйства, чтобы вырвать его из его ужасного со­стояния».

Припомните обычные меньшевистские речи об утопизме и фантазерстве большеви­ков, например, речи Плеханова на съезде по поводу требования соединить с радика­лизмом аграрных требований радикализм политический (отмена постоянного войска, выборность чиновников народом и т. д.). Плеханов хихикал над отменой постоянно­го войска и выборностью чиновников народом! Плехановская «Современная Жизнь»118 одоб-


_______________ ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ______________ 181

ряет направление «Нашего Дела», называя политический оппортунизм «политическим материализмом» (??) и противопоставляя его «революционной романтике».

Оказывается, что осторожный Каутский идет гораздо дальше самого крайнего большевика, выставляет гораздо более «утопические» и «романтические» (с точки зре­ния оппортуниста) требования в связи с аграрным вопросом!

Каутский требует не только конфискации помещичьих земель, не только отмены по­стоянной армии, но и конфискации крупных капиталистических монополий/

И Каутский вполне последовательно замечает сейчас же после приведенного места: «Ясно, что либералы пугаются столь гигантских задач, столь решительных изменений в существующих имущественных отношениях. По существу, они хотят продолжать вести теперешнюю политику, оставляя неприкосновенными основы эксплуатации России иноземными капиталами. Они твердо стоят за постоянное войско, которое в их глазах одно только в состоянии обеспечить порядок и сохранить им их собственность...»

Плеханов протестует: с ним поступили несправедливо; он спрашивал Каутского только о поддержке оппозиционных партий на выборах в Думу, а ему отвечают не на тему! Выборы в Думу и — отмена постоянного войска! Какая причуда анархической мысли фантаста, какая революционная романтика вместо требуемого оппортунистом «политического материализма»!

А Каутский продолжает себе «бестактно» критиковать либералов в ответ на вопрос о выборах в Думу. Он обвиняет их за то, что они хотят выжимать по-прежнему из рус­ского народа по миллиарду рублей на военщину и платежи по займам. «Они (либералы) думают, что учреждения Думы достаточно для того, чтобы чудом раздобыть из-под земли миллиарды». «Либерализм столь же мало способен на это (удовлетворить рус­ских крестьян), как и царизм». Каутский посвящает специальную главу выяснению от­ношений


182__________________________ В. И. ЛЕНИН

либерализма к социал-демократии. Он указывает, что а России нет буржуазной демо­кратии старого шаблона, в которой первенствующее положение занимала городская мелкая буржуазия. В отличие от Запада, в России городская мелкая буржуазия «нико­гда не будет надежной опорой революционных партий».

«В России нет прочного остова буржуазной демократии». Этот вывод Каутского ос­нован и на анализе особого положения мелкой буржуазии в городах и на учете того, что классовый антагонизм между капиталистами и пролетариатом развит в России неизме­римо сильнее, чем в эпохи буржуазных революций «старого шаблона». И значение это­го вывода громадно. Именно в этом пункте лежит центр тяжести всей той «поправки», которую внес Каутский в постановку вопроса Плехановым, — поправки, равносильной коренному изменению.

Плеханов в своих вопросах оперирует со старым шаблоном буржуазной демокра­тии, не более того. Он употребляет затасканное слово, совершенно забывая определить на основании русских данных, какой степенью демократизма, какой прочностью его и т. д. обладают те различные слои, которые теперь в России выступают в качестве бур­жуазной демократии. Заслуга Каутского в том, что он подметил этот основной грех Плеханова и принялся разъяснять ему практически тот метод, которым надо приходить к действительному пониманию буржуазной демократии в России. И под умелым анали­зом Каутского из затасканного старого шаблона стали получаться очертания живых общественных сил России: городского мещанства, — класса помещиков, либеральни­чающих на грошик и поддерживающих черносотенную контрреволюцию на целковый, — капиталистов, боящихся пуще огня пролетариата, — и, наконец, крестьянства.

Туманный вопрос об отношении к «буржуазной демократии» (французского типа 40-х годов прошлого века?) исчез. Туман был рассеян. А ведь этим туманом и застилали глаза народу наши Прокоповичи, Кусковы, Изгоевы, Струве и прочие либералы, на ру­ку


_______________ ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ______________ 183

которым играет Плеханов. Вместо тумана старых шаблонов действительно марксист­ский анализ показал нам совсем особое соотношение демократизма разных слоев и элементов русской буржуазии.

При помощи этого анализа Каутский определяет то особое отношение между рос­сийским либерализмом и революционностью крестьян, которое сознательно скрывают кадеты и по слепоте не видят многие с.-д-ты! «Чем революционнее становится крестья­нин, тем реакционнее становится крупный землевладелец, тем более перестает он быть, как был раньше, столпом либерализма, тем неустойчивее становятся либеральные партии, тем более подаются вправо либеральные профессора и адвокаты в городах, чтобы не потерять окончательно связи с своей прежней опорой». Этот процесс «уско­ряет лишь банкротство либерализма».

Только вскрыв корни этого банкротства либерализма уже в современной русской революции, Каутский переходит к непосредственному ответу на вопросы Плеханова. Прежде чем отвечать, поддерживать ли «оппозицию», надо уметь понять (разъясняет Каутский), в чем классовая опора и классовая сущность этой «оппозиции» (или русско­го либерализма) и в каком отношении находится развитие революции и революцион­ных классов к положению и интересам либерализма. Выясняя это в первую голову, Каутский сначала приходит к банкротству либерализма, а потом уже посвящает чита­теля в интересующий Плеханова вопрос: поддерживать ли оппозицию на выборах в Думу? Неудивительно, что на две трети плехановских вопросов Каутскому вовсе не понадобилось отвечать...

Зато ответы Каутского, не удовлетворяя Плеханова, помогут мыслить правильно массе русских социал-демократов.

(1) Буржуазная революция в России или социалистическая?

Нельзя так ставить вопроса, говорит Каутский. Это — старый шаблон. Русская рево­люция, конечно, не социалистическая. О социалистической диктатуре пролетариата («единоличное господство» его) не может


184__________________________ В. И. ЛЕНИН

быть и речи. Но эта революция и не буржуазная, ибо «буржуазия не принадлежит к движущим силам современного революционного движения в России». «Там, где проле­тариат выступает самостоятельно, буржуазия перестает быть революционным клас­сом».

И Каутский с энергией, превосходящей обычные большевистские «бестактности» против либералов, заявляет, что наша буржуазия больше боится революции, чем реак­ции, что она абсолютизм ненавидит за порождение им революции, что она политиче­ской свободы хочет для прекращения революции! (А Плеханов наивно отождествлял в своих вопросах борьбу оппозиции со старым порядком и борьбу против покушений правительства раздавить революционное движение!)

Этот первый ответ Каутского есть самое блестящее подтверждение всей коренной основы тактики большевизма. Начиная с женевских газет «Вперед» и «Пролетарий» и продолжая брошюрой «Две тактики», русские большевики всегда основу своей борьбы с меньшевизмом видели в извращении правыми с.-д. понятия: «буржуазная револю­ция». Сотни раз говорили мы и показывали на бесчисленных заявлениях меньшевиков, что понимать категорию «буржуазная революция» в смысле признания за буржуазией главенства и руководящей роли в русской революции есть опошление марксизма. Бур­жуазная революция вопреки неустойчивости буржуазии, посредством парализования неустойчивости буржуазии, вот как формулировали большевики основную задачу с.-д. в революции.

Анализ Каутского дает нам самое полное удовлетворение. То, на что мы претендо­вали, — отстаивание позиции революционной социал-демократии против оппортуниз­ма, отнюдь не создание какого-то «оригинального» большевистского направления, — Каутский подтвердил вполне, и это подтверждение тем ценнее, что оно дано изложени­ем существа дела, а не простым генеральским «одобрением» той или иной фракции.

(2) Каутский не только считает «весьма возможным», что в «ходе революции победа достанется с.-д. партии», но объявляет также обязанностью социал-демократов


_______________ ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО СОЮЗНИК В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ______________ 185

«внушать своим приверженцам уверенность в победе, ибо нельзя успешно бороться, отказываясь наперед от победы».

Этот вывод Каутского есть второе блестящее подтверждение тактики большевизма. Кто сколько-нибудь знаком с литературой двух направлений в социал-демократии, тот должен знать, что меньшевики всеми силами оспаривали возможность и целесообраз­ность победы социал-демократии в современной русской революции. Меньшевики еще на своей конференции весной 1905 г. (с участием Плеханова, Аксельрода и проч.) при­няли резолюцию, что с.-д. партия не должна стремиться к завоеванию власти. И с тех пор эта мысль: с.-д. не могут стремиться к победе с.-д. в буржуазной революции прохо­дит красной (или черной?) нитью через всю литературу и всю политику меньшевизма.

Эта политика есть оппортунизм. Победа с.-д. в теперешней русской революции весьма возможна. Мы обязаны внушать уверенность в этой победе всем сторонникам рабочей партии. Нельзя успешно бороться, если наперед отказываешься от победы.

Эти простые и ясные истины, засоренные плехановской софистикой и схоластикой, должны быть продуманы и усвоены всей нашей партией.

(3) Думать, что «все те классы и партии, которые стремятся к политической свободе,
должны просто-напросто действовать совместно, чтобы добиться ее», значит «иметь в
виду лишь политическую поверхность совершающегося».

Это — третье подтверждение большевизма. Нельзя из одной только ссылки на то, что к.-д. «по-своему борются за свободу», заключать о совместном действии с ними. Это азбука марксизма, засоренная лишь временно Плехановым и Аксельродом с их по­клонниками.

(4) Каков же тот класс, который может помочь с.-д. пролетариату победить в тепе­
решней революции, поддержать его и определить границы немедленно осуществимых
преобразований? Этот класс, по мнению Каутского, крестьянство. Только у него есть
«прочная


186__________________________ В. И. ЛЕНИН

общность экономических интересов» «на все время революции». «В общности интере­сов промышленного пролетариата и крестьянства заключается революционная сила русской социал-демократии и возможность ее победы, но эта же общность определяет и пределы возможного использования этой победы».

Это значит: не социалистическая диктатура пролетариата, а демократическая дикта­тура пролетариата и крестьянства. Иными словами Каутский формулировал давнюю основную посылку всей тактики революционных с.-д. в отличие и от оппортунистов, и от «увлекающихся». Всякая действительная и полная победа революции может быть только диктатурой, говорил Маркс, имея в виду, конечно, диктатуру (т. е. не ограни­ченную ничем власть) массы над кучкой, а не обратно. Но нам важна, разумеется, не та или иная формулировка большевиками их тактики, а сущность этой тактики, целиком подтверждаемая Каутским.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: