2.1. Разработка плана курсовой работы
После утверждения темы курсовой работы начинается важнейший период разработки темы, связанный с формированием плана, отбором и изучением необходимых по теме исследования источников.
Прежде всего, важно определить структуру работы, то есть составить рабочий план курсового исследования. План должен быть детально продуман и логически четко построен. План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждой главе. Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
План курсовой работы студент составляет самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода. При этом, количество глав в работе не должно превышать 3-х.
Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану курсовых работ, традиционным является следующий план курсовой работы:
Введение
Глава 1 (полное наименование)
Глава 2 (полное наименование)
Глава 3 (полное наименование)
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Согласно традиционной структуре курсовой работы в каждой главе должно быть, как правило, по 2—3 параграфа (вопроса). Объем одного параграфа не может быть менее 3 страниц.
В процессе работы, план курсового исследования может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы за счет собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться.
2.2. Изучение нормативных актов и литературных источников
|
Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения нормативно-правовых актов и литературных источников по теме исследования. Основную литературу студенту рекомендует преподаватель, значительную часть литературных источников студент подбирает самостоятельно при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек.
Для подбора литературы по теме хорошим подспорьем являются также каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы. Умение самостоятельно подобрать литературу по теме - один из важнейших показателей профессиональной зрелости будущего специалиста.
Изучение литературы следует начинать с вторичных источников - учебников, учебных пособий, они позволяют лучше сориентироваться в исследуемой проблематике. Затем изучаются авторские монографии, статьи в журналах. Общее количество литературных источников (приводимых в списке использованной литературы) для курсовой работы – не менее 15.
При изучении нормативных актов и литературных источников делается упор на современные научные достижения. Курсовая работа, особенно ее теоретическая часть, должна быть наполнена современным научным теоретико-методологическим материалом.
Для выполнения курсовой работы студенту рекомендуется использовать следующие источники:
- законы РФ;
- указы Президента РФ по вопросам, исследуемым в курсовой работе;
- постановления исполнительных органов власти РФ по указанным вопросам;
- инструктивные и методические материалы министерств и других ведомств по тем же вопросам;
|
- судебная практика.
Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые акты и другие юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются:
Собрание законодательства РФ (до 1993 г. - Собрание актов Президента и Правительства РФ)
Ведомости Федерального собрания (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ)
Российская газета
Парламентская газета
Российские вести и другие
При подборе нормативно-правовых актов, целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочно-правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант Плюс», «Кодекс» и др.). Возможно использование данных, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет.
Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций.
Существует определенная схема последовательного изучения литературы и источников. Чтение научных работ (монографий) рекомендуется разделить на два этапа: первый – общее, первичное знакомство с книгой, которое включает внимательный просмотр титульного листа, выходных данных, изучение оглавления, предисловия (введения) и заключения. Это позволит уяснить общее содержание книги, выявить основные и вспомогательные главы, направление и логику данного научного исследования.
Проработка источников сопровождается выписками конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в курсовой работе. После каждой цитаты, заимствованного высказывания должна приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.