Основные термины и понятия




Государство – союз народа, объединенный законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для осуществления общего блага.

Государственность – государственное устройство общества.

Государственный суверенитет – верховенство, независимость, полнота, всеобщность и исключительность власти государства в ее государственно организованных формах политического устройства.

Государственная власть – высшая воля государства, имеющая право повелевать.

Государственная цель – совокупность задач, которые стоят перед государством по исполнению его назначения.

Государственное управление – деятельность государственной власти, направленная на осуществление государственных целей.

Государственный орган – организация (или учреждение), выполняющая государственные задачи и наделенная соответствующими властными правомочиями.

Государственный аппарат – система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Государственное регулирование национальной экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Бюджетная корректирующая политика государства – использование государственных расходов и налогов в целях регулирования макроэкономических пропорций.

Внешнеторговая протекционистская корректирующая политика – воздействие государства на объем и структуру внешней торговли с целью повышения ВВП страны и предотвращения дефицита платежного баланса.

Цель государственного регулирования экономики – стабильность социально-экономической системы и приспособление ее к изменяющимся условиям.

Функции государственного регулирования экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями.

Методы государственного регулирования экономики – экономические приемы, формы и способы целесообразного действия для реализации целей государственного регулирования на практике. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» методы государственного регулирования экономики могут быть прямыми (государственное субсидирование, государственное предпринимательство, система государственного управления экономикой) и косвенными (налоги, штрафы, преференции, квоты, таможенные пошлины.).

Правовая система – система действующих законов и их юридического обслуживания.

Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

Система социальной защиты населения – система мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, материальную поддержку уязвимых групп населения.

Система государственного управления Республики Беларусь включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство торговли Республики Беларусь и др.).

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления в конкретной сфере деятельности (Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии; Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС и др.).

На территориальном уровне государственное управление экономикой осуществляют также областные исполнительные комитеты.

Планирование национальной экономики – форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

Прогнозирование национальной экономики – процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических и рыночных условий, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решения государством.

Директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условиях командной экономики, имеющая обязательный характер.

Индикативное планирование – форма государственного планирования макроэкономического развития, имеющая направляющий и рекомендательный характер.

Программно-целевое планирование – форма планирования, в основе которой лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей.

Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.

В Республике Беларусь на различные периоды времени разрабатываются следующие программные документы:

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет;

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов на 10 лет;

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

4. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов на 1 год.

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь – система взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Основные объекты безопасности – личность, общество, государство.

Основной субъект обеспечения безопасности – государство, действующее через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Угрозы национальной безопасности – действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Структурные составляющие национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах.

Экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная, финансовая, продовольственная, энергетическая, инфраструктурная, инновационная, внешнеэкономическая.

Приоритетность экономической составляющей в системе национальной безопасности обусловлена тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, а также устойчивого развития страны.

Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом внешнеэкономических связей.

Финансовая безопасность определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, золотовалютным запасом, размером внешнего и внутреннего долга, нормализацией финансовых потоков и т. п.

Продовольственная безопасность предполагает, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Для обеспечения продовольственной безопасности национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия.

Энергетическая безопасность предполагает достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения комфортных условий проживания населения.

Инфраструктурная безопасность предполагает развитие производственной (транспорт, связь, электро-, газо- водоснабжение и др.) и социальной инфраструктуры (торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.). Для Беларуси, учитывая ее географическое положение и открытый характер экономики, приоритетное значение имеют транспорт и связь.

Инновационная безопасность предполагает вложение существенных средств в развитие науки и внедрение новых технологий.

Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности экономики, защиту интересов белорусских производителей.

Система экономической безопасности характеризуется совокупностью индикаторов и показателей, которые определяют угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования экономики.

Показатели и индикаторы экономической безопасности – это наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономики страны.

Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации экономики, обострению социальной и политической ситуации.

Методические рекомендации по изучению темы «Экономическая роль государства в Республике Беларусь»

При изучении одной из форм государственного регулирования экономики, а именно, антимонопольного регулирования, следует обратиться к материалам темы «Формирование рыночной экономики». Особенности директивного планирования можно успешно изучить с помощью учебников по планированию социалистической экономики, изданным в период 1965–1985 гг. в республиках бывшего Советского Союза.

В связи с тем, что экономическая безопасность определяется способностью соответствующих секторов экономики решать определенные задачи, прежде чем изучать национальную и экономическую безопасность, необходимо хорошо изучить состояние соответствующих потенциалов, особенности функционирования хозяйственных комплексов, а также внутренние и внешние угрозы, которые могут представлять опасность для национальной экономики.

Литература: [1, 4, 10].

Основные формулы

1. Индекс потребительских цен () рассчитывается по следующей формуле:

, (8.1)

где , – уровень цен, соответственно, текущего и базисного годов на продукты и услуги потребительской корзины;

– количество товаров и услуг потребительской корзины в базисном году.

2. Темп прироста () определяется по формуле:

, (8.2)

3. Расчет абсолютного прироста () производится по следующей формуле:

, (8.3)

где , – показатель базисного и отчетного периода, соответственно.

4. Для определения реальной процентной ставки (Rреал) применяется формула:

(8.4)

где Rном – номинальная процентная ставка;

p – темп прироста цен (уровень инфляции).

Методические рекомендации по решению задач

Задача 8.1 Потребительская корзина по отдельным позициям включает: 10 кг хлеба, 5 кг яблок и 2 кг мяса. В базисном периоде сложились следующие цены на продукты: хлеб – 13 руб./ кг, яблоки – 40 руб./ кг, мясо – 105 руб./ кг. Определите уровень инфляции, если:

1) цена яблок возросла до 55 руб./ кг.;

2) цена мяса повысилась на 25 %, а хлеба – на 5 %.

Решение:

Рассчитаем показатели:

1) уровень инфляции при изменении цены яблок:

(формулы 8.1, 8.2);

2) уровень инфляции при изменении цены мяса и хлеба:

(формулы 8.1, 8.2).

 

Задача 8.2 Составьте баланс денежных доходов и расходов населения Республики Беларусь на основании таблицы 8.1.

Таблица 8.1 – Данные о денежных доходах и расходах населения Республики Беларусь

Наименование показателя Значение показателя, млн руб.
Доходы от собственности и предпринимательства 600 000
Сбережения во вкладах и ценных бумагах 65 000
Пенсии, пособия, стипендии 185 000
Оплата труда 480 000
Расходы на товары и услуги 950 000
Обязательные платежи и взносы 80 000
Покупка валюты 170 000

Решение:

Составим баланс денежных доходов и расходов населения Республики Беларусь (таблица 8.2).

Таблица 8.2 – Баланс денежных доходов и расходов населения Республики Беларусь

Денежные доходы Сумма, млн руб. Денежные расходы Сумма, млн руб.
Доходы от собственности и предпринимательства 600 000 Сбережения во вкладах и ценных бумагах 65 000
Оплата труда 480 000 Расходы на товары и услуги 950 000
Пенсии, пособия, стипендии 185 000 Обязательные платежи и взносы 80 000
    Покупка валюты 170 000
Итого: 1 265 000 Итого: 1 265 000

Задача 8.3 На основании данных таблицы 8.3 рассчитайте реальную ставку процента для каждого года, начиная со второго.

Таблица 8.3 – Данные о номинальной ставке процента и уровне цен

Год Номинальная ставка процента, % Индекс цен, %
1-й    
2-й    
3-й    
4-й    

Решение:

1) рассчитаем уровень инфляции для каждого года, начиная со второго:

(формула 8.3);

(формула 8.3);

(формула 8.3);

2) определим реальную ставку процента для каждого года, начиная со второго:

(формула 8.4);

(формула 8.4);

(формула 8.4).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: