Звук - это физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Эти колебания образуют в воздухе звуковые волны, которые улавливаются ухом. В результате возникает определенное ощущение - слышание звука.
В жизни мы слышим разные звуки: шум дождя, ветра, двигателя машины, голоса, пение птиц, звучание музыкальных инструментов и т. д. Все они делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальный звук, в отличии от шумового, имеет определенные свойства: высоту, длительность, тембр, громкость.
Высота звука зависит от частоты колебаний, другими словами от количества колебаний в секунду. Чем их больше, тем звук тоньше, прозрачнее, легче, другими словами- выше. Чем колебаний меньше, тем звук тяжелее, массивнее- ниже. Количество колебаний, в свою очередь, зависит от упругости звучащего тела, например от силы натяжения струны (чем сильнее струна натянута, тем звук выше), а так же от его длины и толщины (чем длиннее и толще струна, тем звук ниже).
Длительность звука зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Тембр (окраска звука)- от количества призвуков (обертонов), сопровождающих каждый звук. Громкость - от амплитуды колебаний (чем больше амплитуда - тем громче звук).
Все музыкальные звуки, расположенные в последовательном восходящем или нисходящем порядке образуют звукоряд. Если сравнить между собой все звуки звукоряда, то можно убедиться, что каждому из них, на определенном расстоянии выше или ниже соответствуют звуки с которыми он сливается. Эти сливающиеся звуки имеют одно название. Минимальное расстояние между ними называется октавой.
Октава делится на 12 звуков, имеющих между собой одинаковое расстояние- полутон. Из этих 12 звуков только 7 имеют название, это знакомые всем с детства до, ре, ми, фа, соль, ля, си, или C, D, E, F, G, A, B (латинские названия применяются при обозначении аккордов и тональностей). Эти 7 звуков считаются основными ступенями звукоряда. Расстояние между ними неодинаково, между ми и фа, си и до - полутон. Между остальными основными звуками располагаются промежуточные, поэтому расстояние между ними 2 полутона, называемое целый тон или просто - тон.
|
Эту систему наглядно демонстрирует клавиатура рояля: белые клавиши - основные звуки, черные- вспомогательные.
Как видно расположение клавиш одинаково в каждой октаве.
Для повышения или понижения звука используются знаки альтерации:
(диез)- повышение на полтона.
(бемоль)- понижение на полтона.
(бекар)-отмена диеза или бемоля.
Таким образом, один и тот же звук может называться по разному, например звук между до и ре: до диез или ре бемоль. Это явление получило название энгармонизм.
А вот полная клавиатура рояля, с названиями октав:
Нотное письмо
Для записи музыки применяются специальные знаки, совокупность которых называется нотное письмо. Основные его элементы: ноты, нотный стан (нотоносец), ключи, знаки сокращений.
Нота - знак, фиксирующий высоту и длительность звука.
Зачастую нотой называют так же любой звук определенной высоты и длительности.
Высота ноты определяется расположением ее нотной головки на нотоносце, о котором ниже. На длительность ноты указывает цвет нотной головки (заштрихованный или нет), штиль и количество на нем штрихов. Самой большой длительности соответствует целая нота:
|
остальные ноты обозначают доли целой, полученные путем деления на две, четыре, восемь, шестнадцать и т. д. частей. Они так и называются:
половинная четверть восьмая шестнадцатая
Таким образом, получается схема:
Длительность ноты - относительная величина, и зависит от темпа произведения- в медленном темпе, четвертная нота может длится во времени дольше, чем половинная в быстром.
Нотный стан представляет собой 5 горизонтальных линеек:
На линейках, между ними, а так же выше их и ниже, пишутся основные ноты звукоряда в порядке возрастания- от более низких к более высоким:
Для записи нот, находящихся за пределами нотоносца, применяются добавочные линейки, их нумерация ведется в направлении от основных:
Для закрепления за каждой линейкой нотного стана определенной высоты применяются ключи- знаки проставляемые в начале нотной строки.
При записи нот для гитары используется скрипичный ключ, или ключ соль. Вторая линейка, от которой он пишется, соответствует ноте соль первой октавы (ноты для гитары исторически записываются на октаву выше своего звучания, поэтому в них вторая линейка- нота соль малой октавы)
Таким образом, остальные линейки нотоносца и пропуски между ними, в скрипичном ключе соответствуют следующим нотам:
Эту последовательность легко выучить, используя несложный метод: вытяните палец левой руки перед собой наподобие нотного стана:
|
Теперь присвойте каждому пальцу название ноты, соответствующей линейке нотоносца в скрипичном ключе:
Выучите эти ноты. Этим можно заняться в транспорте или в любом другом месте. Просто перебирайте пальцами, благо рука всегда рядом.
После этого по этой же схеме, присвойте названия нот пространству между пальцами, под ними и над. Выучите их, используя этот же метод:
А теперь, после того, как вы добросовестно выучили ноты на нотном стане, давайте разберемся со знаками, специально придуманными для лентяев - знаками сокращения нотного письма.
Перенос звуков на октаву вверх или вниз. Этот знак применяется для того, чтобы избавится от дополнительных линеек при записи нот в высоком или низком регистрах:
Реприза - точное повторение фрагмента произведения:
Вольты - различные окончания одного фрагмента:
Существуют и другие знаки сокращения, но для изучения этой школы они не понадобятся.
Помимо этих знаков существуют знаки увеличения длительность ноты:
Лига - дугообразная линия, соединяющая ноты одинаковой высоты. Она увеличивает звучание первой ноты на длину второй:
Точка - увеличивает звучание ноту на половину ее длительности (две точки увеличивают звучание на половину и четверть):
Фермата - остановка на ноте на неопределенное количество времени (например, гитарист выронил медиатор):