Ритм, метр, сильные и слабые доли, такт, размер.




 

Слушая музыку, мы почти всегда можем прохлопать или протопать ей в такт (на концерте любимой группы еще и потрясти головой). Совершая эти действия мы, сами того не замечая, отсчитываем равные доли, к примеру: РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два - три-четыре; или: РАЗ-два-три, РАЗ-два-три. При этом на «РАЗ» приходится акцент, обозначаемый - >. Акцент, в этом случае, называется сильной долей. Остальные доли - слабые. Неизменное чередование сильных и слабых долей, образует метр - пульс любой музыки. В современной музыке длительность доли соответствует четвертной ноте (четверти)- Таким образом, метр может быть записан:

 

 

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Такты разделяются тактовыми чертами:

 

 

Количество долей, и их длительность определяет размер такта и, в большинстве случаев, всего произведения. Размер записывается дробью в начале произведения:

 

 

Это самый распространенный в современной музыке размер - «четыре четверти». Большинство примеров в этой школе, написаны в нем.

Чаще всего, музыканты отстукивают метр ступней, причем на 1 и 3 доли «играет» пятка, а на 2 и 4- носок. Потренируйтесь отсчитывать метр, таким образом, мы еще вернемся к этому.

Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит непрерывное чередование звуков различной длительности, называемое ритмом. Вы уже знаете основные виды деления длительностей в музыке: (подробнее см. «Нотное письмо»). Помимо них существуют особые:

1. Триоль - ритмическая фигура, в которой основная длительность чаще всего четверть) делится на три равные части:

Таким образом, каждая нота триоли короче восьмой, но длиннее шестнадцатой.

Реже встречается четвертная триоль, в ней делится на три части половинная нота:

 

2. Секстоль - длительность делится на шесть частей:

 

Остальные виды встречаются в популярной музыке значительно реже.

 

Отдельно от высоты нот, ритм может быть записан в виде ритмического рисунка:

 

 

Предлагаю проделать следующее упражнение: медленно отстукивайте ногой метр в размере 4/4 (пятка-носок), а руками хлопайте ритмический рисунок:

 

Аудио 1

 

Помните, с окончанием такта музыка не прекращается, метр идет непрерывно, нога работает постоянно (барабанщик потом подстраиваться не будет). Не делайте пауз между тактами - расстояние между последней долей такта и первой долей следующего равно расстоянию между долями внутри такта. Старайтесь точно «попадать» хлопками в метр (ногу).

Вот еще несколько примеров, сначала попробуйте их простучать, потом прослушайте звуковые файлы:

 

Аудио 2

 

Аудио 3

 

Аудио 4

 

Аудио 5

 

Аудио 6

 

Аудио 7

 

Придумайте свои рисунки и поработайте над ними тоже.

Поначалу все это может показаться несколько сложным, но впоследствии вы сможете свободно считывать ритмику прямо «с листа». Имейте в виду, что иногда партия гитары записывается в виде ритмического рисунка, с указанием аккордов (партия ритм-гитары в оркестре или ансамбле), поэтому для будущего гитариста-профессионала это вдвойне полезно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: