Слушая музыку, мы почти всегда можем прохлопать или протопать ей в такт (на концерте любимой группы еще и потрясти головой). Совершая эти действия мы, сами того не замечая, отсчитываем равные доли, к примеру: РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два - три-четыре; или: РАЗ-два-три, РАЗ-два-три. При этом на «РАЗ» приходится акцент, обозначаемый - >. Акцент, в этом случае, называется сильной долей. Остальные доли - слабые. Неизменное чередование сильных и слабых долей, образует метр - пульс любой музыки. В современной музыке длительность доли соответствует четвертной ноте (четверти)- Таким образом, метр может быть записан:
Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Такты разделяются тактовыми чертами:
Количество долей, и их длительность определяет размер такта и, в большинстве случаев, всего произведения. Размер записывается дробью в начале произведения:
Это самый распространенный в современной музыке размер - «четыре четверти». Большинство примеров в этой школе, написаны в нем.
Чаще всего, музыканты отстукивают метр ступней, причем на 1 и 3 доли «играет» пятка, а на 2 и 4- носок. Потренируйтесь отсчитывать метр, таким образом, мы еще вернемся к этому.
Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит непрерывное чередование звуков различной длительности, называемое ритмом. Вы уже знаете основные виды деления длительностей в музыке: (подробнее см. «Нотное письмо»). Помимо них существуют особые:
1. Триоль - ритмическая фигура, в которой основная длительность чаще всего четверть) делится на три равные части:
Таким образом, каждая нота триоли короче восьмой, но длиннее шестнадцатой.
Реже встречается четвертная триоль, в ней делится на три части половинная нота:
2. Секстоль - длительность делится на шесть частей:
Остальные виды встречаются в популярной музыке значительно реже.
Отдельно от высоты нот, ритм может быть записан в виде ритмического рисунка:
Предлагаю проделать следующее упражнение: медленно отстукивайте ногой метр в размере 4/4 (пятка-носок), а руками хлопайте ритмический рисунок:
Аудио 1
Помните, с окончанием такта музыка не прекращается, метр идет непрерывно, нога работает постоянно (барабанщик потом подстраиваться не будет). Не делайте пауз между тактами - расстояние между последней долей такта и первой долей следующего равно расстоянию между долями внутри такта. Старайтесь точно «попадать» хлопками в метр (ногу).
Вот еще несколько примеров, сначала попробуйте их простучать, потом прослушайте звуковые файлы:
Аудио 2
Аудио 3
Аудио 4
Аудио 5
Аудио 6
Аудио 7
Придумайте свои рисунки и поработайте над ними тоже.
Поначалу все это может показаться несколько сложным, но впоследствии вы сможете свободно считывать ритмику прямо «с листа». Имейте в виду, что иногда партия гитары записывается в виде ритмического рисунка, с указанием аккордов (партия ритм-гитары в оркестре или ансамбле), поэтому для будущего гитариста-профессионала это вдвойне полезно.