Пути и способы достижения идеального государства




Л.-С. Мерсье в своем романе открыто отвечает на вопрос, касающийся достижения того идеального будущего, которое его герой видит во сне.

Во-первых, стоит отметить, что на протяжении всего повествования Мерсье так или иначе сравнивает порядки новой Франции с Францией XXV века, и, как ни странно, не в пользу первой. Как он сам пишет: «Каждой эпохе – свое. Наша была временем бесчисленных проектов; ваша стала временем их воплощения.»[76].

Как же удалось воплотить проекты, под которыми Мерсье наверняка имеет ввиду идеи, высказанные просветителями?

Вершителем этой бескровной революции, которая привела к описываемому автором романа государственному и общественному строю, безусловно было Просвещение. Просвещение, которое с течением времени охватило разумы людей. Что важно и примечательно, перемены были инициированы «сверху» и в тоже время наступили они «бесшумно, как и природа и действовали незаметно»[77]: «Некий король-философ, достойный своего трона, поскольку не придавал ему значения, стремившийся к счастью людей более ревностно, нежели к сему призраку власти, устыдясь суда будущих потомков и суда собственной совести, предложил вернуть Генеральным штатам их прежние прерогативы: он понял, что разумно управлять обширным государством можно, лишь опираясь на собрание представителей различных его провинций.»[78].

Был ли в итоге достигнут некий идеал к двадцать пятом веку? Нет. И скорее всего, достижение идеала носит исключительно умозрительный характер. Вот, что об этом пишет Мерсье: «Нам многое еще предстоит усовершенствовать. Мы вышли из того варварского состояния, в которое были погружены вы; сначала просвещение озарило лишь немногих, вся же нация продолжала пребывать в детстве. Но мало-помалу умы стали развиваться. Нам остается сделать больше, нежели мы сделали, мы пока лишь на полпути. Терпение и покорность делают многое, но я опасаюсь, что полное совершенство в этом мире — вещь недостижимая. И все же, стремясь к совершенству, мы, я полагаю, сумеем сделать жизнь хотя бы терпимой.»[79].

 

 

Заключение

Идеальное будущее по Л.-С. Мерсье – это будущее, в котором находят выражение самые явные идеи представителей Просвещения, к котором безусловно относится и сам автор утопического романа.

То, что источник идей Мерсье – философия эпохи Просвещения, видно не только при детальном разборе текста. Автор сам регулярно упоминает в романе своих современников-мыслителей, которых по-прежнему почитают во Франции XXV века и непрестанно говорит о важности уровня просвещенности населения в вопросах достижения тех реалий, которые являются герою утопии во сне.

Сохранив в своем идеальном государстве сословную иерархию, а вместе с тем и общественное неравенство, Мерсье показывает людей независимо от их положения в обществе, равными в их стремлении принести благо своему народу и государству. В этом стремлении людям помогают те свободы, которые ныне им дарованы.

Новое, почти идеальное французское государство – государство, которое функционирует исключительно на благо своих подданных. Воплощенный идеальный символ королевской власти для Мерсье – «фигура женщины, кормящей грудью младенца»[80]. Управляющая верхушка общества более не стремится к бесконечному обогащению, что в разы облегчает жизнь остального населения, в котором большим почетом и уважением пользуется «всеобщий кормилец» - крестьянин.

Законы этого общества просты и ясны, и известны с детства всем и каждому, поэтому преступление закона в этом государстве – большая редкость, чаще всего вызванная вспыльчивым темпераментом того или иного человека.

Новая религия будущего учит людей «поклоняться богу, уважать своего ближнего, прислушиваться к своей совести, этому судье, который всегда бодрствует внутри нас, и никогда не заглушать в себе этот тайный небесный голос — все прочее лишь лицемерие, ложь и обман.»[81].

Вот основные нормы и принципы, по которым живет Франция XXV века, а значит, которые являются для Мерсье основополагающими в вопросе изменения общества, в котором ему самому довелось жить и которое, по мнению представителей Эпохи Просвещения требовало кардинальных преобразований.

Но, все же, для Мерсье Франция 2440 года еще не идеал, ведь вместе с достижением идеала прекратится совершенствование человеком самого себя и всего того, что его окружает, что может привести к застою в обществе и его последующей деградации.

 

 

Список источников:

1. Мерсье Л.-С. Год две тысячи четыреста сороковой: Сон, которого, возможно, и не было: пер. с фр. Л., 1977.

Список литературы

1. Заборов П.Р. Утопический роман Мерсье. // Мерсье Л.-С. Год 2440. Л., 1977.

2. Кушелева М.Л. Восприятие идей Мерсье в России. // Русский исторический вестник. М., 1998.

3. Левбарг Л.А. Луи Себастьян Мерсье. 1740-1814. Л., 1960.

4. Левбарг Л.А. Эстетические принципы и драматургия Луи Себастьяна Мерсье. Л., 1958.

5. Милованов К.Ю. Концепция правового государства в философско - исторической мысли французского Просвещения: теоретико - методологические аспекты исследования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: "История и политические науки". М., 2007. № 2.

6. Мир Просвещения. Исторический словарь. / ред. Ферроне В., Рош Д. М., 2003

7. Чудинов А.В. Утопии века Просвещения. М., 2000.

8. Эльзон М.Д. О первом русском переводе романа Л.-С. Мерсье "Год 2440-й". // XVIII век. СПб., 1996. Сб. 20.

 

 


[1] Чудинов А.В. Утопии века Просвещения. М., 2000. С. 16.

[2] Цит. по: Чудинов А.В. Указ. соч. С. 15.

[3] Там же. С. 17.

[4] Мир Просвещения. Исторический словарь. / ред. Ферроне В., Рош Д. М., 2003. С. 154.

[5] Мерсье Л.-С. Год две тысячи четыреста сороковой: Сон, которого, возможно, и не было: пер. с фр. Л., 1977.

[6] Левбарг Л.А. Луи Себастьян Мерсье. 1740-1814. Л., 1960. С. 17.

[7] Кушелева М.Л. Восприятие идей Мерсье в России. // Русский исторический вестник. М., 1998. С. 75.

[8] Левбарг Л. А. Указ соч. С. 17-19.

[9] Л.-С. Мерсье. Указ. соч. С. 13.

[10] Заборов П.Р. Указ. соч. С. 193.

[11] Там же. С. 193.

[12] Эльзон М.Д. Указ. соч. С. 218.

[13] Заборов П.Р. Указ. соч. С. 202.

[14] Эльзон М.Д. Указ. соч. С. 218.

[15] Заборов П.Р. Указ. соч. С. 202-203.

[16] Там же. С. 203.

[17] Там же. С. 204.

[18] Заборов П.Р. Указ. соч. С. 204.

[19] Кушелева М.Л. Указ. соч. С. 76.

[20] Там же. С. 77-78.

[21] Заборов П.Р. Указ. соч. С. 208.

[22] Заборов П.Р. Утопический роман Мерсье. // Мерсье Л.-С. Год 2440… Л., 1977. С. 189 – 208.

[23] Мир Просвещения. Исторический словарь. / ред. Ферроне В., Рош Д. М., 2003

[24] Там же. С. 7.

[25] Чудинов А.В. Указ. соч.

[26] Чудинов А.В. Указ. соч. С. 6.

[27] Там же. С. 17.

[28] Левбарг Л.А. Указ. соч.

[29] Кушелева М.Л. Указ. соч.

[30] Эльзон М.Д. О первом русском переводе романа Л.-С. Мерсье "Год 2440-й". // XVIII век. СПб., 1996.
Сб. 20.

[31] Мерсье Л.-С. Указ соч. С. 142.

[32] Мир Просвещения…С. 44.

[33] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 32.

[34] Там же. С. 19-20.

[35] Там же. С. 56-57.

[36] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 143.

[37] Там же. С. 146.

[38] Там же. С. 141-142.

[39] Там же. С. 114.

[40] Там же. С. 114.

[41] Там же. С. 78.

[42] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 76.

[43] Там же. С. 185-187.

[44] Там же. С. 185.

[45] Мир Просвещения…С. 98-113.

[46] Цит. по: Мир Просещения…С. 103.

[47] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 148.

[48] Там же. С. 148.

[49] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 27.

[50] Там же. С. 18.

[51] Там же. С. 168.

[52] Там же. С. 126.

[53] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 29.

[54] Там же. С. 29.

[55] Там же. С. 148-155.

[56] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 150.

[57] Там же. С. 77.

[58] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 135.

[59] Там же. С. 135

[60] Там же. С. 139.

[61] Там же. С. 140.

[62] Мир Просвещения…С. 132.

[63] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 41.

[64] Там же. С. 44.

[65] Мир Просвещения… С. 237-248.

[66] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 56.

[67] Заборов П.Р. Указ. соч. С. 197.

[68] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 53.

[69] Там же. С. 63-64.

[70] Там же. С. 39-40.

[71] Мерсье Л.-С. Указ. Соч. С 24-26.

[72] Там же. С. 72.

[73] Там же. С. 162.

[74] Там же. С. 163.

[75] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 156-157.

[76] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 21.

[77] Там же. С. 53.

[78] Там же. С. 138.

[79] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 82-83.

[80] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 133.

[81] Мерсье Л.-С. Указ. соч. С. 59.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: