С развитием общества возникают разновидности PEST-анализа




Анализ дел в отрасли

В ходе изучение рынка и обоснования рыночных тенденций описываются: уровень роста рынка; критерии насыщения рынка; барьеры входа в отрасль; барьеры выхода из отрасли. В этом подразделе необходимо представить краткий обзор политических, экономических, социальных или технологических условий в целом, а также выявить действующие факторы внешней среды. Для выявления аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании целесообразно применить метод PEST-анализа (STEP-анализ).

Необходимо собрать и проанализировать следующую информацию об отрасли.

Общее описание отрасли и её размеры. Определяются: - динамика объёмов продаж в отрасли и другие отраслевые характеристики; - тенденции развития отрасли

Наиболее крупные организации отрасли:

- общее количество организаций отрасли;

- перечень ведущих из них, номенклатура и объёмы оказываемых услуг;

– доля сбыта ведущих организаций.

Масштабы конкуренции:

– количество компаний – конкурентов, их размеры;

– рынки, на которых они работают, и их доли на этих рынках;

- конкурентоспособность их услуг;

- ценовая политика и политика в области сбыта;

- рентабельность (средняя по отрасли и на лучших предприятиях).

Целевые программы развития отрасли (федеральные, отраслевые) или региона:

- основные задачи и приоритеты развития;

- выделяемые финансовые ресурсы;

- предоставляемые льготы (по налогообложению и др.)

Указываются ключевые факторы успеха в данной отрасли (бренд, доступ к каналам распределения, к финансированию, технологии, инновации и т. д.)

Необходимое юридическое обеспечение выбранного (лицензии и разрешения на ведение бизнеса, перечень контролирующих органов).

 

Метод PEST-анализа (STEP-анализ)

Это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (P olitical), экономических (E conomic), социальных (S ocial) и технологических (T echnological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

 

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики – это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

С развитием общества возникают разновидности PEST-анализа

PEST LE -анализ PЕSTEL-анализ является расширенной версией PEST-анализа. PЕSTEL анализ дополнен двумя факторами (правового характера (L – L egal) и экологического плана (E – E nvirоnmental or E cоlogical)).

S L EPT-анализ (плюс L – L egal Правовой фактор).

STE E P LE -анализ: социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этические факторы (E thicаl - этические факторы).

PЕSTEL I = PЕSTEL + I ndustry anаlysis (PЕSTEL-анализ, в который внесены дополнения в виде отраслевого анализа рынка);

LОNG PEST = PЕST + Locаl + Nаtional + Glоbal fаctors (PЕST-анализ плюс оценка факторов местного, национального и глобального уровня).

 

Примеры политических факторов

· Выборы всех уровней

· Изменение законодательства

· Вступление государства в различные надгосударственные структуры

· Государственное регулирование в отрасли

· Государственное регулирование конкуренции

· Торговая политика

·

Примеры экономических факторов

· Динамика ВВП.

· Инфляция.

· Динамика курса национальной валюты.

· Динамика ставки рефинансирования центробанка.

· Динамика занятости.

· Спрос.

· Рынок и торговые циклы.

· Затраты на энергетику предприятия.

· Затраты на сырье предприятия.

· Затраты на коммуникации.

· Повышение цен поставщиков.

· Снижение покупательной способности потребителей.

· динамику развития экономической сферы (упадок, рост, стагнацию);

· изменения в курсах валют, цены на капитал;

· изменения в уровне безработицы;

· изменения в уровне инфляции;

· изменения в располагаемом доходе на душу населения;

· ряд тенденций в банковской отрасли.

Примеры социальных факторов

· Изменения в базовых ценностях

· Изменения в стиле и уровне жизни

· Отношение к труду и отдыху

· Демографические изменения

· Религиозные факторы

· Влияние СМИ

· Точки контакта покупателей

· Потребительские предпочтения

· изменениях в демографическом состоянии: уровне роста или убыли населения – движении, половозрастной структуре рынка, изменениях в расовых принадлежностях;

· уровне образованности общества, квалификации, которую имеют кадры;

· особенностях в менталитете, важных культурных ценностях;

· изменениях в социальных слоях населения;

· изменениях во вкусах и предпочтениях общества, устоявшихся предубеждениях и мифах.

Примеры технологических факторов

· Тенденции НИОКР

· Новые патенты

· Новые продукты

· Развитие технологий

· возможных изменениях в основных технологиях, которыми пользуются в рыночной среде (инновациях в оборудовании, материалах, определенной бизнес-модели, способах организовывать и вести бизнес);

· влиянии интернета на развитие рыночной среды;

· влиянии мобильных технологий на развитие рыночной среды;

· инновациях в информационных технологиях, обеспечивающих эффективную конкуренцию в рыночной сфере.

Анализ выполняется по схеме «фактор – предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым – сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

 

 

+ см. файл Шаблон для проведения PEST анализа

Пошаговая инструкция по проведению PEST-анализа

Шаг 1. Определите факторы для анализа (Составьте перечень факторов, которые с большей вероятностью повлияют на продажи и прибыль бизнеса в ближайшие 3-5 лет.)

Шаг 2. Определите степень влияния факторов. Следует оценить, как каждый фактор воздействует на бизнес-процесс. Силу воздействия можно оценить в соответствии со шкалой от 1 до 3:

Цифрой 1 обозначают малый уровень влияния фактора; работа организации почти не меняется при воздействии фактора;

2 – показатель, который говорит о том, что на уровень продаж и доход фирмы могут повлиять лишь значительные изменения в факторе;

3 – балл, свидетельствующий о том, что фактор способен оказать значительное воздействие на работу организации; при любых колебаниях продажи и прибыль фирмы могут изменяться. Следует учитывать, что факторы, не сильно влияющие на работу фирмы, не должны быть в таблице. Оценивать, насколько сильно влияет фактор – значит, давать субъективную экспертную оценку.

Шаг 3. Проведите оценку вероятности изменения фактора. Уровень вероятности колебаний оценивают в соответствии с пятибалльной шкалой. К примеру, 1 в данном случае – минимальная степень вероятности того, что фактор может претерпеть изменения, а 5 – соответственно, максимальный уровень вероятности. Хорошо, если оценка будет проводиться не в индивидуальном порядке, а совместно со специалистами, обладающими определенным опытом работы в данной сфере и проведении экспертиз в любом направлении деятельности. После того, как все оценки выставлены в отдельной колонке, можно перейти к расчету среднего арифметического по ним.

Шаг 4. Оцените реальную значимость факторов. Следующий шаг – расчет реальной значимости всех факторов в отдельном порядке. Если Вы располагаете информацией о реальной значимости, можно оценить, как организация должна контролировать факторы внешней среды. PEST-анализ в этом вопросе значительно упрощает работу. Расчет значимости ведется как возможность изменений в факторе, взвешенная на степень воздействия данного фактора и работу организации. От того, насколько высок уровень реальной значимости фактора, зависит, стоит ли уделять внимание и прикладывать усилия к тому, чтобы снижать негативное влияние фактора на бизнес-процесс. Если значимость высока, следует прикладывать достаточно усилий для изменения ситуации и уделять фактору повышенное внимание.

Шаг 5. Составьте сводную таблицу PEST-анализа. Следует сделать завершающий шаг в анализе – привести все расчеты в матричный формат. Матрица PEST-анализа должна содержать в себе все факторы по убыванию важности.

Шаг 6. Подведите итоги. РEST-анализ и таблица, составленные по ряду показателей, являются промежуточным вариантом. Для завершения анализа нужны выводы. Следует определить, как каждый из факторов воздействует на сферу деятельности, предприятие, а также провести планирование, выявив, какие из программ требуется проводить в целях снижения негативного влияния фактора и максимального использования его положительного влияния на работу фирмы. Это одна из задач, которую должен решить РEST-анализ.

 

 

PEST-анализ: примеры, которые помогут в составлении собственной матрицы

 

Источник: https://www.gd.ru/articles/8800-pest-analiz

 

Пример 1. PEST-анализ организации – крупного страхового предприятия, которая изучала свои возможности по выходу в рыночную среду СЗФО.

  Вероятность Влияние Ответная реакция
П О Л И Т И К А      
Вхождение в ВТО: рынок захватывают иностранные предприятия Высокая, 1 – 2 года Рынок могут захватить иностранные компании Опережение возможных конкурирующих предприятий
     

 

Пример 2. PEST-анализ книжного рынка

Политика Р Экономика Е
Интерес и поддержка со стороны государства к ряду проблем в данной среде снижается; финансовое участие в ряде целевых программ по выпуску книг, покупке учебников для общеобразовательных школ, вопросе библиотечного комплектования минимизируется; вопрос затрагивает как прямую, так и косвенную поддержку; Развивается образовательная система. Реальные доходы населения растут, но низкий спрос на книги, ограничивающий ценовой барьер, сохраняется.
Социум S Технологии Т
Статус книг падает, чтение становится менее актуальным; структура досуга меняется; времени на процесс чтения становится меньше. Замещающие технологии интенсивно развиваются (речь идет об Интернете, е-коммерции и т.д.); количество пользователей увеличивается.

 

Пример 3. PEST-анализ магазина «Xозтовары»

Политика Экономика
1. Можно говорить о стабильности в политике. 2. Законодательство в сфере налогов и сборов меняется, изменяется ставка налога на прибыль, ЕHВД. 3. Госсобственность в бизнес-среде и промышленной отрасли увеличивается. 4. Государство оказывает поддержку предпринимателям. 5. Ведется урегулирование антимонопольного характера, контролируется соблюдение правил и условий конкуренции. 1. Снижение BBП на 11%, снижение сальдо торговoго балaнса на 1,8. Можно говорить об общем спаде экономики. 2. Уровень инфляции в период с октября по декабрь этого года – 108,1%. 3. Показатель по безработице (в процентном отношении, применительно к экономически активным гражданам) – 7,6. 4. 30,7 – данные об официальном курсе рубля к $ (на 9.12 2008 года). 5. Стоимость энергоресурсов. Цена нефти в октябре 2008 года – 72, 4.
Социум Технология
1. 61,3% - уровень трудоспособного населения. Данные позволяют говорить об естественном приросте. 2. Уменьшение реально располагаемых денежных доходов населения на 2,9 в сравнении с 2008 годом. 3. Уровень среднедушевых денежных доходов – 13 821 рубль. 4. Наблюдается тенденция к расслоению общества, низкой социальной мобильности. 1. С 1996 года в России действует Ф3 № 127 «О науке и гoсударственной нaучно-технической пoлитике». 2. Наблюдается ряд тенденций в развитии продукции в таких отраслях, как космос, авиация, композиты, биотехнология, нанотехнологии.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: