Детская книга как средство формирования познавательного интереса к изучению природы у младших школьников




Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И. М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Природа окружает ребенка с первых дней его жизни, он впервые сталкивается со многими явлениями природы, которые для него удивительны, которые для него открытие. Он с невероятной энергией вбирает, впитывает в себя окружающее, ежедневно открывает для себя целый мир. Каждый ребенок открывает мир заново. И тут на помощь ему может и должна прийти книга.

То, что дети жадно тянуться к рассказам о природе и животных, замечено было очень давно – недаром детские дореволюционные журналы были переполнены разнообразными попытками, во что бы то ни стало удовлетворить любопытство своих маленьких подписчиков.

В области преподавания любого предмета книга оказывается союзником учителя. Привлечение произведений художественной литературы к изучению «Окружающего мира» обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают познавательный интерес у учащихся. Образность описаний природы поэтами и прозаиками повышает эмоциональность восприятия, вызывает и стимулирует у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями. Это способствует более глубокому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию. Такие книги о природе называются научно-познавательными.

Научно-познавательная литература делится на два вида это научно-художественная литература и научно-популярная. Так, Большая Советская энциклопедия определяет типы литературных произведений. «Научно-популярная литература - произведения о науке, ее творцах, предназначенные для неспециалистов в данной области знаний». Научно-популярные издания могут объединяться в серию (например, «Эврика»), при этом каждое издание содержит в себе сведения из какой-то одной области знания: истории, биологии, физики и т.д. В том случае, если эта литература адресована читателю, только начинающему знакомиться с определённой научной сферой, автор стремится преподнести новую информацию в максимально интересной форме. Отсюда названия таких книг, например, «Занимательная физика». Могут также использоваться своеобразные способы организации текста, например, форма вопросов и ответов, как в книге И.Акимушкина «Причуды природы». Существуют и другие способы: научно-популярные тексты, в отличие от собственно научных, оперируют не сухими фактами и цифрами, а предлагают читателю увлекательную информацию. Эти книги рассказывают об истории открытий, указывают на необычные свойства обычных вещей, заостряют внимание на непознанных явлениях и приводят различные версии, объясняющие эти явления. Обязательным атрибутом таких изданий становятся яркие примеры и иллюстрации, так как к подобной литературе обращаются младшие школьники. В то же время научно-популярная литература стремится к точности, объективности, лаконичности изложения, чтобы не загружать читателя второстепенной информацией, но доступно рассказывать ему о самой сути вещей и явлений окружающего мира.

К научно-популярным книгам относятся и все детские энциклопедии.

Становление научно-художественной литературы как жанра связано в первую очередь с творчеством Б. Житкова, В. Бианки.

Из уст Бориса Житкова однажды вырвались знаменитые слова, сохраняющие свою свежесть и сегодня: «Невозможно, чтоб было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно».

За годы работы в детской литературе Житков (1882-1938) успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрёл и подсказал немало новых: он – один из создателей научно-художественного жанра; он затеял еженедельный журнал-картинку для детей, ещё не умеющих читать; он придумывал разные виды книжек-игрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах – в «Пионере», «Чиже», «Юном натуралисте».

Любил Житков рассказывать в своих книгах и про птиц, и про животных, жизнь и повадки которых он отлично знал. В Индии он видел слонов в лесу, на работе, наблюдал, как они таскают брёвна, как нянчат детей; видел, как маленький зверёк мангуста воюет со страшной змеёй; как умны, шаловливы и надоедливы обезьянки вроде Яшки. А рассказы «Про слона», «Беспризорная кошка» мог написать человек не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном».

Не все книги, которые Б. Житков задумал, были им написаны. Собирался он написать и увлекательную книгу об истории корабля. Но не успел.

Не успел Житков создать и принципиально новый учебник для школьников, хотя тоже мечтал об этом. «Я думаю, что надо наконец начать кому-нибудь писать настоящие учебники, – сообщал он литератору И. И. Халтурину. – Учебники для детей. Это ведь тоже, выходит, детская книжка. И, скажите мне на милость, почему с беллетриста такой спрос: если на первой полустранице «ничего не начинается», то всякий вправе захлопнуть книжку и обругаться. А с «руководства» – никакого спросу, лишь бы вмещал курс».

Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось.

Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с животными. На основе произведений Бианки можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но давать знания о строении, повадках, среде обитания животных.

Бианки Виталий Валентинович (30.01[11.02].1894—10.06.1959), детский писатель.

Сын ученого-биолога. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета. Литературную работу начал в 1923. В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы, накопил огромный запас наблюдений. В первых же книгах Бианки природа, ее живой мир становятся главными героями писателя. Звери, птицы, насекомые в его повестях и рассказах приобретают свои «характеры». Увлекательные книги Бианки раскрывают перед детьми волшебный поэтический и в то же время реальный мир природы, учат проникать в ее тайны. В 1922 г. вошёл в кружок детских писателей при Петроградском педагогическом институте дошкольного образования. В этот кружок входили К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Б. С. Житков и другие писатели.

В 1923 г. журнал «Воробей» напечатал первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки о животных стали печататься во всех детских журналах страны («Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Мурзилка»). Ежегодно издавались и книги писателя. В 1924—1925 гг. почти в каждом номере журнала «Воробей» печаталась «Лесная газета» — сезонный календарь природы. Он состоял из маленьких рассказов самого Бианки и сообщений «лескоров» — ребят и взрослых (учёных, охотников, лесников). Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 г. и при жизни автора издавалась более десяти раз.

В газете нередко сообщаются сведения на первый взгляд малозначительные. В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем, например, что весной из-под снега показалась перезимовавшая клюква, а гадюка приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»: «над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из моря - рыбка корюшка». Корреспонденты газеты (среди них много и не придуманных писателем, а вполне реальных людей) сообщают разные новости из леса, с поля, с рек и озер. Вчитываясь, видишь, что подбор даже самых мелких происшествий и случаев не произволен, выбрано только то, что действительно отражает изменения, происходящие в природе. Просматривая газету далее, мы начинаем замечать, как сезонные изменения в природе отражаются и в деятельности человека. Об этом сообщают, например, такие отделы газеты, как «Колхозный календарь» и постоянный раздел «Охота». Читатель приучается видеть смысл происходивших изменений в природе.

«Лесная газета» - это книга-игра. Читатель не остается пассивным. Автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Книга как бы новая ступень школы юнната, в ней немало конкретных советов по узнаванию следов животных, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней сообщается множество сведений из мира современной науки. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность («Тир», «Остроглаз»). Из номера в номер помещаются в «Лесной газете» короткие рассказы, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы.

Пришвин Михаил Михайлович (1873— 1954) автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. работал агрономом. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями. Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.). Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж» очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест».

В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята » рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.

Чарушин Евгений Иванович [29.10(11.11).1901, Вятка —18.2.1965, Ленинград] — детский прозаик, художник. Иллюстрировал книги В.Бианки, М.Пришвина, С.Маршака, Д.Мамина-Сибиряка, И.Соколова-Микитова и др. Уже в этих работах обозначилась характерная «чарушинская» манера в изображении зверей — полностью реалистическая и в то же время удивительно неожиданная; каждое животное притягивает к себе трогательной миловидностью, доверчивостью, незащищенностью. Чарушин был мастером портрета — живописного и литературного. Главное - крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина, утверждая, что тот занимался не иллюстрированием, а раскрашиванием холодных, мёртвых контуров. Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя. Как справедливо заметил один из исследователей его творчества Э.Кузнецов: "Он рисует не контурно, а можно сказать, антиконтурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев" и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности".

Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков все свое творчество посвятил природе. Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то свое и писал о ней по-своему, не похоже на других.

С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки - замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником - он познакомился будучи юннатом. Вместе с Бианки он много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей. Профессия военного топографа помогла Николаю Ивановичу в работе над книгами.

В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие.

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. За книгу «Подводная газета» он получил Государственную премию имени Н.К.Крупской.

«Подводная газета» — это своеобразная энциклопедия о жизни обитателей рек, озёр, морей и океанов. Книга очень интересна и познавательна. В ней рассказывается много любопытного об акулах и осьминогах, китах и тюленях, карасях и колюшках, черепахах и тритонах, медузах и морских звёздах. Оказывается, по чешуйкам любой рыбы можно определить, сколько ей лет.

Из этой книги читатель также узнает, что тело человека больше чем на половину состоит из воды, что кровь солёная, как морская вода, что когда-то вся нынешняя суша была морским дном, а на самой высокой горе земного шара Джомолунгме до сих пор находят остатки древних раковин.

Можно еще очень много рассказывать об этих великолепных детских писателях научно-художественной литературы, но сейчас самое время сделать вывод:

Если говорить о значении природоведческой книги, то можно сказать, что она является своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру.

Таким образом, книги играют важное значение в изучении окружающего мира и воспитании познавательного интереса младшего школьника.

В заключении можно сказать, что эта литература не должна обязательно соответствовать определенной программе, учебному плану, классу. Она дополняет и развивает систему знаний, определенную школьной программой, дает читателям больше возможностей поиска истин, позволяет учитывать особые интересы и возможности определенных групп учащихся.

Чтение научно-художественной и научно-популярной литературы не вменяется школьнику в обязанность, не подлежит оценке, хотя и влияет на повышение уровня знаний по данному предмету.

Ведущая задача этих произведений – популяризация научных знаний широкому кругу читателей

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: