Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: « Государственное регулирование экономики »

На тему:

«Антимонопольное регулирование экономики »

 

 

Выполнила: Блохина А.И.

Студентка: 4 курса, день

Специальность: ГМУ

№ зачетной книжки: 07мгд11361

Преподаватель: Грачев А.Б.

 

 

Брянск

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма……………………………………………………………………...4

2.Государственная антимонопольная политика и практика антимонопольного регулирования в России …….…….……………………………….…..…..…..10

Задача………………………………………………………………………….....17

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………...19

 

Введение

Проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Поэтому изучение данной темы является весьма актуальным, учитывая огромную значимость регулирования монополий на рынке.

Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма

Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли.

Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.

Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество. Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй — противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды. Ограничивается монополистическая деятельность, как хозяйствующих субъектов, так и органов управления, должностных лиц.

Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее влияние на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект получает возможность установления монопольной цены с целью компенсации необоснованных затрат, получения дополнительной прибыли за счет снижения качества товара. Монопольно низкая цена товара устанавливается на рынке покупателем в целях получения дополнительной прибыли и компенсации, необоснованных за счет продавца, а также продавцом — на уровне, приносящем убытки от продажи товара, в результате чего может быть ограничена конкуренция посредством вытеснения конкурента с рынка.

Международная консалтинговая компания, изучавшая состояние российских рынков, пришла к выводу, что в стране есть все для обеспечения ежегодного прироста ВВП не менее 8%, но этому препятствуют неравные условия конкуренции (монополизм, налоговые льготы, государственные субсидии и др.).

Различают временную, естественную и государственную монополии.

Временная монополия возникает в результате использования изобретений, внедрения патентов и характеризуется отсутствием конкуренции.

Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса, на которые на рынке эффективно при отсутствии конкуренции из-за технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены, обусловленный невозможностью полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке независимо от уровня спроса в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники.

Государственная монополия создается на основе законодательства, определяющего ее субъекты, формы, границы. Экономика СССР характеризовалась государственной монополией на факторы и результаты производства. В переходный период государство проводит политику демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация является длительным процессом создания условий для конкуренции и носит многоплановый характер, включая снижение чрезмерной концентрации производства товаров, устранение барьеров для свободного их перемещения, для входа на рынок новых конкурирующих структур, в том числе иностранных.

Доминирующим признается положение, если у хозяйствующего субъекта доля на рынке составляет:

• 65% и более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;

• Менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из критериев: стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.

Не может положение быть признано доминирующим, если доля на рынке определенного товара не превышает 35%.

Границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Они определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Территория рынка определяется по принципу признания покупателем равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же рынок данного товара.

При определении границ рынка учитывается ряд факторов.

• Возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый рынок (доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; Незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу).

• Возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый рынок (незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки.

• Отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров.

• Уровень цен на соответствующие товары внутри границ рынка.

Границы республиканского и местных рынков определяются по сфере обращения товара в пределах республики в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области.

Количественной характеристикой товарных ресурсов рынка является объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Общий объем реализации (поставки) товара определяется как сумма реализации (поставки) товара на данном рынке всеми продавцами.

Vm =V1 + V2 + …+ Vn,

Где V I - объем реализации (поставки) i – м продавцом товара;

n – количество продавцов, действующих в географических границах рынка.

 

При определении объема производства для расчета доли хозяйствующего субъекта на рынке учитывается производство за вычетом продукции, изготовленной из давальческого сырья.

Доля хозяйствующего субъекта — продавца на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение реализованной им на рынке продукции к общему объему реализации (по ставки) товара:

Di = V /Vm

В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам.

К их числу могут относиться:

• разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;

• контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;

• действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

• действия по снижению барьеров входа на товарные рынки, включая сокращение тарифных и нетарифных препятствий для торговли и инвестиций;

• увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения их или содействия новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;

• запреты на слияния хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;

• пресечение недобросовестной конкуренции;

• ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Недобросовестной конкуренцией признаются следующие виды поведения:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

• самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Наиболее действенным фактором развития конкуренции является увеличение на рынке числа поставщиков. Эта задача решается применением комплекса мер при соблюдении соответствующих условий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: