Команды образуют фундаментальную основу взаимосвязанных действий, на которых зиждется любая демократическая, самоуправляемая организация. Они придают ей силу, гибкость, творческий потенциал, стойкость.
Команда — это то самое место, где ценности преобразуются в конкретные дела. Это ключевой элемент, основа жизнеспособности сети сообществ. Помимо того что с помощью командной организации труда нередко удается исправить ошибки и негативные последствия, порожденные иерархическим, бюрократизированным, авторитарным менеджментом, благодаря командам внутренние и внешние клиенты получают более доступный, своевременный сервис более высокого качества. Чем это обусловлено?
Команда создает конкурентное преимущество, вызывая у своих участников ощущение, что они являются собственниками. Также она создает среду, максимально благоприятствующую сотрудничеству, которая позволяет проводить перекрестную подготовку и обеспечивает взаимную поддержку, гарантирующую рост эффективности и производительности. Благодаря командам улучшаются скорость и полнота решения потребительских проблем. Команда, развивая лидерские качества в каждом из своих членов, добивается того, что ее участники берут на себя больше ответственности при достижении поставленных целей; увеличивает долю прибыли, стимулирует участие персонала в капитале компании.
Благодаря командам компания становится более гибкой в принятии решении и оперативнее реагирует на изменяющиеся условия. Благодаря практике достижения консенсуса и установившейся атмосфере сотрудничества снижается процент беспричинных конфликтов, недопонимания, постепенно пропадает недоверие, улучшаются трудовые отношения. Ставя персонал перед необходимостью реагировать на новые вызовы и в то же время улучшая моральный климат, командная организация труда стимулирует персонал на непрерывное улучшение собственных навыков.
|
Эти предположения подтверждаются исследованиями, результаты которых упоминались в предыдущих главах. Исследования показывают, что команда является более оперативной, творческой, точной и продуктивной рабочей единицей, чем обособленный работник, в одиночку работающий в подразделениях иерархической организации. Команда, наделяя каждого работника ответственностью за результаты труда, устраняет необходимость в большинстве традиционных управленческих функций, снижает пассивность и сопротивление участников трудового процесса, делает отношения более гармоничными, повышает качество продукта, процессов, отношений, стимулирует раскрытие творческого потенциала, исправляет ошибки до того, как устранение их последствий станет слишком накладным.
Команда обычно испытывает удовольствие от преодоления препятствий, решения проблем и приобретения нового опыта. Взаимная привязанность участников команды выливается в интуитивное, невысказанное качество их коммуникаций. В командной среде люди начинают вести себя более естественно, отказываясь от претенциозного, показного поведения, не чувствуют более необходимости соответствовать унифицированным стандартам и подавлять собственную индивидуальность или формировать правила, не считаясь с мнением коллектива. Отношения в команде в значительно большей степени основаны на взаимном уважении и признательности за сделанный вклад, чем это можно было бы ожидать от иерархической структуры.
|
Команда поощряет реализацию лидерских амбиций, предоставляя абсолютно всем возможность участвовать в определении направления дальнейшего развития. В командах лидерство носит не жесткий, фиксированный характер, а, наоборот, исключительно пластично, адекватно текущему моменту, имеет множество проявлений. Лидер не «спускается» сверху, не является данностью, а выдвигается коллегами по единственному критерию — но способностям. Лидер, выбор которого будет оптимальным для решения одной задачи, для другой должен будет занять место среди рядовых участников команды. Естественное стремление обучаться и потребность команды в чувстве локтя стимулируют повышение личной квалификации и опыта команды с помощью механизмов перекрестных тренировок, обратной связи, наставничества. Благодаря этому лидерство характеризуется разделяемой ответственностью, когда нет личного возвышения и стремления продвинуться по службе за счет других.
В процессе улучшения качества команды, пользуясь механизмом консенсуса, а не директивными указаниями, столь характерными для иерархических организаций, принимают более точные решения. При командной организации труда можно быть уверенным в синхронизации действий, минимизации внутреннего сопротивления, устойчивости результата. Диспуты, сопровождающие процедуру достижения консенсуса, скорее всего, не будут отягощены таким неблагоприятными моментами, как переход на личности, поляризация, страх, глухая оборона, недоверие. Напротив, разногласия и позиции оппонентов могут в процессе диалога превратиться в основу альтернативной перспективы, творческого, нетривиального решения, выражения парадокса, вызова, углубленного исследования.