Это одно из самых известных упражнений для гитары. Поскольку с ним придется повозиться, оно вынесено в отдельный урок. Благодаря ему, вы не только повысите беглость пальцев, но и быстрее выучите ноты на грифе. Перед чем играть, вспомните Упр. 5 (если вы не работаете над ним каждый день, как это надо делать). Итак:
Упр. 1 - Гамма До мажор (или Ля минор) по всему грифу по три ноты на струне.
Принцип, по которому построено упражнение, очень простой: вы играете в восходящем движении ноты До мажорной гаммы (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) начиная с фа на 6 струне по 3 звука на каждой струне; дойдя до 1 струны, меняете позицию мизинцем и двигаетесь в вниз по другой аппликатуре; дойдя до шестой струны, меняете позицию указательным пальцем и снова движетесь вверх и т. д. Таким образом, получается 7 разных аппликатур, по числу нот в гамме.
Не стоит пытаться выучить упражнение целиком, сначала последовательно выучите и проиграйте вниз и вверх каждую из 7 аппликатур (например, по одной в день), а уже потом соедините их, используя указанный принцип. Итак, вот эти аппликатуры, для удобства назовем их по нотам на 6 струне, от которых они играются:
1 2 3 4 5 6 7 3 4 5 6 7 8 5 6 7 8 9 10
7 8 9 10 11 12 8 9 10 11 12 13 10 11 12 13 14 15
12 13 14 15 16 17
А вот и само упражнение:
Видео 1
Доиграв до конца, вернитесь в начало грифа, проиграв все аппликатуры в обратной последовательности. Применяйте тот же принцип что, и при движении вверх по грифу: на первой струне меняйте позицию, сдвигая мизинец, на шестой - указательный палец. Таким образом, начав с ноты фа на шестой струне, вы снова к ней возвращаетесь и можете «закольцевать» это упражнение.
Конечно, на освоение этого «жуткого» количества нот уйдет много времени, но в дальнейшем вы будете играть это упражнение как разминочное.
|
Кстати, хорошая новость- выучив все используемые аппликатуры, вы выучили 7 натуральных ладов, которые получаются если До мажорную гамму играть от разных нот:
Аппликатура F - F лидийский лад
Аппликатура G - G миксолидийский лад
Аппликатура A - A минор
Аппликатура В - В локрийский лад
Аппликатура С - С мажор
Аппликатура D - D дорийский лад
Аппликатура Е - Е фригийский лад
Хроматизмы.
А теперь самое время поработать над независимыми действиями пальцев левой руки. Вот несколько упражнений, в которых используются хроматическая гамма и ее фрагменты (хроматизмы), соблюдайте правило «один палец - один лад».
Упр. 1 - Хроматизмы по одной струне в позиции. Задействованы все пальцы левой руки. Не забывайте про помощь кисти, повторите упражнение по всем струнам и во всех возможных позициях, сыграйте с акцентами, и секстолями вместо триолей.
Видео 1
Упр. 2 - Хроматизмы по одной струне со сдвигом и возвратом позиции. Играя это упражнение, большой палец может скользить по задней части грифа при сдвиге позиции. Обратите внимание - сдвиг позиции происходит мизинцем, возврат - указательным пальцем. Работайте над упражнением так же, как и над предыдущим.
Видео 2
Упр. 3 - Хроматическая гамма по одной струне в пределах октавы. В этом упражнении используется смена позиции. Меняйте позицию за счет кругового движения кисти, не двигайте руку механически вдоль грифа. Обратите на выделенные места особое внимание и отработайте их отдельно в прямом и обратном направлениях. В идеале смена позиции не должна быть слышна, как будто у вас 12 пальцев.
|
Продублируйте это упражнение на других струнах.
Видео 3
Упр. 4 - Фрагменты хроматической гаммы по всем струнам, по 4 ноты на струне. Фундаментальное упражнение для совершенствования техники переменного звукоизвлечения. Многие музыканты с большим опытом игры занимаются им постоянно для отработки синхронного взаимодействия рук и развития беглости пальцев. Оно так же превосходно как разминочное.
Обратите внимание на переход со струны на струну. Старайтесь, чтобы ноты на разных струнах звучали слитно, как будто они находятся на одной. Для этого ставьте пальцы левой руки по возможности наиболее перпендикулярно струнам и сведите к минимуму время между снятием ноты на одной струне и извлечением на другой, лучше, если вы будете делать это одновременно.
Поработайте над переходами со струны на струну отдельно в обоих направлениях, соблюдая штрих медиатора, в упражнении эти места специально выделены. Не торопитесь, плавный переход со струны на струну не дается быстро.
Видео 4
Упр. 5 - Вариация предыдущего для всего грифа. Это упражнение со сдвигом позиции, оно подводит итог упражнениям на хроматизмы. Меняйте позицию по тому же принципу, что и в Упр. 1 раздела «Гамма До мажор по всему грифу» Таким образом пройдите весь гриф от I позиции до XII и назад.
Ритм гитара
В этом разделе мы поговорим об аккомпанементе. Хотите вы этого или нет, но гитара - это в первую очередь аккомпанирующий инструмент. Начинающие гитаристы часто забывают про это, посвящая все свое время разучиванию и игре разнообразных соло (обычно представляя себя лихо «нарезающими» виртуозные пассажи на стадионе «Уэмбли»), однако как только они попадают в свою первую группу все встает на свои места: большая часть времени уходит на аккомпанемент вокалисту и игру всевозможных риффов и только иногда есть возможность «оторваться» в соло.
|
Любой опытный музыкант подтвердит: грамотно, со вкусом построить и ритмично сыграть ритм - партию не менее сложно, чем выдать очередное «сокрушительное» соло. К тому же попробуйте вспомнить: когда последний раз с экрана телевизора при просмотре очередного популярного клипа вы слышали соло на гитаре? То-то и оно… времена меняются (да и «Уэмбли» снесли).
Ну не будем о грустном - игра аккомпанемента и риффов - занятие не менее «крутое» и веселое. При работе над упражнениями и риффами не забывайте про метроном, следите за правильной работой медиатора, не слишком напрягайте правую руку: короче выполняйте те же рекомендации, что и в предыдущих разделах.