Возможность мобилизовать на выполнение работы все составляющие нашей личности, достигнуть потолка наших возможностей, получить удовлетворение от отношений, возникающих в рамках трудового процесса, и знать, что мы произвели определенный эффект, составляет ядро опыта работы в команде. Большинство участников команды испытывают удовольствие от совместной работы, направленной на решение сложных, нетривиальных задач. В основе испытываемого ими удовлетворения лежит столкновение с вызовами, требующими высокой квалификации, и получение результатов, которые приносят плоды как им самим, так и команде в целом, организации, сообществу. Даже в тех случаях, когда команда работает в тяжелейших условиях, работа редко воспринимается как тяжкое бремя, поскольку она рассматривается как некий вызов, когда к проблемам подходят не в одиночку, а сплоченным трудовыми отношениями коллективом. Жестко регламентируемые, зацикленные на сроках, ориентированные на контроль культуры управления либо недооценивают позитивный эффект удовольствия от работы, либо исходят из тех предпосылок, что на рабочем месте надо работать, а не испытывать удовольствие. Тем не менее игровая составляющая стимулирует творческий подход к решению проблем и улучшает моральный климат, в связи с чем этот компонент следовало бы интегрировать в трудовой процесс.
Между обучением, достижением результата и игрой есть ясная, однозначная связь. Социолог Йохан Хейзинга писал в своей работе «Homo Ludens» («Человек играющий»), что, если мы захвачены игрой, присутствует напряженное чувство неопределенности, когда мы не знаем, что вот-вот должно произойти. И это чувство усиливает остроту и степень наслаждения, вырабатывает легкость мышления и готовность брать на себя риск. Игра связана с выбором из множества свободных, неструктурированных альтернативных решений в рамках жестко структурированного процесса и в условиях отсутствия объективно необходимой цели, несмотря на то что результат субъективно воспринимается как нечто крайне важное. В игровой ситуации от задачи к задаче успех и лидирующее положение могут принимать множество форм, иметь разный смысл. Характерными особенностями игры будет низкий уровень внутреннего соперничества, высокий уровень кооперации, наличие необходимых навыков и роль случая.
|
Организация может стимулировать формирование атмосферы игры, сменив отношение людей к ошибкам, проблемам, препятствиям; поощряя интуитивное; интерпретируя проект как конкурс; относясь к изложению конфликта как к преданию, мифу; выстраивая организационную культуру с эстетических позиций. Когда людям нравится проводить время вместе, игровая среда возникает спонтанно. Признавая, что центральным, стержневым элементом работы будут преданность делу, точность, своевременность и целостность, участники команды могут повысить продуктивность и улучшить качество своей жизни в рамках трудового процесса посредством:
· Поощрения любознательности, формирования обширных возможностей для обучения.
· Внимания к парадоксам, головоломкам, неопределенностям, сомнениям, противоречиям, колебаниям.
· Выделения времени для формирования личных отношений и социальных связей, выходящих за рамки организационных связей.
|
· Признания и вознаграждения личных и командных достижений.
· Поощрения участия, сотрудничества, демократии, самоуправления.
· Следования принципу «Вместе в горе и радости».
· Предложения небольшим, независимым, самоуправляемым командам необычных, даже невероятных заданий.
· Нарушения ожиданий и создания приятных сюрпризов.
· Информирования группы о таких воззрениях, лежащих вне сферы ее деятельности, компетенции, культуры и опыта, которые принципиально расходились бы с точкой зрения, принятой в группе.
· Обеспечения возможности обучаться в непосредственно не связанных с работой областях, которые могли бы принести определенное удовлетворение.
· Сознательного изобретения мифов, преданий, легенд с последующим их «опубликованием».
· Изобретения ритуалов, церемоний, хохм, гимнов, игр, поэтического и прозаического творчества.
· Подшучивания над самими собой, особенно на людях.
· Вознаграждения творческого, рискованного, игрового поведения.
· Введения практики корпоративных вечеринок, встреч вне офиса, расслабляющих игр, отдыха в общей компании.
· Формирования радостной атмосферы для повседневного использования.
Процесс совершенствования навыков работы в команде занимает порой целую жизнь, требуя самоанализа, размышлений и переосмысления. Команда, создавая среду, дружественную к обучению, где развитие одного зависит от развития другого, генерирует благоприятную возможность для самовыражения. Это требует от команды и организации воплощать на практике простые, отточенные, открытые процессы на основе сотрудничества.
Глава 13