Тема №1 Введение в учебный курс «Отечественной истории»
Вопросы:
1. История как наука и учебная дисциплина
2. Предмет «Отечественной истории» и её основные функции
3. Методология исторической науки, формационный и цивилизационный подходы к истории
4. Методы принципы и источники изучения истории
Вопрос №1 История как наука и учебная дисциплина
Слово «история» греческого происхождения, в дословном переводе означающая рассказ о прошлом, об узнанном. История – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что известно, исследовано.
История применительно к обществу обозначает:
· Реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни.
· Наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и многообразии
Современное понимание истории
История - это наука изучающая в пространственно – временных измерениях процесс возникновения, становления и развития человеческого общества, отдельных цивилизации, стран и народов во всей их конкретности и многообразии.
Полибий об Истории: Древнегреческий историк Полибий (около 200 – 120 гг. до н.э.) называл «история учительница жизни», История наставница жизни – говорили древние.
Потребность в исторических знаниях возникает в 17 столетии, когда начинается естественно научные революции, когда возникает интерес к прикладной стороне исторического знания, когда надо было не только установить исторические факты и события, но и объяснить, почему исторический процесс пошел в данном, а не в ином направлении. В России история, как наука и учебная дисциплина сложилась примерно в 18 веке, когда появилась потребность людей восстановить события, минувших лет и объяснить, как эти события возникли, как они взаимосвязаны с собой, какие уроки из прошлого можно извлечь в назидание потомков. Именно в 18 веке появляется первый систематизированный труд Российской истории – это работа Татищева под названия История российская с самых древнейших времен. В 18 столетии был написан еще один труд – Щербатов «История российская с древнейших времён».
|
В зависимости от объекта исследования, его широты история подразделяется на всеобщую или всемирную историю, историю отдельных стран и народов(история США, Канады) отдельных континентов (история Азии, Африки) отдельных цивилизаций. В зависимости от хронологических рамок, в которых изучается тот или иной объект, всеобщую историю делят на историю первобытного общества, древняя историяя (до 5 в. н.э), история средних веков (6 – 15 в) новая история (16 -17в) и новейшая история (с 19 столетия до наших дней).
Вопрос № 2.
Отечественная история – научная дисциплина, изучающая процесс возникновения, формирования и развития российского общества и государства с древнейших времен и до наших дней. Согласно еще одному определению – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.
Изучить и понять своеобразие, особенности исторического развития Российского государства – основная цель курса истории Отечества
Отечественная История, как наука и учебная дисциплина выполняет в обществе ряд социально значимых функций:
|
ü Прогностическая функция – главное предназначение заключается не только в удовлетворение личных познавательных интересов, но и в усвоение исторического опыта и прогнозирование будущего.
ü Интеллектуально- развивающая функция – способствует расширению политического кругозора человека, формированию его общей и политической культуры
ü Мировоззренческая функция – формировать научное мировоззрение- взгляды на мир, общество, законы его развития.
ü Воспитательная – воспитание патриотизма, гражданственности, осознание своей причастности к прошлому, настоящему, будущему страны
Вопрос №3 Методология исторической науки
В современной исторической науки активно обсуждается вопрос, а том с каких методологических позиций необходимо изучать далекое и недавнее прошлое. Слово методология греческого происхождения и в переводе означает учение о структуре познания, учения о методах познаний. До недавнего времени история изучалась с помощью формационного подхода к познанию прошлого. В соответствии с формационным подходом история цивилизации отдельных стран и народов рассматривалась в рамках смены 5 общественно экономических формаций. Учения о смене формаций принадлежала классикам марксизма, которые полагали, что история человечества развивается прямолинейно и должна пройти через следующие формации:
1. Первобытно общинную
2. Рабовладельческую
3. Капиталистическую
4. Коммунистическую
Недостатки формационого подхода:
1. За пределами формационного анализ остается такое историческое явление, как многоукладность, которое меняет наше представление о закономерностях развития базиса и о многовариантности его развития
|
2. Практически игнорируются роль социальных слоев, которые выходят за пределы антагонистических классов
3. Суживается область истории духовной культуры, так как формационный подход ограничивается идеями, ценностями, представлениями отдельных класс
4. Формационная теория не может объяснить все известные исторические науке факты
5. Марксистские учение о смене общественно – экономических формаций расходится с практикой, что стало очевидно в связи с крахом социализма.
На смену формационного подхода к истории пришла методология цивилизационного подхода с точки зрения сторонников цивилизационного подхода, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно исторические традиции, этические нормы, религиозные системы.
Авторами данного подхода яв- ся Тойнби- британский историк, культоролог, автор «Постижения истории – двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций, Шпенглер- автор известного труда «Закат Европы», Макс Вебер – немецкий социолог, историк, экономист.
Достоинство цивилизационного подхода:
1. Выяснить общее и особенное в истории различных гос- в и народов
2. Отказаться от одностороннего экономического детерминизма
3. Показать взаимоотношения экономических, социальных, духовных факторов в истории человечества
4. Учесть как объективны, так и субъективные факторы в развитии отечественной и всемирной истории
5. Представить не только массы, но и роль личности в истории.
Недоостатки:
1. Универсальность, будучи достоинством теории, одновременно яв-ся и недостатком, поскольку эти принципы активно работают главным образом на «глобальном уровне», а разроботка конкретных проблем требует применение других методов
2. Слабость этого подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. В одних цивилизациях довлеет экономическое начала, в других 0 политическое, в третьих – религиозное, а в четвертых культурное.
3. Большие трудности возникают у исследователей при рассмотрение вопросов ментальности народов. Духовно нравственные, интеллектуальные структуры человечества, несомненно, играют важнейшую роль, но их индикаторы расплывчаты, мало уловимы
4. Ощущается недостаточная разработка понятийного аппарата этой методологии. Выше было сказано, что на сегодняшний день нет единого критерия определения такой базовой категории, как цивилизация.
Вопросы№4 методы, принципы и источники изучения «Отечественной истории»
В изучение прошлого история как наука и учебная дисциплина опирается на определенные методы. Методы – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоритического освоения действительности.
Исторические методы показывают с помощью каких средств приемов происходит постижение истории, изучаются её закономерности, анализируются исторические факты явления и события.
Собственно исторические методы:
Собственно историческими методами исследования яв-ся:
1. Хронологический метод предусматривающий изложение исо=торического материала в строго временной последовательности
2. Хронологически – проблемный метод. Позволяющий исследовать исторические факты и явления по периодам т эпохам а внутриих – по проблемам
3. Синхронный метод предполагающий изучение событий, происходивших одновременно в разных странах
Исторические методы базируются на основополагающих принципах. Принципы – это главные, основополагающие положения науки. Они являются логическими категориями, которые не существуют в природе, а существуют только в сознание людей. И тем не менее эти принципы должны учитываться при изучение исторических фактов, явлений, событий, при изучение деятельности той или иной исторической личности.
Такими методологическими принципами при изучение истории яв-ся следующие:
1. Принцип историзма, который требует рассматривать все исторические явления, в их взаимосвязи и взаимообусловленности
2. Принцип объективности, который требует рассматривать исторические факты такими, какие они есть отнюдь не приукрашивая их, но и не принижая их значение.
3. Принцип социального подхода, данный принцип требует рассматривать все исторические процессы с учетом интересов различных социальных слоев и групп населения. Этот принцип должен непременно зафиксировать как и в каких формах проявляются эти интересы в обществе.
4. Принцип альтернативности, который определяет степень вероятности осуществления, того или иного исторического событие на основе анализа объективной реальности
Понятие исторического источника.
Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Таким образом, исторические источники – это предметы материальной культуры и документы, непосредственно отразившие исторический процесс, зафиксировавшие отдельные исторические факты и свершившиеся события
В настоящее время выделяют несколько основных групп исторических источников:
ü Вещественные
ü Письменные
ü Этнографические
ü Изобразительные
ü Поведенческие
ü Фотодокументы
ü Фонодокументы