Guns'N'Roses - Knockin' On Heavens Door




Bon Jovi - In These Arms

 

Развитие техники hammer on - pull off.

 

Поскольку при игре hammer on и pull off правая рука максимально разгружена, пальцам левой руки требуется дополнительная сила и цепкость для уверенного звукоизвлечения. К тому же при игре виртуозных пассажей необходима их достаточная беглость. На развитие этих качеств и направлены приведенные ниже упражнения.

Работая над ними, старайтесь прикладывать ровно столько усилий, сколько необходимо для получения четкого разборчивого звука: не пережимайте струны, но и не играйте вяло: при игре hammer on палец опускается на струну за счет собственного веса, а не за счет мышечных усилий, надо почувствовать его тяжесть и одновременно расслабленность. Играя pull off, палец не просто поднимается со струны, а активно сдергивается, подцепляя струну подушечкой.

Старайтесь избежать напряжения мышц предплечья, сначала играйте упражнения медленно, постепенно наращивая темп. Контролируйте место на грифе, в котором пальцы бьют по струне - оно должно быть рядом с ладом. Следите за тем, чтобы неподвижный 1 палец не «съезжал» к остальным.

Все эти упражнения играются по одной струне в фиксированной позиции, перенесите их в другие позиции и сыграйте на остальных струнах, когда освоитесь. Поскольку упражнения достаточно простые, они не выписаны в нотах:

 

Упр.1 Видео 1

 

Упр.2 Видео 2

 

Также для развития этой техники попробуйте сыграть еще несколько упражнений из раздела «Переменное звукоизвлечение», используя hammer on и pull off.

 

Скоростные пассажи

Скоростными пассажами начинающие гитаристы стремятся овладеть в первую очередь. Все считают, что играть быстро это круто, и, в принципе, это действительно так (не будем кривить душой). В тоже время рок-гитара - это не только пассажи, чтобы стать профессиональным музыкантом необходимо так же заниматься фразировкой, ритмикой, звукоизвлечением, теорией, сольфеджио, не говоря уже о такой глыбе, как ритм-гитара (ей-то как раз в первую очередь!) Но все хотят научиться играть быстро, поэтому обойти эту тему вниманием мы просто не имеем права.

Итак, пассажи: в первую очередь вы должны знать следующее - подавляющее большинство пассажей играются либо 16-ми нотами, либо секстолями:

 

 

 

Первая группа создает виртуозное ощущение в быстрых темпах, вторая в умеренных. В балладах виртуозный эффект создают 32-е ноты, то есть те же 16-е, но в два раза быстрей. Сочиняя соло или импровизируя, вы, в зависимости от темпа композиции, можете использовать либо пассажи из первой группы, либо из второй.

Несколько слов о том, как работать над пассажами:

Разучивайте их в медленном темпе, не торопитесь. Быстрая бесконтрольная игра - вредная привычка, от которой трудно избавиться. Соблюдайте указанную пальцовку и штрих медиатора.

Не напрягайте руки и все тело. Это непросто, но зажатыми руками быстро вы не сыграете, за то, наживете кучу проблем со здоровьем (это не шутка!)

Контролируйте дыхание: во время быстрой игры есть тенденция к его задержке. Вместо этого перед пассажем наберите в грудь воздух и медленно его выпускайте, играя пассаж.

Следите за тем, чтобы ноты игрались с одинаковой громкостью и длительностью, как «горошины». В пассажах с пулами и хамерами ноты, взятые медиатором, не должны быть громче остальных.

Отрабатывайте сложные места в пассаже отдельно. Играйте пассажи в обратных направлениях, то есть восходящий - вниз, нисходящий - вверх, соблюдая ту же пальцовку и штрих медиатора. Обязательно играйте пассажи под метроном. Пассаж только тогда возможно применить, когда он сыгран ритмично. Отрабатывайте пассаж по схеме ритм-соло (см. фразировка). Переносите выученные пассажи в другие тональности.

Поняв принцип, по которому строится тот или иной пассаж, попробуйте изменить в нем ноты. Например, гаммообразный пассаж по 3 ноты на струне изменить на пентатонический с проходящими нотами или наоборот.

Бывает так, что, занимаясь техникой, вы чувствуете, что дошли до предела и выше скорость уже не растет. Конечно, есть и объективные причины - возможно, вы не так давно начали учиться играть на гитаре и пальцы просто пока не готовы. Но все же, как повысить скорость игры помимо «пиления» одних и тех же упражнений и пассажей? Вот несколько советов, касающихся в первую очередь переменного звукоизвлечения:

 

1. Поработайте над тремоло (переменное звукоизвлечение на одной ноте) причем на разных струнах. После этого, выучив и проиграв в темпе пассаж левой рукой, наложите на него тремоло. Не думайте о каждой ноте, переходите медиатором со струны на струну только приблизительно к тому, как это нужно. Возможно звучать будет грязно, но ваша обычная медиаторная техника (когда вы играете, думая о каждой ноте) улучшится.

 

2. Попробуйте играть пассажи и упражнения следующим образом: извлеките первую ноту (ударом медиатора вниз), теперь не извлекая вторую (ударом вверх) одновременно поставьте палец левой руки на нужный лад и прислоните медиатор к струне снизу, после этого извлеките вторую ноту, таким же образом сыграйте третью (медиатор будет уже сверху) и т. д.

 

3. Прибавляйте по одному звуку: сначала свяжите две первые ноты и сыграйте их на максимальной скорости, потом добавьте к ним третью, потом четвертую и т. д.

А теперь давайте, наконец, познакомимся с пассажами. Для удобства все они выписаны в тональности А. В них специально не используются широкие растяжки и прочие сложные элементы, они максимально удобны как для левой, так и для правой руки.

 

Пассажи 16-ми:

Пассаж 1: Пассаж строится на трелях в Аm пентатонике по одной струне проходящих через все 5 боксов. Движение по одной струне вообще очень естественно для гитары. Медиатором берется только первая нота, остальные играются хамерами и пулами. Обратите внимание на слайд 1 пальцем

 

Видео 1

 

Пассаж 2: Идея с трелями реализуется на всех струнах. Движение происходит по 5, 1 и 2 боксам Am пентатоники вот в такой «диагональной» аппликатуре:

 

Видео 2

 

Пассаж 3: Простая, но эффектная секвенция в первом боксе минорной пентатоники:

 

 

Эффект смещения достигается за счет нестандартного шага секвенции из шести 16-х. Такого рода пассажи использует Zakk Wylde:

 

Видео 3

 

Пассаж 4: Еще одна восходящая секвенция в первом боксе пентатоники. Шаг секвенции - две группы 16-х.

 

Видео 4

 

Пассаж 5: А в этом пассаже в пентатонику добавлены проходящие ноты, таким образом на каждой струне мы имеем по 3 звука.

Видео 5

 

Пассаж 6: Если смешать два предыдущих пассажа в один и «наложить» его на «диагональную» аппликатуру с использованием проходящих нот:

 

 

Получим следующий пассаж:

Видео 6

 

А теперь мы переходим к следующей группе:

 

Пассажи секстолями:

Перейдем в тональность С мажор (параллельную Am). Будет использоваться следующая аппликатура по три ноты на струне:

Вот несколько пассажей- секвенций переменным штрихом из арсенала Paul Gilbert:

 

 

Пассаж 7:

 

Видео 7

 

Пассаж 8:

 

Видео 8

 

Пассаж 9:

 

Видео 9

 

Пассаж 10: Переходим в тональность Am. В этом пассаже используется повторяющаяся аппликатура на паре струн: В восходящем движении:

 

В нисходящем:

Видео 10

 

После того как вы освоили эти пассажи, попробуйте наложить их на уже изученную нами «диагональную» аппликатуру пентатоники с проходящими нотами (по три ноты на струне).

 

Пассаж 11: Возвращаемся в I бокс Am пентатоники. Еще одна фраза Paul Gilbert:

 

Видео 11

 

Пассаж 12: Этот пассаж похож на уже изученный нами Пассаж 4, сыгранный секстолями вместо 16-х и переменным штрихом.

Видео 12

 

Попробуйте придумать свои пассажи на основе всех этих аппликатур.

 

 

Тэппинг.

Тэппинг - прием, при котором правая рука, подобно левой, извлекает звуки на грифе гитары приемом hamer on. Популяризированный Eddie Van Halen, в настоящее время он в той или иной степени входит в арсенал всех современных гитаристов.

Благодаря тэппингу можно малыми силами получить гладкое, виртуозное звучание. Углубленное изучение тэппинга не входит в задачу этой школы, мы рассмотрим лишь основные принципы этой техники и несколько несложных пассажей на примере Em пентатоники, иногда с добавочными нотами.

 

Сначала поговорим о постановке правой руки. Предлагаю воспользоваться постановкой гитариста Reb Beach:

 

 

При такой постановке за счет опоры на гриф большим пальцем создается устойчивое положение всей руки. Медиатор прячется в сгибе указательного пальца (это можно отработать отдельно), тэп делается средним пальцем.

 

Следующий важный момент - глушение неиспользуемых струн. Все струны ниже струны, на которой вы играете (басовые), глушатся ладонью правой руки, остальные - пальцами левой.

 

Как и в обычных пассажах, различают тэппинг 16-ми и секстолями. Сначала поговорим

cекстолях. Это основной паттерн для игры тэппинга секстолями на одной струне (т-тэппируемая нота):

 

Тэппинг секстолями:

Упр. 1 - Простейший способ разнообразить звучание - тэппировать различные ноты:

Видео 1

 

 

Упр. 2 - Этот несложный, но эффектный пентатонический пассаж - применение идеи из Упр.1 по всем струнам:

 

Видео 2

 

Упр. 3 - Великолепный пассаж маэстро Greg Howe! Последняя нота секстоли берется без медиатора хамером «из ниоткуда»:

 

Видео 3

 

Упр. 4 - «Закольцевав» первые две секстоли из предыдущего пассажа и изменив последнюю ноту, получаем простую, но клевую «вертушку»:

 

Видео 4

 

 

Перейдем теперь к 16-м нотам:

 

Тэппинг 16-ми:

Упр. 5 - Самый простой способ - заменить один из пальцев левой руки, играя трель.

Видео 5

 

Упр. 6 - Стандартный паттерн для игры 16-х тэппингом. Используются 3 пальца левой руки:

 

Видео 6

 

Вот несколько пассажей на его основе:

 

Упр. 7

 

Видео 7

 

Упр. 8

 

Видео 8

 

Упр. 9

 

Видео 9

 

Упр. 10 - Арпеджио аккорда А мажор. Тэппируемая нота все время изменяется, превращая аккорд в А7 и А6:

 

Видео10

 

Упр. 11 - А это, пример того, как можно применить тэппинг в обычном пассаже:

 

Видео11

 

Тэппинг, это неисчерпаемая тема, освоив эти пассажи, попробуйте применить их на практике, играйте по схеме ритм-соло и, как обычно, придумайте несколько своих идей.

 

 

Фразировка.

 

Музыку часто сравнивают с языком. Общение между людьми происходит при помощи фраз, музыканты, играя друг с другом на джеме, так же обмениваются фразами, правда уже музыкальными, играя соло перед публикой, музыкант общается с ней опять-таки с помощью фраз. Ясная фразировка, грамотные акценты - это то, что отличает опытного музыканта от начинающего.

Для того чтобы овладеть фразировкой в каком-либо стиле, необходим прежде всего слуховой опыт - слушайте как можно больше музыки в стиле, которому вы хотите научиться, потом это отразится в вашей игре. Рок-музыка вышла из блюза, в роковых соло используются блюзовые фразы или производные от них, соответственно слушайте, блюзменов как старых так и современных.

Важно слушать не только гитаристов, неожиданные идеи может подать любой музыкант: пианист, барабанщик… но в первую очередь слушайте вокал! Одним из признаков мастерства гитариста является умение имитировать оттенки человеческого голоса. Все специфические гитарные приемы: бенды, слайды, вибрато подчинены именно этой цели.

Блюзовые фразы могут быть бесконечно разнообразны, но есть и общие моменты, например, часто применяется вопросно-ответная структура. «Вопрос»- обычно восходящая фраза оканчивающаяся на высокой ноте, «ответ» - нисходящая, оканчивающаяся на низкой, хотя все это достаточно условно. Иногда таким образом выстраивается целый драматический диалог (вот еще один способ заставить звучать гитару как голос!)

Фразы, начинающиеся из-за такта, звучат более энергично и напористо, чем фразы с первой доли. После того как у вас «накрутилось» в голове достаточное количество музыки, пора переложить ее на гриф. Для этого понравившиеся фразы и сочиненные на их основе свои необходимо сначала пропеть, а потом уже попытаться подобрать на гитаре. Пение это важнейший момент в выработке внятной фразировки. Дело в том, что внутри себя мы всегда правильно слышим и чувствуем музыку, и пение помогает озвучить то, что мы слышим и уже потом перенести это на гриф. Таким образом пение это связующее звено между тем, что вы чувствуете и тем что вы играете. Сначала у вас может не получаться спеть то, что вы слышите внутренним ухом, не отчаивайтесь, благодаря систематическим занятиям вы рано или поздно придете к приемлемому результату.

Большую помощь в блужданиях по грифу дает теория. В большинстве блюзовых фраз используется минорная и, реже, мажорная пентатоники, уже изученные нами. Пение поможет подобрать удачную аппликатуру для той или иной фразы, ведь даже две ноты, взятые последовательно на одной струне, отличаются от них же на соседних струнах.

В некоторых фразах используются проходящие ноты - они образуются при хроматическом движении от одной ступени пентатоники к другой. В блюзе (доминантсептаккорд в качестве тонического) вы можете применять, как проходящие, ноты одноименной мажорной гаммы и тритоны от тоники. Таким образом, в хорошо нам известном I боксе минорной пентатоники можно использовать эти ноты:

 

 

Составьте сами аппликатуры для остальных боксов.

При добавлении проходящих нот в пентатонических боксах возникают аппликатуры по три ноты на струне. Они могут использоваться в скоростных пассажах (см. скоростные пассажи) и тэппинге (см. тэппинг).

Для отработки фразировки бесценную помощь приносит «съем»- подбор по слуху понравившихся фраз. В такой имитации нет ничего зазорного, так учились играть практически все гитаристы - копируя своих кумиров, они вырабатывали собственный стиль. «Снятая» фраза запоминается гораздо лучше, чем выученная по нотам, это как головоломка, разгадав которую, вы запоминаете ее конструкцию. Для того чтобы повторить понравившуюся фразу, необходимо сначала пропеть ее и уже потом найти на грифе. Большую помощь в «съеме» может оказать компьютер - в некоторых программах можно замедлять фонограмму без сдвига тональности, чтобы лучше все расслышать. Всегда анализируйте «снятую» фразу: в каком ладу она сыграна, на какой аккорд гармонии, какие ноты акцентируются и почему?

«Снятые» фразы отрабатывайте по схеме ритм-соло, сначала играете какой-нибудь рифф, к примеру на два такта, и вслед за этим 2-х тактовую фразу:

 

 

 

Благодаря такому способу, вы быстрее начнете применять «снятые» фразы в своей игре. Этот метод проиллюстрирован в заключительной композиции.

Таким образом можно придумывать и собственные фразы: сначала вы играете рифф и придумываете фразу, потом попеваете придуманную фразу, потом снова рифф, во время которого вы думаете, как эту фразу сыграть и наконец воспроизводите фразу на гитаре.

Если у вас не получилось с первого раза воспроизвести, то, что вы спели, обязательно остановитесь и разыщите эти ноты. Со временем вы будете «попадать» все чаще и чаще. Это долгий процесс, но он значительно улучшит вашу фразировку, так что наберитесь терпения.

 

Построение рок-соло.

Прежде всего, не забывайте, что соло - это импровизация на основную тему песни или композиции. Попробуйте сочинить его, отталкиваясь от основной мелодии. Вы можете сочинить его в голове, а потом, взяв гитару в руки, просто найти нужные ноты. Наверное, это самый правильный подход в построении соло, но все же вдохновение приходит не всегда, поэтому существует и другой, аналитический подход.

Большинство роковых соло состоит из 2-х, реже - 4-х тактовых блоков скомбинированных между собой. Это могут быть фразы, «вертушки», клише, пассажи и т.д. Конечно, далеко не все они начинаются точно с 1 доли 2-х тактового отрезка, они могут начинаться из-за такта, или с какой-либо доли (слабой 8-й или 16-й) первого такта фрагмента. В нашей школе эти блоки-фрагменты выделены лигами в каждом соло. Это и есть «кубики», из которых гитарист строит соло.

Иногда встречается прием «суммирование»: двум коротким фразам отвечает фраза в два раза длиннее, или «дробление»: после длинной фразы следуют две короткие.

Во многих экспрессивных роковых соло используется метод контрастности: клише сменяются пассажем, пассаж длинным бендом, далее «вертушка», блюзовая фраза и т.д. В то же время, хорошее соло может просто состоять из красивых фраз, скомбинированных по принципу вопрос-ответ (см. «Фразировка»).

Для развития ощущения двух тактовых отрезков применяется тот же метод, что и при занятиях фразировкой - игра по схеме ритм-соло (см. фразировка).

Хорошее соло всегда имеет вступление, развитие, кульминацию и завершение, это как-бы отдельная мини-композиция в песне. Во многом такая логическая последовательность достигается за счет опорных нот - нот от которых или к которым ведется фраза или пассаж. Как правило, эти ноты большей длительности и являются аккордовыми тонами гармонии. Если соединить такие ноты между собой, получится контур соло. В некоторых соло в этой школе, где опорные ноты наиболее ярко выражены, контур соло выписан отдельно.

Старайтесь анализировать чужие соло: какие лады применяются, как происходит развитие, что вам в соло нравится.

Понравившиеся пассажи и фразы не стесняйтесь вставлять в свои соло - так поступают все, и в этом нет ничего зазорного. Вы можете попробовать составить соло по схеме: своя фраза (пассаж, «вертушка») - чужая-своя-чужая и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: