Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.




Задание на 13.04.2020

Внимание!

Так как у нас всё-таки предмет по культуре речи и основам деловой коммуникации, позволю себе небольшой воспитательный момент.

1. У меня есть имя и отчество! Ваше письмо прошу начинать так: «Здравствуйте, Наталья Валентиновна!»

2. Я всегда обращаюсь к Вам по имени. Заметили? Конечно, в том случае, если Вы представляетесь, от кого письмо, или хотя бы файл подписываете именем и фамилией.

3. Если Вы хотите извиниться (прецеденты были J), то не стоит говорить «извиняюсь» - это верх невежливости! Говорить нужно «прошу прощения» или «извините, пожалуйста»!

4. Задания я высылаю Вам к понедельнику (занятия у нас по понедельникам), и до пятницы сделать их время точно есть. Последний срок присылки ответов до 15 ч. в пятницу. В субботу, и тем более в воскресенье работы я не принимаю, лавочка закрывается.

5. Задания прошу выполнять более добросовестно, читая ту литературу, которую я присылаю в качестве сопровождения. К прошлому занятию правила приводились прямо перед заданием, и всё равно были те, кто их даже не посмотрел. Скорее всего, в этом семестре мы не будем уже учиться в стенах университета. Поэтому прошу взять себя в руки и настроиться на работу дома, самостоятельно. У нас нет лекционного курса, и зачёт я буду выставлять Вам по итогам этих всех заданий вместе взятых (баллы у каждого копятся). Когда пройдём все темы, Вам будет выслана итоговая контрольная. Кто будет всё выполнять, легко и без дополнительных заморочек получит зачёт.

Как-то так… Без обид… И будьте здоровы!

 

Итак, переходим к новой теме. Книжка И.Б. Голуб Вам тоже будет отправлена, там нужно отлистать почти к концу Раздел 6. Синтаксическая стилистика.

Ознакомьтесь сначала с материалом, почитайте, ну хотя бы просмотрите. Потом выполняйте задания в этом же файле, выбирая нужный ответ. К первому заданию дан образец выполнения.

 

Тема: Грамматические нормы современного русского языка. Синтаксис.

Теоретические вопросы

1. Стилистические функции порядка слов в предложении.

2. Варианты грамматической координации подлежащего и сказуемого.

3. Согласование определений и приложений.

4. Стилистическая оценка вариантов управления.

5. Стилистические особенности предложений с однородными членами.

6. Стилистическое использование различных типов сложного предложения.

Практические задания

1. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их. Нужно написать объяснение ошибки!

Образец:

1. Сёла и рабочие посёлки обслуживают кинопередвижки. Кинопередвижки – это Им.п. мн.ч., это подлежащее, а сёла и рабочие – Вин.п. мн.ч., это дополнение. Если у подлежащего и дополнения совпадают падежные окончания, то тогда нужно строго соблюдать прямой порядок слов в предложении, то есть: Кинопередвижки обслуживают сёла и рабочие посёлки.

2. Стены украшают плакаты и флажки.

 

3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.

 

4. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии.

 

5. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. (Из газет)

Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях.

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв... Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать... Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился - становились) (жертвой -жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел - сгорели) в машинах. 3. Еще в колонне (ехал - ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 4. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки.

Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного - множественного числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.

1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый - неисправимая) недотепа. 2. Три (огромных - огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные - неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых - целые) два часа. 5. Открыто движение на (новой - новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые - первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие- набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команда - команды) не забила гoла. 8. Пятое и шестое (место -места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налогoвой (области - oблacmях) был утвержден. 10. Студенты гeографическогo и историческогo (факультета - факультетов) готoвятся к экспедиции.

Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант управления.

1. Отзыв (о новом спектакле, на новый спектакль) был негативным. 2. Отчего до сих пор нет рецензии (на книгу, о книге)? 3. Музыкант был удостоен (премией, премии). 4. (Этому человеку, для этого человека) присущ тонкий вкус. 5. Он все делает со свойственным (для него, ему) талантом. 6. (Ему, для него) характерен необычный взгляд на обычные вещи. 7. (Ему, для него) присущ такой подход. 8. Остается только поражаться (его действиям, его действиями). 9. Учитель удивлялся его (знаниям, знаниями). 10. Не надо меня упрекать (в этом, за это). 11. Его часто порицали (в этом, за это). 12. Он отметил (то, о том), что подчиненные недорабатывают. 13. Он заметил (о том, что; что) его недооценивают. 14. Я по (вас, вам) соскучился. 15. Сегодня будем наблюдать (за солнечным затмением, солнечное затмение). 16. Ему поручили наблюдать (за порядком, порядок) во время собрания. 17. Увидимся на (мой, мое) день рожденья. 18. Заведующий (кафедрой, кафедры) взял слово. 19. Управляющий (треста, трестом) сел в машину. 20. Когда ты (закончил, окончил) университет? 21. Он (окончил, закончил) школу в 2007 году. 22. Пожалуйста, оплатите (проезд, за проезд). 23. Оплатите (покупку, за покупку) в кассе. 24. Он (заплатил, оплатил) за товар вовремя. 25. Это событие (сыграло, имело) в его жизни большое значение. 26. Эта встреча сыграла важную (роль, значение) в его жизни. 27. Катастрофа была предотвращена благодаря (героизма, героизму), проявленному рабочими. 28. Вопреки (ожидания, ожиданию), встреча не состоялась. 29. Работник был уволен согласно (приказа, приказу). 30. (Наденьте, оденьте), пожалуйста, шапку. 31. (Одень, надень) очки! 32. Я постоянно думаю (об этом событии, про это событие). 33. Пора поговорить (о нашем проекте, про наш проект). 34. У нас есть уверенность (в успехе, в успех) борьбы.

Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

 

2. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы.

Литература

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М., 1999. Чешко Л.А. Русский язык. – М., 1981.

И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М., 2001. (Раздел 6. Синтаксическая стилистика).

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986. (А также словари грамматических трудностей Д.Э. Розенталя, Н.А. Еськовой, Л.К. Граудиной и др.).

И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. – М., 2002. или Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика. – М., 2001 (и другие издания).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: