Если мы действительно стремимся укрепить организационную демократию, мы не можем придать силу этому намерению действием директивы или иного руководящего документа, однако в наших силах применить демократические принципы к самому процессу становления демократии, и мы должны это сделать. Никого нельзя наделить исключительным правом проведения таких перемен, и этот процесс невозможно контролировать сверху, в то же время эти изменения должны обсуждаться, принимать определенный облик и продвигаться, получая управляющие сигналы сверху, снизу, со стороны; что может быть реализовано посредством повсеместного, связующего лидерства.
Чтобы создать организационную демократию, процесс изменений должен гармонировать с ценностными ориентирами системы, и чем глубже будут перемены, тем более эти ценности доказывает свою полезность. Демократические изменения имеют едва уловимую связь с намерениями лидера, сплоченностью последователей, ясностью видения, отношением к многообразию, плюрализму, честностью обратной связи и другими элементами, управлять которыми по классическим канонам невозможно. Чём более революционными по своей сути будут изменения, тем меньше они поддаются такому управлению и тем более им необходим лидер.
Процесс перемен становится демократичным автоматически благодаря привлечению персонала к процессу формулирования разделяемых ценностей, стратегическому планированию его будущего; благодаря открытым коммуникациям, которые затрагивают цели, процессы, отношения; поощрению обратной связи, наставничества, кураторства; благодаря стоимостной оценке прогресса него оценке по иным критериям и сомнениям в оправданности предположений о том, что возможно и приемлемо, а что — нет.
|
Анализ опыта изменений, предпринятых крупными корпорациями, коммерческими интернет-проектами на этапе старта, университетами, школами, некоммерческими Организациями, общественными группами, правительственными структурами, дает основания сделать в отношении планирования процесса изменений следующие выводы:
· Перемены всегда вызывают чувство незащищенности, страха и потери, которое нужно выявить и преодолеть.
· Люди сопротивляются переменам, поскольку либо они не ощущают в них необходимости, либо их не выслушали или проигнорировали сделанные ими замечания.
· Никто не хочет, чтобы кто-то его менял, однако каждый стремится к обучению, росту, повышению эффективности.
· Сопротивление растет тогда, когда люди не знают, куда приведут осуществляемые перемены, или когда цели выработаны в узком кругу или они просто размыты.
· При любых переменах неизбежно будет переходный этап, когда никто ничего не понимает и все недовольны происходящим.
· Для того чтобы преодолеть этот переходный период с наименьшими потерями, нужны видение, воля, упорство, командная работа, лидерство.
· Перемены нередко означают изменения в мелочах, ежеминутно затрагивающие привычные модели поведения.
· Чтобы перемены получили соответствующее развитие, необходимо также поменять способы укрепления культуры и систем.
· Усилия, направленные на изменения, нужно координировать учитывая разнообразие «состава избирателей».
· Полная вовлеченность и способность делать выбор работает на процесс перемен, определяя успех большинства пилотных префектов и провал большинства шаблонных решений.
|
· Изменение даже части системы меняет всю систему.
· После завершения процесса перемен остаточный эффект будет длиться еще довольно долго, поэтому к нему нужно относиться с таким же вниманием, как и к самому процессу.
Перемены сопровождаются меньшими эксцессами в том случае, если в процесс перемен встроены обратная связь, оценка и элемент саморегулирования.
Итак, любые перемены охватывают всю систему, являющуюся местом действия, как если бы в пруд бросили камень. В кризисные периоды даже незначительные изменения могут иметь колоссальные последствия, поскольку хаос усиливает чувствительность и непредсказуемость системы, когда уже никто не возьмется прогнозировать результат. В то же время перемены являются атрибутом власти, а власть измеряется силой и сплоченностью. Поэтому существует тесная связь между процессами демократических изменений и способностью объединять силы, поддерживающие эти процессы, и подавлять те факторы, которые противоречат этим процессам или способствуют укреплению статус-кво. Чем шире коалиция, поддерживающая перемены, и чем крепче внутреннее единство, тем сильнее будет эффект, если для «агентов» перемен основным приоритетом становится развитие широкой коалиции на крепкой основе с ясным, общим видением. Однако, чем шире эта коалиция, тем сложнее обеспечить внутреннюю сплоченность, необходимую для успеха перемен.