Рабочее место слесаря по ремонту тормозного оборудования оснащено технологическим оборудованием, обеспечивающим безопасные условия труда.
Для каждого работающего обеспечено удобное рабочее место, которое обеспечено достаточной площадью для размещения вспомогательного оборудования, стеллажей и верстаков для хранения деталей, инструмента, приспособлений.
Для подъема деталей и узлов вагонов установлены грузоподъемные механизмы.
К работе слесарем допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, обучение, стажировку и первичную проверку знаний.
В процессе работы все работники должны проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, целевые и внеплановые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры.
При выполнении работниками дополнительных обязанностей по стропальным и другим работам они должны пройти специальное обучение и проверку знаний по правилам технической эксплуатации применяемых механизмов, охране труда и пожарной безопасности и иметь соответствующие удостоверения.
Работники производственных участков должны знать:
- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
- требование производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при ремонте вагонов;
- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
- место расположения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
Работники должны:
- выполнять только входящую в его обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
- применять безопасные приемы выполнения работ;
- содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- внимательно следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ (мастера, бригадира) и выполнять их команды;
- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистом маневрового локомотива, кранов, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта;
- выполнять требования инструкций по ОТ и ТБ по профессиям (виду работ);
- проходить по территории депо по установленным маршрутам, переходным дорожкам, проходам и переходам;
- соблюдать меры безопасности при переходе железнодорожных путей, быть внимательным в темное время суток, при гололеде, в снежное время года, а также при плохой видимости;
- быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения работники должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогревания в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра;
- иметь допуск к работе на технологическом оборудовании и уметь на нем работать.
Работники должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:
- курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;
- не пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных для этих целей;
- не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, аккумуляторным ящикам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;
- не прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;
- не применять временную, неисправную электропроводку и неисправные электроприборы;
- не допускать скопления горючего мусора в производственных помещениях и на рабочих местах;
- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения
При нахождении на железнодорожных путях работники обязаны соблюдать следующие требования:
- к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, переходным тоннелям;
- проходить вдоль путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;
- при прохождении группой по междупутью идти по одному друг за другом;
- переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии локомотива или вагонов;
- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только переходными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней и подножек и отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;
- при сходе с переходной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода;
- обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути на расстоянии не менее 5м от автосцепки;
Проверить работоспособность вентиляции, средства индивидуальной защиты.
Перед началом работы с гайковертами:
- осмотреть гайковерты и опробовать их работу на холостом ходу;
- проверить исправность головок для откручивания, отсутствие трещин, забоин и износа внутренних граней головок более 30%.
Перед началом работы на электродомкратах слесарь обязан:
- проверить исправность электродомкратов, вспомогательной тележки, удостовериться в правильном положении телескопических балок каретки.
- проверить работу электродомкратов на холостом ходу.
Перед включением в сеть оборудования должна быть проверена исправность кабелей питания, соединительных проводов, заземления, пусковых кнопок.
О замеченных неисправностях сообщить мастеру и без его указаний к работе не приступать.[5]