Между вариациями нет острых контрастов, но все они имеют разный характер.




КЛАСС МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 15.10.2020 ЧТ

Преп. Протасова Е.А.

Здравствуйте, дорогие обучающиеся и родители!

Тема урока: В.А.Моцарт. Фортепианное творчество. Соната Ля мажор – разбор, анализ, слушание.

Фортепианная музыка была теснейшим образом связана у Моцарта с педагогической и исполнительской деятельностью. Моцарт всегда считал исполнительство побочным делом. Но тем не менее свою исполнительскую деятельность он начал с 6 лет, и выявил себя как выдающийся исполнитель клавирной (фортепианной) культуры. Особая слава за ним закрепляется после того, как он состязался в Вене с Клементи.

Исполнительский стиль Моцарта выражался в певучести звучания с точностью ритма, верность тексту, мощность и виртуозность левой руки.

В фортепианном наследии Моцарта следует выделять 3 группы сочинений:

Рондо, вариации и фантазии

Фортепианные сонаты их 19

Фортепианные концерты

Фортепианные сонаты Моцарта издавна составляют обязательную часть концертного репертуара едва ли не каждого пианиста. Они принадлежат к выдающимся образцам этого жанра в 18 веке.

Соната №11 Ля мажор

Строение:Представляет собой необычно построенный сонатный цикл, в котором отсутствует сонатное аллегро. В ней 3 части, написанные в одной тональности – Ля мажор.

I часть – популярные в то время в Париже вариации (тема и 6 вариаций) вместо сонатной формы.

II часть – французский менуэт, вместо медленной части Adagio или Andante.

III часть – рондо, да еще в популярном "турецком роде"- (Рондо alla turca).

Все это влияние парижской клавирной музыки, которая и в сонате дольше всего сохранила старый сюитный дух.

1. I часть: Тема и вариации на медленную тему, Ля мажор.

Тема по своему характеру близка народной. Она песенная, в ритме итальянского танца – сицилианы (с медленным темпом, характерным размером 6/8 и с характерным ритмическим рисунком – пунктир и восьмая, четверть и восьмая). Очень проста, но изысканна, изящна.

Между вариациями нет острых контрастов, но все они имеют разный характер.

1 вариация - преобладает изящное прихотливое мелодическое движение.

3 вариация - единственная написанная в ля миноре, заполнена грустными напевными фигурациями.

5 вариация - представляет собой певучую инструментальную арию, расцвеченную колоратурами.

6 вариация - веселого танцевального характера.

https://www.youtube.com/watch?v=vp_h649sZ9A 1 часть сонаты

II часть: Менуэт - (в сложной трехчастной форме с трио), Ля мажор.

Вообще Менуэт имеет несколько разновидностей:

- придворный аристократический (торжественный помпезный, иногда мужественно воинственный, типичны трезвучия и квартовые мелодические обороты, использование труб и литавр),

- галантный (певучая мелодия, украшенная мелизмами, фигурации по звукам трезвучия в аккомпанементе),

- пасторальный (звучит с волыночным сопровождением либо в тональности Соль, Фа мажор, подражание звучности флейт или свирелей),

- деревенский простонародный (демонстрирует нарочитую грубоватость, неуклюжесть и непринужденную жизнерадостность),

- драматический (в минорных тональностях в бемольных, характер от мужественно- сурового до болезненно –страдальческого.)

В главном разделе менуэта примечательны постоянные смены настроения. В первой теме ясно слышны два разных элемента: первый - форте, начинается с воинственной тираты (украшение) - с движением по звукам Ля мажорного аккорда, в унисонном изложении - мужественный, бравурный, звучит как вопрос; второй - пиано с изысканным ритмом, мелодией с аккомпанементом и тонкими штрихами, заканчивающийся формулой поклона - женственный, как ответ на вопрос.

Трио - (Ре мажор),по характеру перекликается с четвертой вариацией первой части сонаты - то же убаюкивающее движение с переброской левой руки через правую.

После трио снова повторяется вся первая часть менуэта.

https://www.youtube.com/watch?v=ix5G8SBwZP4 2 и 3 части сонаты

III часть:рондо, в "турецком роде"- (Рондо alla turca).

Из глав мировой истории известно, что долгое время европейские государства и Турция шли по пути конфронтации. На протяжении 16-18 веков, начиная с 1529 года, велись нескончаемые австро-турецкие войны. Таким образом, центральным событием осталась война 1683 – 1699 годов, решившая дальнейшую судьбу Европы. Как следствие этой большой войны с турками в Европе утвердилась мода на всё турецкое. Наиболее ярко она проявилась в музыке. Причиной тому стали янычарские оркестры.

Янычары (в переводе с тур. – новое войско) солдат пехотных частей турецкого войска, существовавший в сер.14 – нач. 19 веков.

В 18 веке в европейской музыке возникла мода на марши, условно называемые «турецкими». Музыка их маршей воспринималась европейцами как дикая, шумная, «варварская». Моцарт как предельно чуткий ко всему интересному не обошел вниманием янычарский стиль. Янычарская тема претворяется у Моцарта в сочинениях разных жанров: скрипичный концерт, Соната Ля мажор, фортепианные вариации.

https://www.youtube.com/watch?v=FZ1mj9IaczQ вся соната

https://www.youtube.com/watch?v=Jj737I8oYMA сюрприз

https://www.youtube.com/watch?v=pLxm6os-bck еще сюрприз

Задание на 22.10:

1. Записать конспект по теме (выделено жирным шрифтом).

2. Ознакомиться с видео.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: