История
Методические указания
по выполнению контрольных работ
для студентов всех направлений
заочной формы обучения
Кемерово 2012
Составитель Н.П. Девяткина,старший преподаватель
Утверждено на заседании кафедры социально-экономической истории, протокол № 4 от 19 декабря 2012 года | Рекомендовано учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам, протокол № 6 от 30 января 2012 года |
История [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов всех направлений заочной формы обучения / [cост. Н.П. Девяткина]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. – 80 с.
Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «История». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
Содержат тематику контрольных работ, требования к оформлению, список необходимой литературы, экзаменационные вопросы, контрольные тесты.
Предназначены для студентов 1-го курса заочной формы обучения всех направлений.
© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед системой высшего образования страны поставлена задача усиления гуманитаризации всей системы высшего образования. Учебный курс «История» занимает ведущее место в гуманитарной подготовке студентов, продолжает на более высокой ступени историческую подготовку, полученную в среднем учебном заведении.
История России – часть общеисторической науки. Предметом ее изучения являются закономерности социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны. Наша цивилизация – неотъемлемая часть мировой, поэтому невозможно изучать отечественную историю иначе как в контексте мирового развития, как часть мирового исторического процесса.
Учебный курс «История» решает ряд конкретных задач, имеет определенные социальные функции. Задача курса – объективное освещение многовекового опыта нашего народа в контексте мирового развития. Изучение истории приучает рассматривать явление не изолированно, а во взаимодействии с прошлым и последующим ходом развития событий.
Во-первых, познавательную функцию, состоящую в изучении исторического пути нашего народа в контексте мировой истории, в объективном изложении всех явлений и процессов в истории страны, позитивного и негативного опыта, накопленного в ходе этого пути. Анализ ошибок вчерашнего дня дает возможность избежать ошибок сегодня и завтра.
Во-вторых, функцию практически-политическую. Еще древние римляне говорили, что история – учительница жизни. Без осмысления исторических фактов развития общества невозможно выработать научно обоснованный курс его дальнейшего развития. Чтобы определить, куда и как идти обществу, нужно знать, откуда и как оно пришло, знать его исторический путь.
В-третьих, функцию мировоззренческую. Мировоззрение может быть научным лишь опираясь на объективную реальность. Не зная исторических фактов, люди оказываются в плену псевдоисторических, идеологизированных представлений и гипотез, история становится политикой, обращенной в прошлое.
В-четвертых, история обладает огромным воспитательным воздействием. Она формирует такие качества как патриотизм, показывает роль личности в развитии общества, моральные и нравственные ценности человека в их развитии. Нельзя быть гражданином своей страны, не зная ее истории.
В современной исторической науке существуют различные концептуальные подходы к изучению истории. В настоящее время нет единого официально утвержденного учебника по этому курсу. Наиболее сложные вопросы будут освещены в лекциях, которые читаются преподавателями в ходе установочных сессии, однако основная подготовка осуществляется в рамках самостоятельной работы.
Для студентов заочного отделения кафедра социально-эконо-мической истории разработала:
Пакет учебно-методической литературы
1. Рабочая программа учебного курса «История».
2. Электронные учебные пособия: «Россия: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» (авторы-составители к.и.н. Цукрова Н.Г., к.и.н. Девяткин Г.Т., к.и.н. Зяблицева С.В.)Кемерово,2008; Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.) (авторы-составители к.и.н. Цукрова Н.Г., к.и.н. Девяткин Г.Т., к.и.н. Зяблицева) Кемерово,2010.
3. Вопросы для самопроверки знаний, методические рекомендации по написанию контрольных работ и подготовке к экзамену.
4. Учебное пособие «Россия: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» (авторы-составители к.и.н. Цукрова Н.Г., к.и.н. Девяткин Г.Т., к.и.н. Зяблицева С.В.) – Кемерово,2004.
5. Учебное пособие «Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.) «(авторы-составители к.и.н. Цукрова Н.Г., к.и.н. Девяткин Г.Т., к.и.н. Зяблицева) – Кемерово,2010.