Гиперссылку на учебно-методическое пособие можно найти на сайте Кемеровского института (филиала) РГТЭУ на странице кафедры социально-экономической истории в разделе «Методические материалы» и в виртуальном читальном зале института. Сайт института: https://www.kirsute.ru
Рабочая программа учебного курса «История» включает основные разделы курса, разработанного кафедрой социально-эконо-мической истории в соответствии с ФГОС ВПО.
Текстовые учебные пособия
«Россия: поиск исторической перспективы IХ-ХIХ вв.» (Кемерово, 2004) и «Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.) (Кемерово, 2010)разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рабочей программой, утвержденной на кафедре, но в то же время они отражают научный поиск преподавателей по отдельным направлениям истории России. Концептуальной основой учебных пособий является: показ многовариантности путей развития нашей страны и мира, акцент делается на раскрытие актуальных и дискуссионных вопросов российской и мировой истории, на анализе важнейших событий мировой истории.
Цель данных учебных пособий помочь студентам выявить особенности развития России в мировом историческом процессе, понять причины и значение важнейших событий российской истории, разъяснить роль политических партий и их лидеров в выборе путей развития страны.
Учебные пособия предполагают вдумчивую работу, они рассчитаны на заинтересованного, творчески мыслящего читателя. В них нет однозначных оценок многих явлений и периодов российской истории, так как, по замыслу авторов, студент-заочник в процессе изучения материала должен сам выработать собственную позицию по тем или иным проблемам развития нашей страны и других стран.
|
По многим вопросам истории существует обширная, но крайне противоположная по оценкам историческая литература. Это прежде всего касается истории СССР. Авторский коллектив, с одной стороны, попытался обозначить основные дискуссионные проблемы и разъяснить научные точки зрения по ним, а с другой – высказать собственную авторскую позицию.
Электронные учебные пособия
«Россия: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» состоитиз 10 тем.
Структура каждого раздела (модуля) следующая:
1) Выбираете одну из тем курса. На открывшейся странице отражены несколько модулей, которые позволяют студенту получить необходимые знания и навыки по теме. Отсюда студент может выйти в любой раздел темы или перейти на другую тему.
«Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.)» содержит 8 тем.
Электронное пособие построено так же, как и первое пособие. В каждом текстовом и электронном пособии представлен хрестоматийные материалы, в которых имеются интересные оригинальные источники, выдержки из трудов отечественных и зарубежных историков, отражающие иногда различные точки зрения на одно и то же событие.
В пособиях приводятся схемы и таблицы, которые в сжатой, логической форме отображают характерные черты явлений, закономерностей развития тех или иных исторических процессов, причинно-следственные связи, последовательность происходящего и т.д.
В каждом пособии имеются списки литературы, которые содержат учебные, учебно-методические материалы, научно-популярные издания, монографии и научные статьи
|
Самостоятельная работа студентов
Вопросы для самопроверки знаний
Для лучшего усвоения учебного материала в конце каждой темы необходимо обратиться к вопросам для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля знаний базируются на материалах заученных разделов текстовых и электронных учебных пособий «Россия: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» и «Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.).
Целью выполнения предлагаемых заданий является более глубокое и детальное изучение исторического материала, выявление причинно-следственных связей исторического процесса, разъяснение наиболее сложных и важных вопросов и проблем истории. Этот вид работы дает возможность более серьезно изучить данный раздел истории. Выполнение заданий поможет в подготовке к экзаменам, в том числе и к интернет экзамену. Ответы на предлагаемые вопросы настраивают на более внимательное и вдумчивое изучение основного учебного материала;
- побуждают к добросовестному изучению рекомендованного дополнительного материала (ответ на вопрос может быть «скрыт» в
хрестоматии, схеме и т.д.);
– способствуют повышению интереса к истории, т.к. вопросы могут содержать дополнительную полезную информацию.
___________________
* На электронное учебное пособие «России: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» получено свидетельство о государственной регистрации № 10677. Зарегистрировано в Отраслевом фонде алгоритмов и программ 19.05.2008г.На электронное учебное пособие «России: смена политической системы (1900-1945 гг.)» получено свидетельство о государственной регистрации № 22951. Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 8 июля 2011 г.
|
Общее количество вопросов для самопроверки знаний по каждой теме от 8 до 15. Предлагаются задания пятиразновидностей, различающихся по уровню сложности.
Первый тип вопросов предполагает нахождение правильного утверждения или правильного ответа на поставленный вопрос. Правильным является лишь один вариант ответа.
Второй тип заданий требует поиска ошибочного утверждения (ошибки). Дается несколько правильных ответов на поставленный вопрос или несколько законченных утверждений и одно ошибочное. Все ответы имеют порядковые номера. Необходимо внимательно прочитать задание и выбрать одно ошибочное утверждение.
Третий тип заданий предусматривает вопросы и задания к документам.
Четвертый тип заданий предполагает проблемные задания. Перед студентом стоит задача найти логический ответ на поставленную проблему.
Пятый тип заданий предполагает заполнение структурных таблиц.
Шестой тип заданий – это вопросы на размышление по изученному материалу.
Контрольные работы
В этом разделе методических указаний содержатся темы контрольных работ для студентов заочного отделения, технические требования к их оформлению и методические рекомендации по их написанию.
Для студента-заочника, который лишен возможности ежедневно встречаться с преподавателями, систематическая работа с документами и литературой – основной метод изучения курса. Приступая к изучению темы, необходимо руководствоваться указаниями преподавателя, данными на установочной сессии, изучить рекомендуемую литературу, документы, материалы. Прежде чем приступить к изучению произведения или документа, следует внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и конспекта лекции.
Начинать работу нужно с предварительного общего ознакомления с книгой. Следует обратить внимание нa полное название работы, подзаголовок и т.п., затем ознакомиться с оглавлением, научно-справочным аппаратом: ссылками на источники, примечаниями, приложениями. Следующий и самый важный этап работы над источником – внимательное чтение его с начала до конца. Очень важно определить главные идеи книги и глубоко в них разобраться. Если понимание книги затрудняется встречающимися в ней неясными словами, терминами, рекомендуется пользоваться при чтении справочниками, словарями иностранных слов, политическими и энциклопедическими словарями.