Как работать с историческими картами
Задания по карте в ЕГЭ и ОГЭ считаются достаточно сложными, поэтому на них надо обратить особое внимание. Большая часть карт посвящена военным событиям или их последствиям, иногда встречаются схемы и изображения важных экономических объектов. При выполнении данного вида задания недопустимы спешка и невнимательность. На выполнение заданий с картой выделяется от 10 до 13 мин. И их надо использовать по максимуму, а не нестись сломя голову выполнять следующее задание. Быстро только кошки родятся, как говорил Остап Бендер, а выполнение заданий по карте требует ответственного и неспешного изучения:
А) самой карты,
Б) легенды карты
В) вопросов, на которые надо ответить
Поэтому предлагаю следующие рекомендации для работы с картами:
Рекомендация 1. В данных вопросах невозможно обойтись без знания географии. Ведь именно географические объекты надо связать с историческими. Поэтому первым делом обращаем внимание на названии стран, морей, рек, городов и других крупных географических объектов. Затем любой историко-географический пункт следует соотносить с другими объектами. (См. карту в Приложении находим Ладожское озеро, озеро Ильмень, Чудское озеро и определяем историческое событие – разгром А.Невских иноземных захватчиков).
Рекомендация 2. Определить вид деятельности человека – война, походы, экономические отношения или торговые миграции. Помните, что направления походов или ударов всегда обозначается стрелками, а завоеванные территории чаще всего закрашены или заштрихованы. Особое внимание обратите именно на направление стрелок атаки, расположение войск или последовательность осад городов. Не упускайте из вида ни одно из условий, которые авторы предусмотрительно отметили на карте, чтобы воедино соединить разрозненные элементы в одно целое. Иногда на стрелках обозначены имена и фамилии тех исторических деятелей, которые участвовали в походах, а это большая подсказка для учащихся. (См. карту в Приложении видим обозначенные стрелками направления военных ударов и делаем вывод о виде деятельности).
|
Рекомендация 3. Совершенствовать исторические знания, ведь без дат, исторических событий, исторических персоналий очень трудно выполнить задания по карте. Обязательно определить исторический период, к которому относится данная карта! Даты, если они есть, позволяют идентифицировать эпоху, события. Если нет дат, то могут помочь какие-то названия, которые менялись со временем (Например, в карте в Приложении обозначенные места сражений у Чудского озера и в устье Невы относим к 13 в.) Знания годов правления и основные мероприятия князей, царей, императоров и руководителей страны так же помогут найти правильное решение.
Рекомендация 4. Внимательно изучить легенду карты и условные обозначения. Условные обозначения карты (схемы) — верная подсказка. Это могут быть заштрихованные территории, стрелки, обозначающие перемещения войск, обозначение мануфактур, отраслей промышленности, названия городов, рек и др. И здесь опять на помощь должны придти ваши исторические знания. Особого навыка требует работа с экономической картой, на которой присутствует много условных обозначений, так как можно упустить какой-нибудь небольшой важный элемент и неверно выполнить задание. (См. карту в Приложении и по условным обозначениям, где указаны направления ударов русских войск и войск противника и места сражений определяем, что это– р. Нева и Чудское озеро).
|
Рекомендация 5. (для выпускников 11-х классов). Особое внимание обратить на задание № 16. Во-первых, изучение его шести элементов поможет найти выход из затруднительного положения и получить подсказку, во-вторых, в нем наиболее часто делают ошибку, неверно определив исторического события, отображённое на схеме. В ответе необходимо указать номера трёх верных утверждений, что тоже упускают некоторые торопыги.
Алгоритм выполнения задания:
А) изучить карту (схему)
Б) ознакомиться с заданиями к ней
В) вернуться к карте (схеме) и отвечать на поставленные вопросы
И еще! Для подготовки понадобятся контурные карты, любые атласы, в том числе географические, а также методические пособия по вопросам, как выучить карты по истории для успешной сдачи ЕГЭ. Исторические карты большое подспорье в анализе политических, экономических, общественных событий. Изучение походов, войн, экономических схем невозможно без карт. Больше заполняйте контурных карт по самым различным темам, превратив это в игру, включайте и тренируйте свою картографическую память, чтобы закрепить в ней основные события, отображенные на карте, совершенствуйте знания в исторической географии. И чем больше вы уделяете им внимание, тем меньше проблем вы будете испытывать на экзамене.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(карта «Разгром Александром Невским шведов и немцев)