контрольных работ
Составной частью изучения курса «истории» является выполнение студентами-заочниками письменных контрольных работ. Контрольная работа выявляет приобретенные студентами знания по определенной учебной теме, показывает умение правильно формулировать и обосновывать теоретические положения, кругозор студента, его начитанность. Кроме того, она выявляет пробелы в знаниях студента по данной теме, допущенные им ошибки. Чтобы контрольная работа отвечала предъявляемым требованиям, автор должен обнаружить знания по всей теме, а не только по одному из ее разделов.
Как определить номер своей контрольной работы?
Номера контрольных работ определяются для студентов в соответствии с начальными буквами их фамилий в алфавитном порядке, по восходящей. Например, студенты, у которых фамилии начинаются с букв А, выполняют контрольную работу № 1 и т.д. (см. таблицу). Если указаны две или три темы, то выполняется одна по назначению преподавателя.
Таблица выбора номеров контрольной работы
Начальная буква фамилии студента | Номер контрольной работы | Начальная буква фамилии студента | Номер контрольной работы |
А | 1,25,49 | Н | 13,37 |
Б | 2,26,50 | О | 14,38 |
В | 3,27,51 | П | 15,39 |
Г | 4,28 | Р | 16,40 |
Д | 5,29 | С | 17,41 |
Е, Ё | 6,30 | Т | 18,42 |
Ж | 7,31 | У,Ф | 19,43 |
З | 8,32 | Х,Ц | 20,44 |
И | 9,33 | Ч | 21,45 |
К | 10,34 | Ш,Щ | 22,46 |
Л | 11,35 | Э,Ю | 23,47 |
М | 12,36 | Я | 24,48 |
Примечание:
Номера контрольных работ соответствуют номерам тем.
Произвольный выбор тем не допускается, изменение темы возможно только с разрешения преподавателя.
Выбрав тему, студенты должны приступить к изучению литературы, рекомендованной в данных методических указаниях. После того как литература изучена и тема достаточно продумана, следует приступить к написанию работы.
Первоначально следует изложить материал в черновике, затем проверить, подобран ли фактический материал для иллюстрации важнейших теоретических положений, достаточно ли глубоко освещены вопросы плана, нет ли ошибок, сверить цитаты.
Технические требования к написанию контрольных работ.
Оформление контрольной работы, титульного листа,
Структура работы
Объем работы – в пределах 20-25 страниц печатного (или рукописного) текста формата А4 (шрифт 14, интервал 1,5 пт). Страницы должны быть пронумерованы, на них надо оставлять поля для замечаний рецензента. Работу необходимо писать без помарок и сокращенных слов. Список литературы – в конце работы. Структурные компоненты (в порядке следования): содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Введение»
«Введение» должно предварять основное содержание контрольной работы (объем – 0,5 – 1,5 страницы). В нем обосновывается актуальность темы, могут приводиться различные точки зрения историков по вопросу и кратко обозначаются основные темы, содержание которых будет раскрыто в основной части.
Работа над основной частью
Для работы над основной частью контрольной необходимо внимательно изучить методические рекомендации по написанию контрольных работ.
Работа над «Заключением»
В «Заключении» Вы подводите итог проведенной Вами работы, даете оценку исторического события (процесса, личности), которое Вы рассматривали, акцентируете внимание на основных результатах и формулируете обоснованные выводы. Объем заключения 0,5 – 1 страница.
При написании контрольной работы студент должен использовать не менее двух работ, указанных в списке литературы к данной теме. В контрольной работе обязательно должны присутствовать ссылки на использованные источники и литературу с указанием страниц. Сносками должны оформляться прямое цитирование, использование конкретных цифр, фактов, суждения и оценки историков. Сноски размещаются в нижней части страницы или в конце работы по следующему образцу:
__________________
1 Буганов В.И. Емельян Пугачев. М., 1990. С. 27.
2 Полуянов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев – человек и политик // Отечественная история. 1998. № 1. С. 16.
В конце работы нужно привести в алфавитном порядке точный список изученной и использованной литературы, например:
1. Великие реформы в России. 1856 – 1874. М., 1992.
2. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.
3. Захарова Л.Г. Александр II // Российские самодержцы. М., 1993.
4. Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. М., 1994.
В список литературы включаются лишь использованные студентом работы, ссылки на которые имеются в тексте.
При написании контрольной работы в качества источника студенты могут использовать электронные материалы, на которые также следует оформлять сноски. Обращаем ваше внимание на то, что прямое копирование этих материалов и представление их в качестве контрольной работы недопустимо.
Получив обратно контрольную работу, студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями рецензента. Если работа не зачтена, следует написать новую по той же теме, с учетом советов и рекомендаций преподавателя-рецензента. Контрольные работы выполняются в сроки, указанные в учебном плане студента. Эти сроки являются предельными. Запаздывание с предоставлением контрольных работ приведет к тому, что преподаватель не успеет отрецензировать работу до сессии (следует иметь в виду, что срок проверки работы преподавателем – 10 дней) и студент может лишиться возможности сдачи экзамена по истории в экзаменационную сессию.
Составной частью учебного процесса и главной формой контроля за успеваемостью студентов являются экзамены. Они показывают, насколько глубокие знания приобретены в процессе самостоятельной работы. На экзамене студент отчитывается за весь учебный год. В период подготовки к экзаменационной сессии следует просмотреть конспекты первоисточников, прочитать книги, статьи, рекомендованные преподавателем. Лекции, прочитанные преподавателем по важнейшим темам курса отечественной истории, и консультации, проводимые преподавателями кафедры ежемесячно, должны помочь студенту-заочнику лучше подготовиться к экзамену.
Студент-заочник должен сдать устный зачет и экзамен по истории. Экзаменационные билеты включают вопросы по разным разделам курса. В случае необходимости экзаменатор может предложить дополнительные вопросы, чтобы составить более точное представление о глубине знаний студента. Устный ответ экзаменуемого должен быть конкретным, раскрывать существо вопроса. Экзаменатор обращает внимание не только на содержание ответа студента, но и на культуру его речи, на черновые записи. Преподаватель обязан объяснить студенту, почему он поставил ту или иную оценку. Таковы основные советы по изучению истории студентами-заочниками.