Рабочий лист Комментарий проблемы. Текст № 10. Молодая гвардия.




Цель:

1) написать сочинение-рассуждение по исходному тексту

2) научиться комментировать проблему исходного текста

 

Примечание. В этом упражнении комментарий Вам дан в виде схемы с клише. Это поможет вам справиться с двумя действиями – определить проблему и прокомментировать ее. Остальные действия вы должны будете выполнить самостоятельно.

Работу нужно будет сдать до 10 апреля

 

 

I. Прочитайте текст.

Примечание Текст статьи
Обратите внимание на то, как А. Н. Кузнецов начинает текст: Животные, которых природа, лишила каких-то свойств или качеств.     Затем он показывает противопоставление: животное – человек, лишенный свойств, которые ему дала природа. Этот прием позволяет ему охарактеризовать некоторый тип людей, которые стоят даже ниже животных.   Теперь приводится факт, который и побудил автора взяться за перо.     Автор пересказывает содержание статьи, посвященной подпольной организации «МГ». В э той статье безвестный автор доказывает, что самоотверженность порождается неразвитостью: умный человек понимает, что самое дорогое – это жизнь, а существо примитивное не отделяет жизнь о смерти.   Абзац, который начинается предложением 14, очень важный: в нем автор формулирует главную мысль, здесь текст обретает эмоциональную силу, становится выразительным, близким по звучанию к поэтическому тексту (повторы, синт. параллелизмы)   Обратите внимание на обрамляющую текст аналогию «человек» - «животное», только в этом случае эта аналогия развернута наоборот: человек – животное. 1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мертвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью – ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (3)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о не способном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Федор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах…». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага, если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстает бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук. (6)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойственен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство еще не вызрело в полной мере. (7)Затем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой. (8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным. (12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного… (13)Отсюда вывод: девушка – типичная троечница, серая посредственность, пока еще не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть… (14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого… (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвиг! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли, они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвиг! (20)Подвиг, который рожден высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью. (21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несет знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи. (По А. Н. Кузнецову)   * А. Н. Кузнецов, (1920 – 1998), писатель, участник Великой Отечественной войны  

 

II. Вам нужно будет написать сочинение по этому тексту.

Желательно не обращаться к модели ответа тем ребятам, которые претендуют на высокий балл на ЕГЭ.

1. Начать текст можно разными способами:

1) Вопросы-стимулы, которые отражают проблемное поле этого текста.

2) Придуманное название: «_______» - так можно было бы назвать текст, который написал… Дальше объяснить, почему такое название вы бы придумали.

3) Актуализация. Напишите о том, что в этом году наша страна празднует великую дату – 75 лет Победы. Раскройте значимость этого события для исторической памяти, какие факты доказывают, что многие страны и, к сожалению, наши сограждане стали забывать о подвиге советских людей, стали переосмысливать события войны, искажать реальные факты и т.д.

2. Комментирование текста

1) Вы можете прокомментировать содержание ключевого слова, которое отражает проблему этого текста: например, вы определили, что автор размышляет о значении исторической памяти. Раскройте содержание этого понятия, в чем заключается духовный смысл исторической памяти, в чем ее важность.

2) Можно включить в комментарий справку об авторе этого текста. Например: автор этого текста – участник ______, поэтому о том, что такое героизм, _______, _________ он знает не понаслышке.

3) Можно построить комментарий на том, как именно автор раскрывает проблему. На этот аспект мы обращали внимание в примечаниях, когда организовали медленное чтение.

4) Обязательно включите 2 примера из прочитанного текста, которые будут аргументировать комментарий. Например: «Презрительное отношение к тем, кто не уважает свою историю, автор наиболее ярко выражает, когда… (в таких словах, как …)

 

Примечание. Если будут вопросы по выполнению, пишите ВК. Уложитесь в указанные сроки.

 

 

III. Прокомментируйте проблему этого текста.

 

Прошло уже ___ лет с того дня как окончилась _____ и небо оз..рилось (в-1; праздничными фейерверками, победным салютом, ликующими криками, победными залпами). (В-1; Поэтому, Но, И, Следовательно) до сих пор (в-1; мучительные, трагические, незабываемые, яркие) события того(той,тех) (в-1; войны, огненных лет, страшного времени, кровавой эпохи) (что делают?) _____ общество, и мы снов.. и снов.. мысле(н,нн)о возвр..щаемся в прошлое, (в-1; поэтому, потому что, чтобы, тем не менее) лучше понять _____.

А. Н. Кузнецов в своем тексте (в-1; повествует, рассказывает, размышляет, описывает) (сформулируйте проблему текста, учитывая грамматические нормы):

1) нравственная деградация человека, который оказался на войне;

2) отношение современных людей к героическим страницам отечественной истории;

3) непримиримая борьба за идеалы между представителями разных поколений;

4) роль личности в истории.

С (в-2; радостью, восторгом, тревогой, ненавистью, насмешкой, болью) он говорит о том что в современном обществе есть люди которые (не)способны понять высоких чувств, _____, _____.

Автор текста не случайно начинает свой текст (в-1; патетическим обращением к молодым людям; примером про животных, лишенных тех или иных органов чувств; цитатой из бульварной прессы). Такой природный дефект (не)позволяет им воспр..нимать мир во всем богатстве и _____. Но (в-1; страшнее всего, обиднее всего, утешает то, кажется странным), что такой (в-1; дефект, изъян, рудимент, недочет) бывает и у некоторых людей они смотрят на мир через (в-1; розовые, грязные, закопченные, чистые) стекла, (в-1; потому что, поэтому, чтобы, так как) жизнь им каже(т,ть)ся _____ и _____. Такие люди не _____ оценить (в-1; красоту поступка, драматизм жизненного выбора, величие подвига), который совершили молодогвардейцы, отдавшие _____ ради (в-1; Родины, отчизны, государства, страны).

(В-1; Однако, Вместе с тем, Поэтому, Значит) боль и _____ автора текста обусловлен(а,ы) вовсе не тем что современные люди относ..(т,ть)ся без (в-1; уважения, благоговейного трепета, иронии, почтения) к _____. Автора больше_____ то что современные люди лишены тех нравственных сил, тех _____, тех высоких стремлений, которые помогают стране _____ трудности, выходить победителем из (каких?)_____ испытаний.

IV. Продолжите свое сочинение.

· Сформулируйте позицию автора.

· Выразите свое отношение к поднятой проблеме.

· Обоснуйте свою позицию.

· Закончите сочинение выводом, в котором надо либо указать на актуальность выявленной проблемы, либо выразить чувства, которые у вас вызвало чтение этого текста.

V. Зафиксируйте время, которое вы потратили на выполнение этой работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: