Разрешение проблем, связанных с обретением занятия и статуса молодежью, как уже отмечалось, предполагает учет и объективных потребностей общества в кадрах по профессиям, и субъективного отношения к тем или иным видам труда, занятиям, специальностям различных групп юношей и девушек. Вот почему большое место при анализе проблем общественного сознания и поведения молодежи уделяется изучению престижа профессий у юношей и девушек.
Как правило, в основе оценок молодежью престижа профессий лежат их ценностные представления об обществе, и это является базовым компонентом интерпретации данных опросов на эту тему.
Специальные исследования свидетельствуют, что в сегодняшней школе и вузе происходит глубокая социальная селекция. Различия в представлениях обнаруживаются при сравнении оценок престижа массовых рабочих профессий и профессий специалистов отдельными группами молодежи, отличающимися по социально-профессиональному статусу [10, с.12].
Изучение влияния социального статуса (социального происхождения молодежи) на оценки престижа профессий позволяет проверить гипотезу, в соответствии с которой чем выше социально-профессиональный статус и уровень образования родителей, тем более привлекательны для юношей и девушек профессии квалифицированного умственного труда, перспективные с точки зрения жизненной карьеры. Если по категориям профессий наибольшей и высокой привлекательности (то есть тех профессий, которые получили оценки от 6 баллов и выше) сравнить выпускников четырех групп, различающихся по социальному происхождению, — детей руководителей, детей специалистов, детей служащих и детей рабочих, — то окажется следующее. У детей руководителей все профессии (кроме бизнесмена — общего для всех четырех групп), попадающие в эту категорию, предполагают наличие высшего образования. У детей специалистов наряду со всеми профессиями, требующими высшего образования, присутствует в самом конце списка этой категории еще и летчик, у детей рабочих — бухгалтер, а у детей служащих — бухгалтер и повар. То есть у детей из менее продвинутых социальных групп на верху иерархии престижа есть профессии служащего и рабочего.
|
Та же тенденция просматривается и в соотношении профессий, требующих высшего образования, и рабочих специальностей в группе профессий, которые, по оценкам молодежи, относятся к категории средней привлекательности (то есть получивших оценки от 4 до 6 баллов). Если в каждой группе молодежи разного происхождения число таких сред-непривлекательных профессий принять за 100 %, то среди детей руководителей на профессии высококвалифицированного труда с высшим образованием будет приходиться 41 % от числа профессий этой категории, а на специальности рабочих — 23,5 %. У детей специалистов соответственно 44,4 и 30%, а у детей служащих — 31,8 и 36,4 %, у детей рабочих — 34,8 и 35,8 %. То есть, если для юношей и девушек из семей специалистов и руководителей чаще других в число среднепривлекательных профессий попадают специальности, связанные с получением высшего образования, то у детей рабочих и служащих более часто встречающимися в этой категории профессий оказываются специальности рабочих.
Что касается низкопривлекательных профессий (получивших оценки ниже 4 баллов), то их список наибольший у детей руководителей (22 профессии), снижается — у детей специалистов (20 профессий), еще меньше — у детей служащих (16 профессий) и наименьший — у детей рабочих (14 профессий), что говорит о росте лояльности к миру труда с понижением статуса по социальному происхождению молодежи. У детей руководителей и специалистов в категорию низкопривлекательных попадают даже две профессии, предполагающие наличие высшего образования, — учитель средней школы и агроном. То есть с повышением статуса социального происхождения молодежь проявляет свое отношение к миру труда критичнее и амбициознее. И напротив, чем демократичнее состав опрошенных, тем терпимее установки молодых, тем чаще в сферу привлекательных для них попадают более массовые, в том числе рабочие, специальности.
|
Как предполагали исследователи, существенным социальным фактором, который может влиять на отношение молодежи к профессиям, должен оказаться возраст. Вот почему важным элементом анализа стало изучение того, как с годами меняется у молодежи престиж профессий.
В основе отношения к миру профессий в 17 лет, как мы уже отмечали, лежит заимствованный опыт — от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Молодые люди часто, даже незаметно для себя, впитывают его, руководствуются им, оценивая различные варианты жизненных путей, примеряя себя к будущей профессии. Опыт этот обычно абстрактен, ибо он не пережит, не выстрадан. Сознательное или подсознательное ощущение того, что это чужой опыт, рождает у молодых людей, естественно стремящихся к самостоятельности и самоутверждению, определенные комплексы. Они, в свою очередь, выражаются в максимализме, чрезмерной категоричности суждений. Если профессия «А» хороша, то уже она просто без единой тени, без пятнышка. Если профессия «Б» плоха, то хуже просто не придумаешь. После окончания школы начинается новый этап в жизни молодежи. Юноши и девушки знакомятся с предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями. Начинается период интенсивного социального созревания, пересмотра сложившихся стереотипов, проверка и замена заимствованных представлений собственным опытом.
В процессе самостоятельной трудовой жизни по мере обогащения взглядов молодежи о мире профессий общие, абстрактные представления конкретизируется. И эта конкретизация является одним из важных факторов адаптации молодежи к труду, к потребностям общества