Ценностные ориентации личности: социологическое исследование




 

Анкетный опрос проводился в малой группе из 30 студентов разных высших учебных заведений, обучающихся различным специальностям, как техническим, так и гуманитарным. Возраст варьировался от 17 до 20 лет. Социальное положение студентов также разное, это выходцы как из благополучных семей со средним материальным достатком, так и детей из достаточно низкообеспеченных семей. Было задано 63 вопроса на выявление ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

2. Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

5. Считаете ли вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?

6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?

7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например?

13. Вы выбираете свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

14. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.?

15. Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его навестить?

16. Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?

18. Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?

19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?

20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

22. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

23. Главное для вас - ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?

24. Считаете ли вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

25. Любите ли вы гулять по лесу, парку?

26. Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?

27. Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?

28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

29. Власть - это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?

30. Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?

31. Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?

32. Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?

33. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

34. Хотели бы вы заняться фотографией?

35. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

36. Чувство любви для вас - это первооснова жизни или нет?

37. Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

38. Хотели бы вы «делать» политику?

39. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»

40. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждений дома или на работе?

41. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

42. Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

43. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

44. Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?

45. Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

46. Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

47. Любите ли вы маленьких детей?

48. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?

49. Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

50. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

51. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

52. Вы человек решительный?

53. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

54. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?

55. В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?

56. Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

57. Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?

58. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

59. «Во всем хочется дойти до самой сути» - это про вас?

60. Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?

61. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?

62. В общественной жизни пусть остается все как есть?

63. Общение - это лишь пустая трата времени?

В результате обработки данных выяснилось, что наиболее значимые ценности для студенческой молодежи в обобщенном виде следующие: (в процентном соотношении от общего числа респондентов):

Ø Приятное времяпрепровождение, отдых – 12%

Ø Высокое материальное благосостояние – 30%

Ø Поиск и наслаждение прекрасным – 5%

Ø Помощь и милосердие к другим людям – 1%

Ø Любовь – 9%

Ø Познание нового в мире, природе, человеке – 2%

Ø Высокий социальный статус и управление людьми – 19%

Ø Признание, уважение людей и влияние на окружающих – 6%

Ø Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе – 8,5%

Ø Общение – 7%

Ø Здоровье –0,5

Итак, в ряду наиболее значимых ценностей молодых: высокое материальное благосостояние и связи - 30%, высокий социальный статус и управление людьми – 19%, приятное времяпрепровождение, отдых – 12%, любовь – 9%.


Заключение

 

Социологическое изучение социальных ориентаций и жизненных путей студенческой молодежи, со всей очевидностью показывает, что данные вопросы не сводятся к педагогическим аспектам, что это крупная общественная проблема, решение которой невозможно без учета экономической, социологической, демографической и социально-психологической сторон и что субъективные планы на выбор профессии тесно связаны с реальностью выбора жизненного пути. Конфликт между субъективными склонностями молодежи и объективным выбором ею жизненного пути приобретает иные черты в современных условиях.

Итак, в ряду наиболее значимых ценностей молодых: связи, поддержка влиятельных лиц; качественное образование; трудолюбие, добросовестность; предприимчивость, находчивость; умение устраивать свои дела любым способом. Для сегодняшней молодежи характерно то, что ее социальные ориентации, личные планы тесно связаны с привлекательностью для молодежи определенных занятий и статусов и, как правило, она при своей самореализации в значительной части руководствуется этими субъективными намерениями. Молодежь обычно ориентируется на самые привлекательные занятия и статусы.

Сегодня в структуре субъективных стремлений происходит их реструктуризация под влиянием, прежде всего такого фактора, как заработок, который данная профессия может обеспечить. Сегодня молодому человеку трудно найти не только работу по специальности, в соответствии с квалификацией, перспективную с точки зрения продвижения, но нередко в определенные периоды жизни для части молодых людей вообще любую работу найти трудно. В этих условиях завышенные стремления как бы отодвигаются на второй план, приобретая характер желательной, но отложенной перспективы.

Жизненные пути молодежи сегодня существенно дифференцируются. Сегодня намечаются гораздо более разнообразные, в том числе полярные, потоки жизненных путей. Мы уже отметили, что складывается поток элитного образования и обретения соответствующих занятий и статусов. Существует относительно массовый поток молодежи, получающий доступ к высококвалифицированным профессиям, но которые не всегда связаны с приоритетными сферами хозяйства, деятельности, занятиями. Очень широк поток занятий, в который попадает молодежь после получения среднего и начального профессионального образования и который пользуется популярностью у определенных социальных (по происхождению, месту жительства и учебному старту) групп молодежи. Это позиции, которые обеспечивают занятия в сфере торговли, посреднических услуг, различного сервиса и сферы обслуживания, такой приобретшей универсальное значение профессии, как бухгалтер, и т. п. Между тем положение дел в еще одном массовом потоке жизненных путей, который должен вести молодых к получению высококвалифицированных рабочих специальностей, сегодня складывается не лучшим образом.

Следует отметить, что в ориентациях на образование усилились инструментальные мотивы, когда образование ценится прежде всего как средство достижения других целей — доступа к престижным сферам деятельности, к обретению более высокого статуса и соответствующего материального вознаграждения.

Как можно видеть, социально-профессиональное самоопределение молодежи, реализация ею в ходе жизненных путей своих социальных ориентации происходят сегодня в жестких условиях. Автономно и асинхронно развиваются основные подсистемы общества — экономические, демографические процессы, система образования, рынок труда и т. д. В результате возникают противоречия, которые непосредственно затрагивают общественное поведение молодежи в период самоопределения. Оно сопровождается сложной адаптацией к реалиям жизни, когда происходит пересмотр стереотипов, замена заимствованных представлений своими собственными, обретение личного трудового опыта. Проходят проверку основные ценности, вынесенные молодыми людьми из системы среднего образования.

Молодежь сталкивается с дефицитом рабочих мест, с дисбалансами на рынке труда между спросом и предложением, непосредственно познает, что такое безработица. Рушатся, деформируются многие прежние ценности жизни и социальные ориентации. Невозможность добиться намеченного, желаемого занятия и статуса могут вести к перманентной неудовлетворенности своим положением, к фрустрации. Молодежь может чувствовать себя отторгнутой, ущемленной, оттесненной на обочину социальной жизни. Возникающее недоверие к социальным институтам и социуму в целом может явиться питательной средой для экстремистских настроений. В целом в таких условиях молодежь утрачивает свою субъектность и может стать объектом каких угодно манипуляций для негативных сил в обществе.


Список использованной литературы

 

1. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., 2001.

2. Константиновский Д. Л., Череднигенко Г. А., Вознесенская Е. Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.

3. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1999.

4. Коробкина З.В. У опасной черты: Социология и жизнь. — М.,2003.

5. Кочубей Б.И. Ответственная должность // Семья и школа. 2001. №9.

6. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)// Социс. 1998. №5.

7. Лисовский В.Т., Иконникова С. Н. Молодежь вступает в жизнь. М.,2000;

8. Молодежь Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2003.

9. Труд и занятость в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001

10. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). – СПб.:Изд-во РХГИ, 2004.

11. С. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 2003.

12. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

13. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. № 3. С. 95;

14. Чупров В.К., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

15. Шереги Ф.Э., Харгева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: