Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике Маяковского. Поэт и револющия.




Урок № 104 Литература.

Тема урока: 1. В.В. Маяковский. Дух бунтарства и эпатажа. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира.

Цель:

Образовательная: сформировать представление об основных темах в творчестве В. Маяковского.

Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике Маяковского. Поэт и револющия.

 

Поэтическое бунтарство Маяковского было связано с его принадлежностью к русскому футуризму рубежа XIX-XX веков. В России в декабре 1912 года был опубликован первый манифест кубофутуристов “Пощечина общественному вкусу”, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В нем они призывали “сбросить с парохода современности” не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского.

Они объявляли “непреодолимую ненависть к существующему до них языку”, требовали “увеличение словаря в его объеме произвольными и непроизвольными

словами”, создавая тем самым “слово-новшество”. Создавая “искусство будущего”, открыто отказываясь от классики, футуристы создавали новую культуру “индустрии и большого города”. Они отрицали современное искусство слова, все известные имена и школы были названы вчерашним днем.

Для многих молодых поэтов футуризм стал не только новаторской поэзией, но и образом жизни. Издеваясь над старыми формами жизни, многие из них, в запале молодости, переходили рамки приличий. У футуристов считалось геройством эпатировать публику, устраивать скандалы на выступлениях.

Для усиления эффекта они одевались вызывающе: желтые кофты и розовые пиджаки, цилиндры и смокинги, разрисованные лица и морковки в петлицах. Маяковский был признанным вожаком футуристов, с его высоким ростом и громким басом. Он намеренно раздражал публику, стремился поразить ее воображение, употребляя грубые и вульгарные слова, чего никогда не было в русской поэзии.

Футуризм привлекал начинающего поэта невиданной свободой выражения мыслей, игровым началом, театральностью, что было характерным для русского искусства начала XX века.

Обличая несостоятельность духовных ценностей прошлых веков, Маяковский в предисловии к поэме “Облако в штанах” в свойственной ему манере определил смысл своего произведения: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!” – четыре крика четырех частей. Поэт утверждает, что любовь в этом мире лжива и продажна, искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. В третьей части поэмы автор отрицает господствующие в стране порядки, мир “жирных”, жестокий и безобразный.

В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй.

В ранней лирике сатира Маяковского была направлена против глупой и злобной толпы, которая не понимает поэта, против “жирных”, олицетворяющих мещанскую пошлость, убивающую живую мысль. На публичных выступлениях поэт смело бросался в бой за свои идеалы. Даже названия его стихотворений звучат как удары: “Вам!”, “Нате!”.

В стихотворении “Нате!” Маяковский с презрением высказывает претензии к миру обывателей, которые равнодушны к чужому горю и только смотрят “устрицей из раковины вещей”. Поэт саркастически высмеивает пристрастие “жирных” мещан к вещам, говорит об их бездуховности и пустоте. В издевательском тоне он пишет:

Все вы на бабочку поэтичного сердца

Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь.

Поэта не волнуют возможные обиды этой части населения, он выкрикивает наболевшее, то, что не дает жить и дышать:

А если мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется – и вот

Я захочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я – бесценных слов транжир и мот.

Маяковский откликнулся на события Первой мировой войны стихотворением-обличением “Вам!”. В нем он клеймит буржуазные правительства, развязавшие бойню в мировом масштабе. Правящие классы равнодушны к смертям тысяч невинных людей.

Для них важно сохранить свою власть и наживаться на войне.

Не менее остро звучали знаменитые “Гимны” Маяковского: “Гимн судье”, “Гимн взятке”, “Гимн обеду”. Уже в названиях этих стихотворений содержится насмешка. Как можно слагать гимны человеческим порокам или еде? В “Гимне обеду” поэт создает образ богатого обывателя – это “желудок в панаме” и больше ничего.

В обличительных стихотворениях молодого Маяковского воскресают мотивы лучших русских сатириков Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. “Гимны” поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: