Организация и проведение практики




Цели и задачи учебной практики

 

Учебная практика студентов является неотъемлемой составной частью основной образовательной программы высшего образования, подлежащей обязательному освоению в ходе учебного процесса. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку студентов и направлена на обеспечение осознанного изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, овладение профессиональными навыками и умениями, ознакомление с особенностями выбранной профессии, подготовку студентов (курсантов) к производственной практике. Учебная практика, как правило, является завершающим этапом очередного года обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического обучения (в летний период).

Целью учебной практики является закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, формирование и закрепление общих (общекультурных) и профессиональных компетенций, комплексное освоение студентом всех видов профессиональной деятельности по программам высшего профессионального образования, овладение передовой технологией и современной организацией труда, приобретение опыта организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе.

Задачами учебной практики являются: обобщение, систематизация и совершенствование знаний и умений, полученных в курсе теоретического обучения; ознакомление с методами и принципами научной, технической работы и работы в коллективе; проверка возможностей студента как будущего специалиста в научной, технической и коллективной работе.

В процессе прохождения практики студент должен знать:

- законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач

- организацию работы на предприятии по направлениям ГОЧС и Охрана труда.

Уметь:

- выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

- принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные;

- применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.

Владеть навыками:

- проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.

 

В период прохождения учебной практики студент направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» должен, согласно ФГОС ВО, овладеть следующими компетенциями:

- способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (ПК-8);

- способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20);

- способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-22);

- способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ПК-23).

Учебная практика проводится, как правило, на базе выпускающей кафедры «Защита окружающей среды и водопользование», при этом в качестве дополнительных баз (т.е. мест проведения отдельных занятий) могут использоваться учебно-научные центры, учебно-опытные хозяйства, лаборатории, учреждения, предприятия и организации, позволяющие провести на их основе учебный процесс по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность».

Способ проведения учебной практики – стационарный.

Продолжительность и сроки прохождения практики определяются в соответствии с ФГОС ВО, рабочим учебным планом и графиком учебного процесса направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» ФГБОУ ВО «КамчатГТУ».

 

Таблица 1 - Планируемые результаты обучения при прохождении практики

 

Наименование раздела (этапа) практики Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения
  Подготовительный (Теоретическая часть)   ПК-20 ПК-22 Знать: - законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач - организацию работы на предприятии по направлениям ГОЧС и Охрана труда. Уметь: -выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих - принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные; - применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.  
  Исследовательский (Практическая часть) ПК-8 ПК-20 ПК-22 ПК-23 Знать: организацию работы на предприятии по направлениям ГОЧС и Охрана труда. Уметь: -выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Владеть навыками: -работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих  
  Исследовательский (Индивидуальное задание) ПК-8 ПК-20 ПК-22 ПК-23 Знать: - законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач Уметь: - применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных. Владеть навыками: -проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.  
  Итоговый (Защита отчета) Пк-20 ПК-22 ПК-23 Знать: - законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач Уметь: - применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных Владеть навыками: -проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.  

 

 

Организация и проведение практики

 

Заблаговременно (как правило, не менее чем за месяц до начала учебной практики) издается приказ по университету о направлении студентов на практику, в котором оговариваются сроки прохождения практики, ее вид, специальность или направление подготовки, группа, список студентов, направляемых на практику, назначается руководитель практики от университета.

Как правило, за 2–4 недели до начала практики проводится общее организационное собрание со студентами, направляемыми на практику. Студенты обязаны явиться на данное собрание для ознакомления с информацией по подготовке к практике. При неявке на собрание по уважительной причине, студент должен в 10-дневный срок явиться на кафедру для получения соответствующей информации. На собрании до студентов доводятся общие положения по порядку проведения и организации практики. Руководитель практики от университета знакомит студентов с содержанием приказа о направлении на практику, выдает студентам программу практики, проводит инструктаж по порядку прохождения практики и составлении отчета.

В течение всего срока практики студенты обязаны ежедневно являться на кафедру (либо иное заранее указанное руководителем место) в указанное время для получения задания и инструктажа на очередной рабочий день. При этом при себе ВСЕГДА следует иметь:

– студенческий билет;

– программу практики;

– бумагу и ручку для записей, по возможности – фотоаппарат;

– иные принадлежности по указанию руководителя (например, сменную рабочую форму одежды при проведении экскурсий на предприятия).

При прохождении практики студент обязан:

– полностью выполнять правила внутреннего распорядка ФГБОУ ВО «КамчатГТУ», требования техники безопасности, нормы охраны труда и противопожарной безопасности;

– тщательно и точно выполнять задания и указания руководителя практики;

– ежедневно заполнять дневник практики и систематически работать над составлением отчета.

Форма дневника прохождения практики представлена в приложении А. При заполнении дневника следует избегать шаблонных формулировок, вид работы указывать кратко, точно и четко, по возможности – с указанием результата работы.

В трехдневный срок по окончании практики студенты обязаны представить руководителю практики отчет о практике. Отчет о прохождении учебной практики составляется согласно п. 4 настоящих методических указаний. Обращаем внимание, что еще до окончательного оформления отчета рекомендуется согласовать его план с руководителем. При оформлении отчета необходимо строго придерживаться требований настоящих методических указаний, т.к. при наличии существенных замечаний по оформлению отчет не рассматривается и возвращается студенту для исправления.

При соответствии отчета установленным требованиям, в течение 10 дней по окончании практики проводится аттестация по итогам практики (защита отчета). Аттестацию (защиту отчета) проводит руководитель практики от университета. По итогам аттестации в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента выставляется оценка за прохождение практики в дифференцированной форме (отлично, хорошо, удовлетворительно). Данная оценка приравнивается к оценкам по теоретическим курсам обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента, в том числе при назначении стипендии и, в дальнейшем, при решении о возможной выдаче диплома с отличием.

 

Содержание практики

 

Содержание учебной практики:

1. Подготовительный этап (Теоретическая часть):

– знакомство с передовыми достижениями науки и техники, технологическими процессами, методами организации труда и управления на предприятиях;

– изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники;

– обзор нормативно-технической документации (стандарты, технические условия, руководящие материалы, требования, положения, методики и т.п.), имеющей отношение к будущей работе студента как специалиста;

– рассмотрение теоретических положений и практической реализации вопросов охраны труда, техники безопасности на производстве, промышленной санитарии и технической эстетики (эргономики), изучение мероприятий по созданию и обеспечению безопасных и здоровых условий труда при эксплуатации, ремонте и монтаже промышленного оборудования

- изучение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

2. Исследовательский этап (Практическая часть):

– ознакомление с производственной структурой и программой предприятий, осуществляющих мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций: Краевое государственное казенное “Центр обеспечения действий по гражданской обороне, чрезвычайными ситуациям и пожарной безопасности в Камчатском крае”, ЕДДС, Морская гидрометеорологическая станция, Межрегиональный центр сбора, обработки и передачи мониторинговой и прогнозной информации о сейсмических событиях Дальнего Востока и цунами.

– рассмотрение практической реализации мероприятий по техносферной безопасности, гражданской обороне, безопасности жизнедеятельности и охране природы в процессе работы предприятий промышленного комплекса на примере: Канализационные очистные сооружения “Чавыча” МУЭ П-К Городского округа Петропавловский водоканал, Мутновская ГеоЭС, ТЭЦ -2.

- выполнение индивидуального задания «Мониторинг водоохранных зон г. Петропавловск-Камчатский», «Санитарно-защитные зоны потенциально – опасных объектов экономики г. Петропавловск-Камчатский»

В период прохождения практики студенты обязаны ежедневно заполнять дневник практики и систематически работать над составлением отчета. Отчет по практике составляется студентом в соответствии с программой практики на основании материалов, полученных им на рабочем месте, во время экскурсий, лекций, консультаций, личных наблюдений за производственным процессом. Материалом для составления отчета являются записи в дневнике прохождения практики, материалы теоретических занятий, учебные пособия, производственные инструкции, изученная учебная и нормативная литература и т.п. Структура и требования к оформлению отчета изложены в п. 4 настоящих методических указаний.

Таблица 2 - Календарно-тематический план практики

Наименование тем (вопросы подлежащие изучению) Количество дней
  Подготовительный этап (Теоретическая часть): - знакомство с передовыми достижениями науки и техники, технологическими процессами, методами организации труда и управления на предприятиях; – изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники; – обзор нормативно-технической документации (стандарты, технические условия, руководящие материалы, требования, положения, методики и т.п.), имеющей отношение к будущей работе студента как специалиста; – рассмотрение теоретических положений и практической реализации вопросов охраны труда, техники безопасности на производстве, промышленной санитарии и технической эстетики (эргономики), изучение мероприятий по созданию и обеспечению безопасных и здоровых условий труда при эксплуатации, ремонте и монтаже промышленного оборудования    
  Исследовательский этап (Практическая часть): – ознакомление с производственной структурой и программой предприятий, осуществляющих мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций: Краевое государственное казенное “Центр обеспечения действий по гражданской обороне, чрезвычайными ситуациям и пожарной безопасности в Камчатском крае”, ЕДДС, Морская гидрометеорологическая станция, Межрегиональный центр сбора, обработки и передачи мониторинговой и прогнозной информации о сейсмических событиях Дальнего Востока и цунами. – рассмотрение практической реализации мероприятий по техносферной безопасности, гражданской обороне, безопасности жизнедеятельности и охране природы в процессе работы предприятий промышленного комплекса на примере: Канализационные очистные сооружения “Чавыча” МУЭ П-К Городского округа Петропавловский водоканал, Мутновская ГеоЭС, ТЭЦ -2.    
  Выполнение индивидуального задания: «Мониторинг водоохранных зон г. Петропавловск-Камчатский», «Санитарно-защитные зоны потенциально – опасных объектов экономики г. Петропавловск-Камчатский»    
  Итоговый этап (Защита отчета по практике)    

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИ Я

 

Вариант 1

ТЕМА «Охрана труда на предприятии»

Содержание

1. Структура охраны труда на предприятии (объекте). Цель, задачи.

2. Нормативно-правовая база охраны труда.

3. Мероприятия по охране труда на предприятии (объекте).

 

Вариант 2

ТЕМА: «Надзор в области охраны труда»

Содержание

1. Виды контроля и надзора в области охраны труда

2. Федеральная инспекция труда.

 

 

Вариант 3

ТЕМА: «Организация гражданской обороны на предприятии»

Содержание

1. Гражданская оборона на предприятии, структура, задачи.

2. Функции начальника ГОЧС объекта.

3. КЧС объекта.

 

Вариант 4

ТЕМА: «НАСФ объекта экономики»

 

Содержание:

1. Виды НАСФ, задачи НАСФ.

2. Создание НАСФ на примере потенциально-опасного или опасного объекта экономики.

 

Вариант 5

ТЕМА: «РСЧС»

Содержание:

1. История создания. Цель, задачи.

2. Территориальная и функциональная структуры РСЧС

3. Режимы функционирования.

 

 

Вариант 6

ТЕМА: «Региональный Центр управления кризисными ситуациями»

Содержание:

1. Структура ЦУКС.

2. Задачи ЦУКС

3. Режимы функционирования.

 

 

Вариант 7

ТЕМА: «Промышленная безопасность на объекте»

Содержание:

1. Промышленная безопасность объекта. Цель, задачи.

2. Контроль и надзор в области промышленной безопасности.

3. Мероприятия по промышленной безопасности.

 

Вариант 8

ТЕМА: «Пожарная безопасность на объекте»

Содержание:

1. Нормативно-правовое обеспечение по пожарной безопасности объекта

2. Требования к пожарной безопасности объекта

 

Вариант 9

ТЕМА «Надзор и контроль в области пожарной безопасности»

Содержание:

1. Задачи контрольно-надзорной деятельности в области пожарной безопасности.

2. Плановые и внеплановые проверки, функции надзорного органа.

3. Пожарный аудит.

 

Вариант 10

ТЕМА «Поисково-спасательный отряд»

Содержание:

 

1. Структура и функции

2. Силы и средства

3. Методы поиска пострадавших

 

4 Структура, содержание и требования к оформлению отчета по практике

 

Отчет по практике составляется студентом в соответствии с программой практики на основании материалов, собранных им в процессе работы.

Отчет должен быть написан строгим техническим языком, может содержать чертежи, эскизы, схемы, рисунки, фотографии. Для выполнения отчета в требуемом качестве необходимо работать над его составлением в течение всего периода практики, постепенно дополняя черновик отчета получаемыми материалами.

Материалом для составления отчета являются записи в дневнике, материалы теоретических занятий, учебные пособия, производственные инструкции.

Текст отчета выполняется на одной стороне белой бумаги формата А4 (210·297мм) с использованием персонального компьютера.

При оформлении отчета необходимо соблюдать следующие требования:

– размеры полей: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.

– шрифт – Тimes New Roman, начертание – обычное, размер – 14 пт;

– цвет шрифта – черный (или «Авто» в настройках свойств шрифта);

– масштаб шрифта – 100%, интервал шрифта – обычный, смещения – нет;

– выравнивание – по ширине;

– межстрочный интервал – 1,5 (полуторный);

– красная строка (абзацный отступ) – 1,5 см. При этом абзацный отступ должен быть установлен с помощью форматирования границ абзаца, запрещается делать его пробелами или табуляцией!

– используется (включен) автоматический перенос слов, для чего предварительно следует указать язык текста как «русский» (п. меню «Сервис» → «Язык» → «Выбрать язык») и далее включить переносы.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, определениях, применяя выделение шрифта полужирным, подчеркиванием или курсивом, шрифты разной гарнитуры.

При необходимости вставки в текст греческих (или других) символов использовать опцию «Вставка» → «Символ». Математические формулы набираются во встроенном редакторе Microsoft Equation. Формулы, символы, рисунки располагаются по тексту. Запрещается вставлять их в «кадр» (отдельное поле, не связанное с основным текстом).

Рамки и основные надписи в тексте отчета по учебной практике разрешается не делать.

Структурными элементами отчета по практике являются:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения (при необходимости).

При этом структурные элементы «Задание», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения» являются одновременно заголовками соответствующих разделов отчета (данный порядок разделов является обязательным, отступать от него не следует). Указанные заголовки разделов при составлении отчета не нумеруются (нумеруются, при необходимости, только заголовки разделов, включенные в основную часть отчета). Заголовки указываются жирным шрифтом, выравниваются по центру (без абзацного отступа!), точка в конце заголовка не ставится. При этом заголовки ненумеруемых разделов записываются с заглавной буквы, заголовки нумеруемых разделов указываются заглавными буквами целиком.

Образец оформления титульного листа отчета представлен в приложении Б. При этом названия университета и кафедры при составлении отчета необходимо указывать точно так, как показано в образце, т.к. это официальные наименования и даже «мелкие» ошибки типа расстановки кавычек или изменения регистра букв (заглавная-прописная) недопустимы. Также следует учесть, что при нумерации страниц отчета титульный лист считается первой страницей, однако номер на нем не ставится.

В содержание включаются все разделы (подразделы) отчета с указанием номеров страниц, на которых размещены их заголовки. Нумерация страниц отчета – сквозная. Это означает, что первой страницей является титульный лист (но номер на нем не ставится), далее страницы нумерация последовательно, включая список использованных литературных источников и приложения (при их наличии).

Во введении необходимо выделить вопросы, подлежащие рассмотрению в отчете, указать цели и задачи учебной практики. Объем введения, как правило, 1–2 страницы.

В основную часть включаются все материалы, собранные и обработанные студентом в процессе учебной практики в соответствии с заданием.

В заключении делаются краткие выводы, приводятся и оцениваются основные полученные результаты работы, включая как саму учебную практику, так и составление отчета по ней.

Список использованных источников должен оформляться в соответствии с библиографическими требованиями по ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Для составления библиографической записи рекомендуется использовать ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

В тексте отчета ссылки на литературные источники оформляются согласно ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» и (или) ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Согласно ГОСТ 7.32-2001, ссылки приводятся арабскими цифрами в квадратных скобках, где цифра соответствует номеру источника в списке литературы; при этом ссылаться следует только на документ в целом, а не на отдельные страницы, таблицы, иллюстрации или т.п. ГОСТ Р 7.0.5-2008 дает более свободные правила оформлении ссылок, в т.ч. допускает ссылки в круглых скобках, подтекстовые и внутритекстовые ссылки и т.д. (подобнее см. текст стандарта).

При необходимости включения в работу приложений их следует оформлять единообразно основному тексту работы, снабдив отдельным заголовком «Приложения». Подробнее правила оформления приложений представлены в приложении В.

При редактировании отчета следует пользоваться функцией автоматической проверки орфографии и грамматики, либо отдельно выполнить данную проверку при окончательном редактировании отчета.

Кроме того, при составлении отчета отдельно следует обратить внимание на следующие правила оформления текста, в которых часто совершаются ошибки:

– перед пунктуационным знаком (точкой, запятой и т.д.) пробел не ставится, а после него пробел обязателен;

– в русском языке десятичным разделителем является запятая, а не точка: правильная запись, например, «7,15 мм», а не «7.15 мм»;

– в формулах арифметические знаки отделяют от цифр и коэффициентов пробелом с обоих сторон, при указании отрицательных и положительных чисел – не отделяют (+5 °С, −2 %);

– значение величины от ее размерности отделяется пробелом: 7 мм; 3 %, кроме надстрочных символов, которые записываются с числом слитно (например, знак геометрического градуса: 20°, подробнее см. ГОСТ 8.417-2002 «Единицы физических величин»).Однако отрыв размерности от числа (например, перенос на другую строку) не допускается, поэтому при электронном редактировании между ними рекомендуется вставлять так называемый «неразрывный пробел». Он набирается комбинацией клавиш Shift+Ctrl+Пробел или вставляется в текст через пункт меню «Вставка» → «Символ» → закладка «Специальные символы» → «Неразрывный пробел»;

– точка у сокращенного обозначения размерности («мм», «м», «с», «кг» и т.д.) не ставится;

– знаки дефис, «минус» и тире – это разные типографские знаки! Дефис используется в сложных словах (например, «выпукло-вогнутый»), записывается короткой чертой (-) без пробелов. Знак «минус» используется только в формулах, записывается средней чертой (−), поднятой над серединой строки (т.е. выровненной по высоте цифр). Тире используется для оформления списков, разделения частей предложения по смыслу и указания интервалов; записывается средней (–) или длинной (—) чертой, причем в предложении оно выделяется пробелами, а при указании интервала («20–50 мм») пробелы не ставятся.

Прочие требования к составлению и оформлению отчета по учебной практике принимаются согласно ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», выдержки из которого приведены в приложении В. При несоблюдении указанных выше требований, т.е. при серьезном нарушении правил оформления, в том числе если отчет содержит значительное число орфографических, грамматических и/или пунктуационных ошибок, – отчет к защите не принимается и возвращается студенту для доработки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: