Функции и способы регуляции социального взаимодействия




 

Принцип личностной целесообразности (принцип «минимакса»): в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознаграждение и минимизировать затраты, издержки. Максимизация вознаграждения может ожидаться как тотчас, так и в будущем. При этом важно учитывать два обстоятельства. Первое: вознаграждение (и затраты) могут быть и материальными, и моральными (одобрение, поощрения, поддержка, уважение и т.п.), и интеллектуальными (знания, квалификация) и т.д. Второе: человек измеряет пользу или вред от обмена, используя определенные социокультурные критерии — ценности, которые становятся мерилом. То, что в одном обществе может считаться выгодным, в другой системе ценностей теряет значение выгоды.

Согласно этому принципу регуляции социальных взаимодействий социальная связь приобретает устойчивый, возобновляемый характер, т.е. приобретает качество взаимодействия, лишь в том случае, если затраты не превышают вознаграждения. Из принципа личностной целесообразности следуют еще два побочных вывода:

1. Чем большую выгоду ожидает от взаимодействия с другим субъектом (другими субъектами), тем более вероятно, что он предпочтет взаимодействие именно с этим субъектом (этими субъектами);

2. Люди склонны выбирать те линии взаимодействий, которые предвещают им наибольшую выгоду в данной ситуации, данной сети взаимодействий.

Принцип взаимной эффективности интеракций. Связь должна быть взаимно эффективной и для Деятеля, и для его партнеров. Это залог ее устойчивости, регулярности, признак социального равновесия, достигнутого в системе социальных связей. Если интересы одной из сторон ущемляются, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать [6].

Принцип взаимной эффективности порождает два важных вывода:

1. Социальное взаимодействие всегда предусматривает некий компромисс, т.е. каждый партнер вынужден считаться с интересами напарника и при необходимости ограничивать свои притязания;

2. Партнеры чаще всего обладают различными по ценности способностями, ресурсами, и, соответственно, претендуют на различное вознаграждение со стороны своего напарника. В этом случае взаимодействие как регулярная, возобновляемая связь осуществляется в том случае, если оба партнера согласны, чтобы вознаграждение было несимметричным: один, обладающий большими способностями, получает больше материальных вознаграждений, прав, привилегий, чем другой. Но и менее способный тоже должен получать вознаграждение, которое хотя бы немного превышало его затраты в этом социальном обмене.

Принцип взаимного признания критериев обмена обоснованными (легитимными) — принцип единого критерия. Применяя единый критерий (взаимно признаваемый обоснованным, разумным), единые «правила игры», ценности, шкалу их приоритетов, партнеры, доверяя друг другу, спокойно и уверенно возобновляют свои связи, придают им устойчивый, регулярный характер. Кроме того, находясь в непосредственном контакте, используя метод дискуссий, проб и ошибок, партнеры могут и сами выработать единые критерии. Когда же речь идет о групповых взаимодействиях, опосредованных социальных взаимодействиях, системах, комплексах взаимодействий с обезличенными социальными образованиями, системами (государство, народ, коллектив и т.д.), наличие единых критериев становится основой налаживания социальных обменов, согласия во всей системе социальных взаимодействий, обществе.

Принцип социальной дифференциации. Люди, обладающие большими ресурсами, признаваемыми в данной системе взаимодействий дефицитными (знаниями, имуществом, силой, способностями, связями и т.п.), вызывают желание взаимодействовать с ними у большого числа партнеров, для которых эти ресурсы представляются важными. Взамен люди, обладающие «дефицитом», могут потребовать определенных преимуществ — как материальных, так и моральных (уважение, признание, привилегии и т.д.)

Здесь важны два побочных момента:

1. Заинтересованность многих в установлении регулярных связей с людьми, способными предоставить значительное число ресурсов, особенно ценных в данном обществе. Подобные люди становятся центром целой сети взаимодействий и способны не только оказывать влияние на многих, но и сохранять эту сеть как целое, как систему — это является своеобразным прообразом таких централизованных систем взаимодействий, как государство, организация, семья и т.д.;

2. Готовность этих многих людей признать за лицами, обладающими «дефицитом», особые привилегии, права, что является элементарным проявлением социального преимущества, неравенства.

Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий. Этот принцип как бы результат всех рассмотренных принципов. Именно взаимосвязанность, совокупность этих принципов дает нам представление о равновесной стабильной системе социальных взаимодействий как непосредственных, так и опосредованных, как межличностных, так и групповых. По своей сути равновесие — это признак отрегулированности отношений между субъектами взаимодействий в соответствии с критериями, ценностями, нормами, принятыми в данной системе социальных взаимодействий.

А что такое по своей сути затраты и вознаграждение?

Если затраты и вознаграждение наполнить реальным содержанием, т.е. определить, какие действия, услуги, ресурсы требуются от Деятеля в качестве затрат и какие услуги, права, привилегии и в каком объеме будут получены в качестве вознаграждения, то затраты предстанут как функциональные обязанности Деятеля, а вознаграждение — как его функциональные права. Иначе говоря, права и обязанности Деятеля (его социальный статус) есть не что иное, как конкретное воплощение того, какие услуги, ресурсы Деятель должен предоставить системе социальных взаимодействий и на какое вознаграждение он твердо может рассчитывать [7].

Социальные позиции в системе социальных взаимодействий фиксируют в себе не просто права и обязанности Деятеля, выполняющего те или иные функции, но и уравновешенность этих прав и обязанностей в соответствии с едиными критериями, приоритетами, принятыми в данной системе взаимодействий. Работа чиновников (работников государственного аппарата) требует особой подготовки, степень ее ответственности очень высока, поэтому то, что их зарплата превышает зарплату, предположим, учителя школы, вполне обоснованно. Мы называем это явление равновесием статусов.

Но следует иметь в виду несколько существенных моментов.

Первый. Равновесие устанавливается между людьми, предлагающими к обмену различные по дефицитности ценности, ресурсы и, соответственно, осуществляющими различные виды социально разделенного, социально (в том числе профессионально) дифференцированного труда.

Не следует путать равновесие и равенство. Равновесие в обмене между неравными партнерами устанавливается посредством неэквивалентности их вознаграждений [9].

Второй существенный момент - равновесие предполагает, что в рамках применения единого критерия каждому Деятелю воздают эквивалентно тому, что он предоставил системе социального взаимодействия, следовательно, равновесие в каждой системе социальных взаимодействий, общества устанавливается в зависимости от принятого в этой системе, этом обществе критерия.

Равновесие существенно зависит от традиционной для данного общества культуры, иерархии ценностей, связанной с ней иерархии в том числе видов профессиональной деятельности.


 

Заключение

 

Рассмотрение проблем социального взаимодействия - это поиски ответа на самые разнообразные вопросы: о том, каковы типовые способы, которыми люди устанавливают между собою самые разнообразные связи, как они поддерживают эти связи, каковы условия сохранения и поддержания (и, наоборот, - прерывания) этих связей, каким образом эти связи оказывают влияние на сохранение целостности социальной системы, и каким образом характер социальной системы оказывает воздействие на способы взаимодействия входящих в нее людей...

Словом, вопросам, которые возникают при рассмотрении проблемы социального взаимодействия, нет конца.

Мы могли бы обратиться к трудам любого из классиков или современных теоретиков социологической науки, и не составило бы большого труда убедиться, сколь значительное внимание уделяется в них проблеме социального взаимодействия. При этом, когда возникает вопрос о социальной связи, практически всякий раз делается акцент на взаимном влиянии друг на друга рассматриваемых социальных объектов.

В нескольких учебниках социологии я прочитал много теорий межличностного взаимодействия, прочитав книгу Н. Смелзера, я полностью согласился с его взглядом на теории. Он описал лишь четыре из множества теорий межличностного взаимодействия, предложенных многими учеными. В ходе своей работы в основном я ссылался на работу Смелзера.

В процессе моего исследования, я узнал очень много нового и интересного, мне пришлось затратить большие усилия. Таким образом, по итогам моей работы я пришел к таким выводам:

1. Простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов.

2. Во всяком явлении взаимодействия имеются четыре элемента:

a) индивиды,

б) их акты, действия,

в) проводники,

г) общая основа для контакта.

3. Социологи изучают процесс взаимодействия на двух уровнях: микро - и макроуровне.

4. Существует три типологии взаимодействия в зависимости от выбора системообразующих признаков:

1) количество и качество участников взаимодействия;

2) характер актов, совершаемых участниками взаимодействия;

3) природа проводников взаимодействия.

5. Разработан целый ряд социологических концепций, которые описывают и объясняют механизмы социального взаимодействия. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли поступки человека в прошлом. В соответствии с концепцией символического интеракционизма социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. Концепция управления впечатлениями (драматургического интеракционизма) утверждает, что регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. По теории Зигмунда Фрейда в процессе взаимодействия людей отражается их детский опыт, люди применяют понятия, усвоенные в раннем детстве.

 

 


 

Список использованной литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Владос 2002.-236с.

2. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 2004. - 358с.

3. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. – М:
Большая Российская энциклопедия, 2000.- 470с.

4. Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие.- М: Владос 2001. - 312с.

5. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Просвещение 2003. - 143с.

6. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. – М.: Политиздат, 1990.- 199с.

7. Кравченко А.И. Введение в социологию. - М.: Логос 2005. - 268с.

8. Кравченко А.И. Основы социологии.- М.: Логос, 2004.- 302с.

9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура //Социологические исследования. - № 2, 2008 с.28

10. Радугин А.А. Социология: курс лекций.- М.:Центр, 2001 — 106с.

11. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество //Социологические исследования. № 5, 2008 с.32

12. Руткевич М.Н. Общество как система: Соц.очерки. М.:Наука 2004.- 284с.

13. Социология: Учебное пособие/Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. – М.: Знание, 2003 — 226с.

14. Социология: Словарь-справочник. Социальная структура и социальные процессы. - М.: Знание 1999. - 402с.

15. Смелзер Н.Дж. Социология. - М.: Аспект-Пресс 2005.- 306с.

16. Сорокин П.А. Система социологии. - М.: Просвещение 2002. - 220с.

17. Социология / Г.В.Осипов, Ю.П.Коваленко, Н.И.Щипанов, Р.Г.Яновский.-М.: Мысль, 2005.-335с.

18. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 2004.- 300с.

19. Тернер Д. Структура социологической теории. - М.: Феникс 2004.- 270с

20.. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. - Ростов на Дону: изд-во "Феникс", 2002. - 352 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: