Пояснительная записка
Данная учебно-методическая разработка состоит из четырех частей: а) пояснительной записки; б) планов семинарских занятий; в) списка коллоквиумов; г) вопросов к экзамену. Она предназначена для занятий по отечественной истории на очном отделении института культурологии и социально-культурных технологий.
В качестве проблем для изучения на семинарских занятиях выбрана в основном общественно-политическая тематика XIX – начала ХХI веков. Студентам необходимо, опираясь на исторические источники и научную литературу, попытаться самостоятельно проанализировать тенденции исторического развития страны в рассматриваемый период.
Круг исторических материалов по темам занятий весьма обширен. Он включает указанные в списках под заголовком «Источники» сборники документов, публицистику и мемуары современников. Наряду с изучением опубликованных источников необходимо уделить внимание работам историков, которые также представлены в списках под заголовком «Литература». В исторических исследованиях отражены различные подходы к объяснению событий прошлого. Это вызвано различными причинами: кругом привлеченных историком к исследованию источников, идейными и политическими пристрастиями ученых, общественной обстановкой, в которой создавались научные труды.
Одной из главных задач учебных занятий является создание творческой атмосферы на семинаре, выработки у студентов навыков аналитического мышления. Предлагаются различные формы их проведения: учебно-ролевые игры, обсуждение всей группой вопросов плана, докладов на наиболее сложные, в первую очередь, дискуссионные проблемы. Студенты группы должны активно участвовать в обсуждении доклада, привлекая данные источников и специальной литературы.
СЕМИНАР 1
Самодержавие и реформы в начале XIX вв.
1. Воцарение Александра I. Начало политики преобразований (восстановление «Жалованных грамот», отмена указов Павла I, ликвидация Тайной экспедиции и т.д.).
2. Мероприятия по решению крестьянского вопроса. Реформы народного образования, печати, органов центрального управления (1801-1808 гг.).
3. План государственных преобразований М.М.Сперанского.
4. Сопротивление дворянства политике реформ. «Записка о древней и новой России» Н.М.Карамзина.
ИСТОЧНИКИ
История государства Российского: хрестоматия. Кн.3. Свидетельства. Источники. Мнения: XIX век. – М., 2002.
Карамзин, Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Н.М.Карамзин. – М., 1991.
Политическая история России: хрестоматия: в 2 ч. – Ч.2. – М., 1995.
Сперанский, М.М. План государственных преобразований графа М.М.Сперанского / М.М.Сперанский. – М., 2004.
ЛИТЕРАТУРА
Власть и реформы: от самодержавной к советской России. – М., 2006.
Ерошкин, Н.П. Российское самодержавие / Н.П.Ерошкин. – М., 2006.
Исаев, И.Я. История политических и правовых учений России IX-XX вв. / И.Я.Исаев, Н.М.Золотухина. – Курск, 2009.
Ключевский, В.О. Русская история / В.О.Ключевский. – М., 2008.
Корнилов, А.А. Курс истории XIX в. / А.А.Корнилов. – М., 2008.
Миронов, Б.Н. Благосостояние населения и революции в Российской империи / Б.Н.Миронов. – М., 2010.
Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ вв.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. – Т.1 / Б.Н.Миронов. – СПб., 2003.
Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / под ред. В.Я.Гросула. – М., 2000.
Сахаров А.Н. Александр I / А.Н.Сахаров. – М., 1998.
Томсинов, В.А. Сперанский / В.А.Томсинов. – М., 2006.
Троицкий, Н.А. Россия в XIX в.: курс лекций / Н.А.Троицкий. – М., 2003.
СЕМИНАР 2
Великие реформы 1860-1870-х годов
1. Причины, предпосылки и обусловленность преобразований в конце 1850-х гг.
2. Подготовка отмены крепостного права. «Манифест» и «Положения» 1861 г.
3. Изменения в социально-политическом устройстве России:
а) организация местного самоуправления: Положение о земских учреждениях 1864 г. и Городовое положение 1870 г.
б) новые судебные уставы 1864 г.
в) мероприятия по реорганизации вооруженных сил, финансовой системы, просвещения и печати.
4. Характер и значение Великих реформ, их влияние на общественно-
политическое и социально-экономическое развитие страны.
ИСТОЧНИКИ
Александр II. Воспоминания. Дневники / Александр II. – СПб., 1995.
История государства Российского: хрестоматия. Кн.3. Свидетельства. Источники. Мнения: XIX век. – М., 2002.
Реформы Александра II: законодательные акты реформ XIX в., – М., 1998.
Тютчева, А.Ф. При дворе двух императоров: воспоминания и дневники / А.Ф.Тютчева. – М., 2008.
ЛИТЕРАТУРА
Власть и реформы: от самодержавной к советской России. – М., 2006.
Ерошкин, Н.П. Российское самодержавие / Н.П.Ерошкин. – М., 2006.
Ключевский, В.О. Русская история / В.О.Ключевский. – М., 2008.
Миронов, Б.Н. Благосостояние населения и революции в Российской империи / Б.Н.Миронов. – М., 2010.
Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ вв.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. – Т.1 / Б.Н.Миронов. – СПб., 2003.
Троицкий, Н.А. Россия в XIX в.: курс лекций / Н.А.Троицкий. – М., 2003.
Христофоров, И.А. «Аристократическая» оппозиция великим реформам / И.А.Христофоров. – М., 2002.
СЕМИНАР 3