Под гарантиями прав граждан в сфере государственного управления понимаются обстоятельства, наличие которых объективно способствует, обеспечивает реализацию прав граждан в сфере государственного управления (схема 13).
К гарантиям прав и обязанностей граждан в юридической литературе иногда относят закрепляющие их правовые нормы. Это не совсем точно. Закрепление прав и обязанностей граждан в законодательстве — необходимое, но далеко недостаточное условие для установления реального статуса гражданина. Опыт показывает, что без надежных, автоматически действующих гарантий провозглашение прав и свобод даже в Конституции страны может оказаться юридической фикцией, как юридическое прикрытие политической игры. Гипертрофированная политическая власть способна превратить Конституцию в юридическую пустышку, в «бумажку исторического значения».
В юридической литературе распространена неточность и другого рода. Обоснованно выделяя административно-правовые гарантии, она дает им слишком широкое толкование, включая в них судебный контроль, прокурорский надзор. Гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и неадминистративно-правовыми.
Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу. Ибо любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона и только в этих рамках они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.
Таким образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или иных гарантий.
|
Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий. Прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным, отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Безнаказанность, как известно, стимулирует произвол.
В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.
Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией Российской Федерации, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
|
К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, и их должностных лиц. Законодательство последовательно расширяет возможности судебного обжалования их правовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.).
Роль органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнении ими своих обязанностей определяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.
Указанные органы и должностные лица, выполняя свою роль, действуют по двум направлениям. Они создают (участвуют в создании) необходимые материальные, организационные, правовые условия деятельности органов, предприятий и учреждений, опосредующей реализацию прав, свобод и обязанностей гражданами; разрешают конкретные индивидуальные дела, возникающие по инициативе граждан (например, в связи с их обращениями), либо по инициативе органов и должностных лиц в порядке их контрольно-надзорной деятельности (например, контроль соблюдения налогового законодательства, правил дорожного движения и т.д.).
|
Охраняя права граждан, органы государственного управления, местного самоуправления, их должностные лица заслушивают отчеты органов и должностных лиц, уполномоченных применять административные взыскания; осуществляют контроль; рассматривают протесты и представления органов прокуратуры, частные определения и представления судов; проводят проверки по выступлениям печати, информирующим об ущемлении прав и свобод человека и др.
Конституция Российской Федерации предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
В соответствии с данным законом Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Защита прав осуществляется путем рассмотрения жалоб граждан Российской федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и по собственной инициативе Уполномоченного в случаях, установленных законом, например, при массовых нарушениях прав указанных субъектов.
Объектом проверок Уполномоченным могут быть государственные органы (кроме Федерального Собрания), органы местного самоуправления, должностные лица, государственные служащие, а предметом — их решения и действия (бездействие), нарушающие права.
Полномочия Уполномоченного, связанные с зашитой прав, подразделяются на две группы:
а) по выявлению нарушений прав — проведение проверок по жалобам, истребование необходимых для этого материалов, привлечение к проверкам представителей государственных органов и др.,
б) по устранению выявленных нарушений.
Уполномоченный обязан направить органам и лицам, в решениях или действиях которых он усматривает нарушения прав и свобод граждан свое заключение с рекомендациями о возможных и необходимых мерах восстановления нарушенных прав и свобод.
Однако Уполномоченный не вправе отменять решения и действия, нарушающие права и свободы, и применять к виновным меры принуждения. Но он может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решении или действиях которых усматриваются прав и свобод; в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; в Конституционный Суд Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле и т.п.
Успешной деятельности Уполномоченного должны способствовать нормы закона, устанавливающие его независимость и неподчиненность каким-либо государственным органам и должностным лицам; обязанность проверяемых им органов и лиц в течение 15 дней предоставлять материалы, а также не позднее чем в месячный срок давать Уполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения его заключения. Установлена административная ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, за неисполнение должностными лицами их обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а равно воспрепятствование его деятельности в иной форме.Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является предметом общенадзорной деятельности органов прокуратуры.
При Президенте Российской Федерации образована Комиссия по правам человека с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации. В соответствии с Положением о данной Комиссии, ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в Российской Федерации; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.
При выявлении нарушений прав и законных интересов граждан соответствующие органы должны принимать меры к восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также к привлечению виновных в этом лиц к ответственности.
Профсоюзные органы, будучи общественными образованиями, играют важную роль в охране трудовых прав работников, определенных им законодательством и их уставами.
Для обеспечения прав и свобод граждан большое значение имеет строгое следование конституционным требованиям, состоящим в том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В этом ключе сформулирован также ряд других положений:
а) в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
б) их ограничение возможно только федеральным законом и только при наличии определенных обстоятельств;
в) определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще;
г) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В этом смысле незаконными являются записи в подобных актах об их вступлении в силу (введении в действие) с момента принятия или подписания.
Провозглашенную Конституцией Российской Федерацией непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина нельзя воспринимать буквально. Это руководящая идея, которая должна быть ориентиром в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Она не означает, что гражданин может претендовать на обязанность органов государственной власти удовлетворить предусмотренные в Конституции Российской Федерации его права в полном объеме. Прерогативы в определении смысла, содержания, применения законов принадлежат субъектам законодательной и исполнительной власти, а оценивать их конституционность — Конституционному Суду Российской Федерации. С этой точки зрения не все конституционные права и свободы являются непосредственно действующими. Имея право на жилище, гражданин, обратившись в компетентные органы за получением жилья, не обязательно его получит, а Конституционный Суд не обязательно признает отказ неконституционным. В этом и подобных случаях (например, в сложившейся криминогенной обстановке трудно говорить о гарантиях права на жизнь и т.п.) имеются в виду юридически закрепленные цели программного характера.
При равенстве конституционных прав и свобод может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, людей, проживающих в местностях экологического бедствия. Их статус или его особенности регламентируются специальными законами и другими нормативными актами: Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», Законом Российской Федерации «О беженцах». Дополнительно регулируется статус граждан, проживающих в местностях, пораженных радиацией в результате Чернобыльской катастрофы, и др.
Предусматривая государственно-правовые институты обеспечения прав и свобод граждан, Конституция Российской Федерации закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, например, объявление забастовок, в форме обращений в официальные инстанции и т.д. Гражданин имеет право на необходимую оборону.