ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ МЯЧЕЙ
ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ ДЕТЕЙ
Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является оздоровление воспитанников.
Как показывает статистика, до 80% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки и мышечного тонуса.
Эффективным средством оздоровительной работы с детьми с неправильно осанкой являются упражнения на гимнастических (надувных) мячах, которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата.
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОЙ МЕТОДИКИ
Мяч является и альтернативной мебелью, и тренирующим приспособлением. Однако он ни в коем случае не должен заменять стул. Являясь неустойчивой и пружинящей опорой, мяч эффективен для упражнений на равновесие и разгрузку.
Перемещая таз вперед и назад, можно изменять форму позвоночника. Например:
· сед на передней части мяча (таз опрокинут, спина круглая);
· сед на середине мяча (таз выпрямлен, поза физиологична). Оптимально, когда углы в тазобедренных и коленных суставах составляют 110 градусов.
РЕАБИЛИТАЦИОННО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
ЭФФЕКТ
Упражнения, выполняемые при уменьшенной площади опоры и разных исходных положений головы, рук, ног, туловища, улучшают координацию движений, закрепляют правильную осанку, восстанавливают нарушенную статику. Дети ощущают положение своего тела в пространстве – у них вырабатывается так называемая схема тела, позволяющая и в дальнейшем принимать заданную позу.
Усложнение упражнений в равновесии достигается за счет последовательного уменьшения площади опоры, а также перемещения центра тяжести (поднимание рук, отведение ноги, повороты и т.д.), при этом чем чаще меняется исходное положение, тем более дифференцированно работают мышцы и более четкой становится координация движений.
|
Являясь подвижной опорой, мяч способствует тренировке вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большие гимнастические мячи позволяют задействовать даже те группы мышц, которые «не работают» при выполнении других видов упражнений.
Таким образом, упражнения на неустойчивой опоре с ограниченной площадью способствуют целенаправленной выработке оптимального двигательного стереотипа, улучшению равновесия и развитию двигательного контроля, а также укреплению и расслаблению различных мышц.
ПРАВИЛА ВЫБОРА МЯЧА
1. При посадке на мяч угол между голенью и бедром составляет 90 градусов.
2. Средние оптимальные размеры мяча для детей: 4-5 лет – 45 см; 5-6 лет – 50 см; 6-7 лет – 55 см.
Упражнения с большими ортопедическими мячами
Большие ортопедические мячи (диаметром 1,2 м) многофункциональны. Их можно использовать при различных патологических и предпатологических состояниях у дошкольников, включая в комплексы лечебной гимнастики или применяя комплексы, составленные только из упражнений, выполняемых на мячах. Такой подход повышает терапевтический эффект занятий лечебной гимнастикой, а яркая окраска и необычный размер мяча положительно влияют на настроение ребенка. Отдельные упражнения без таких мячей выполнить просто невозможно. Например: расслабить мышечную систему ребенка, страдающего детским церебральным параличом, или создать условия физиологических изгибов позвоночника дошкольника.
|
Упражнения на мяче большого диаметра включаются в основную или/и заключительную часть занятия лечебной гимнастикой.
Например: при кифотической осанке в основной части занятия используется упражнение «Полет в космос», а в заключительной – упражнение «Звездочка».
Представленные упражнения не требуют выполнения в строгой последовательности, поскольку применение каждого из них направлено на решение определенных задач при различных патология у детей. Это не комплекс упражнений, а лишь их набор.
Упражнение «Лягушонок»
Ребенок ложится на мяч животом вниз, ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах, руки разведены в стороны и свободно опущены.
Данное упражнение способствует устранению приводящей контрактуры мышц бедра при некоторых формах ДЦП, врожденном вывихе бедра.
Упражнение «Качели»
ИП то же. Руки методиста лежат на уровне талии ребенка. Малыш свободно расположился на мяче, руки в стороны. Методист выполняет плавные перекаты мяча вправо-влево.
Упражнение укрепляет мышцы боковой поверхности туловища, тренирует равновесие.
Используется при различных видах нарушений осанки, мышечной дистрофии, ДЦП.
Упражнение «Полет в космос»
ИП то же. Методист удерживает ребенка за нижнюю часть голени. Малыш приподнимает туловище с одновременным движением рук через стороны вверх. Амплитуда движения изменяется от малой до средней. Выполняется активно и активно-пассивно.
Упражнение укрепляет мышцы туловища и может использоваться при нарушениях осанки, мышечной дистрофии, ДЦП, сколиозе.