РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ
В ДЕТСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ
КОЛЛЕКТИВАХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В работе с хореографическим коллективом стоит отметить, что необходимо уделять не только работе над техникой, но и артистизму. Для этого необходимо учитывать: во - первых возрастные особенности детей, так как многие упражнения, движения воспитанники не могут выполнить просто физически. Во-вторых, хореографические данные в занятиях танцами имеют очень важное значение. Растяжка, Выворотность, прыжок кому-то даны от бога, а кто-то работает над ними всю жизнь и всё равно может не добиться таких же показателей. По статистике ребёнок с достаточно хорошими хореографическими данными один на тысячу. В нашем объединении нет жёсткого отбора «звёздочек», мы занимаемся со всеми детьми. Искусство танца многогранно и безгранично, станцевать могут практически все обладающие хотя бы небольшой динамикой. В этом безграничном море найдётся место каждому.
Стоит заметить, что полностью бездарных детей нет: у кого-то лучше получается одно, кто-то лучше справляется с другим, - просто необходимо выявить эти характерные особенности каждого ребёнка и акцентрировать внимание именно на них. Развивать всё, но больше внимания уделять именно индивидуальным возможностям. То есть в данном случае речь идёт о личностно-ориентированном подходе (индивидуальном).
Поэтому в работе с детьми в детском хореографическом коллективе необходимо на первое место ставить задачи по развитию артистически ярких, свободных, раскрепощённых людей.
Главным и основным показателем артистизма является – лицо. Что же такое наше лицо? Назовём его частью тела, обладающей костной и мышечной тканью. Ну а для развития любых мышц необходим тренаж. Для чего?
|
1. Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем это мы на рефлекторном уровне. Но свойство всех рефлексов состоит в том, что они достаточно непродолжительны по времени. Для того, чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.
2. Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом ряду, так и в последнем ряду. Поэтому оно должно быть ярче, выразительнее. Ярким, красивым выражениям лица детей нужно научить – и это опять тренировка.
Поэтому необходимо заниматься, развивать, работать над развитием мышц лица, о чем говорится в данной разработке.
Цель: развитие чувств, эмоционального состояния ребёнка с помощью движений.
Задачи:
1. Научить ребенка владеть своими эмоциями
2. Развивать артистические черты.
3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ МЫШЦ ЛИЦА»
Разминка:
Не забываем про то, что Любая хорошая разминка должна проводиться по законам ритма, то есть под музыку. Каждое движение исполняется по 16 раз.
1. Нижняя челюсть – одна из самых подвижных частей лица:
- движение из стороны в сторону:
- движение вперед и в себя; оттягивание вниз;
- сжатие зубов;
- зажать челюсти и пошевелить желваками.
2. Губы:
- зажать верхними зубами нижнюю губу;
|
- зубами нижний челюсти зажать верхнюю губу;
- положить две губы в ниточку; поцелуй;
- нижней губой постараться дотянутся доноса;
- тоже самое двумя губами;
- в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.
3. Щеки:
- надуть поочередно то одну, то другую щеку; надуть две щеки;
- втянуть две щеки.
4. Нос:
- сморщить и расслабить;
- приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхают нюхательный табак).
5. Веки:
- нервный тик;
- моргнуть двумя глазами;
- моргнуть поочередно.
6. Глаза – одно из выразительных черт лица:
- закатить вверх и опустить вниз;
- движение из стороны в сторону;
- движение по кругу в одном направлении и в другом;
- скосить и развести.
7. Брови:
- поднятие вверх;
- опускание вниз.
Это основные элементы движений разминки. Проходят они по принципу постепенного увеличения темпа и усложнения координации. Можно придумать свои движения вплоть до шевеления ушами.
Маски:
В этом этапе проучивания нужно добиваться яркого и выразительного лица. Часто дети не умеют создавать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что в пору поучиться у него. Сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.
1. Радостная, улыбчивая:
- рот растянут в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
2. Удивление:
- нижняя челюсть оттягивается «вниз», рот раскрывается буквой «о» до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил
3. Испуг:
- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы
|
поджимаются.
4. Плач:
- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.
5. Кокетство:
- голова слегка наклонена или повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или в низ.
6. Ненависть:
- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из - под лобья.
Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу удерживают маску, другую отдыхают. Постепенно увеличивается скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.
Эти занятия должны проходить «красной нитью» через весь урок. Допустим в партерной гимнастике: одно упражнение делают с улыбкой, другое с грустью. В станке: ватман тандю злое, а фондю – застенчевое. Ну а на середине можно пробовать одну и туже комбинацию разными масками. Здесь нужно учитывать один нюанс: движения должны соответствовать той или иной маске.
Живое лицо:
По самому названию понятно: лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки корпус наклоны и повороты головы. Часто хореографы львиную долю проучивания уделяют ногам. Это и понятно: ноги один из основных элементов танца, несущие большую долю нагрузки. Но при этом не нужно забывать про корпус, руки, голову и лицо. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела- инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец. Для развития координации рук и корпуса делаются пордобра, как можно больше.
Занятия мышцами лица обогатят исполнительское мастерство детей. Позволят перейти к более сложным видам хореографии, такой как сюжетная. Сможете показать не просто танец, а мини – спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая роль или образ. Всем известна страсть детей к кривляньям и подражаниям, поэтому они с большим удовольствием занимаются этими упражнениями. Это не займет много времени, но занятия должны быть регулярно.