Методические рекомендации
Мастер-класс - один из самых эффективных способов распространения педагогического опыта.
Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённогосодержания при активной роли всех участников занятия.
Основная цель любого мастер-класса - демонстрация лучших достижений педагога (системы его работы, авторских находок) как подлинного мастера в своей области.
Во время мастер-класса происходит:
- обсуждение предлагаемого творческого продукта и поиск решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера;
- демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников мастер - класса;
- создание условий для самостоятельного построения новых знаний с помощью всех участников мастер - класса.
Мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества у мастера. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать участникам опыт, мастерство, будь то прием, метод, способ деятельности, методика или технология, с комментированным показом приемов работы. Побывав у мастера на мастер - классе, каждый участник сможет среди своего окружения (для дошкольников, для одноклассников, для родителей, коллег и т.п.) передать продуктивные способы новой творческой работы или краткосрочного проекта. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).
Ведущий мастер - класса готовится поделиться опытом и технологией изготовления поделок, составления маршрутов, собственных произведений, разработки игр и т.д. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.
Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной или групповой работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.
Системообразующим элементом мастер - класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное вопросное состояние участника, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум участника, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования.
При формулировании темы мастер-класса необходимо обратить внимание на то, что в названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов и она должна звучать просто и понятно.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
1. Выделение проблемы. Краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.
2. Актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Постановка цели и задач мастер-класса.
3. Объединение в группы для решения проблемы.
4. Работа с материалом, изготовление продуктов. Отработка полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. Мастер демонстрирует образцы, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально. Оформление готовых работ.
5. Представление результатов работы. Просмотр и обсуждение выполненных работ.
6. Обсуждение и корректировка результатов работы ответы на вопросы участников мастер-класса. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников.
Каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое.
Типичные ошибки при проведении мастер-класса, которые может допустить педагог-мастер:
- отсутствие комментария к демонстрируемому приёму;
- нарушение временных рамок;
- увлечение методикой частного предмета;
- излишняя теоризированность;
- отсутствие анализа работ, выполненных участниками.
Литература
1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.:АПКиППРО, 2006. – 168 с.
3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.