Сущность бюджета и бюджетная классификация




Бюджеты и бюджетная система.

Бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства. По бюджетному кодексу бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств. Бюджет – форма образования и распределения фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления Бюджеты исполняются на основе бюджетной классификации. Бюджетная классификация – группировка доходов и расходов, бюджета по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке. Состав бюджетной классификации Российской Федерации: 1) классификация доходов бюджетов Российской Федерации; 2) функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; 3) экономическая классификация расходов бюджетов Российской Феде‐рации;

4) классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; 5) классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований; 6) классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 7) классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации; 8) ведомственная классификация расходов федерального бюджета. Сущность государственного бюджета. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Бюджетным отношениям присущ объективный характер, он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для реализации общегосударственных задач. Очевидно, что возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства. Бюджетные отношения – это отношения по поводу формирования и использования бюджетного фонда страны, необходимые для осуществления государством его функций. Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет свои особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода. Пропорции бюджетного перераспределения определяются задачами, стоящими перед обществом в целом. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через две функции: Ø перераспределительную; Ø контрольную. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Вторая функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств и эффективно ли они используются. Функции государственного бюджета объективны, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач [16]. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрированного в руках государства.

2.2. Доходы и расходы бюджета, бюджетный дефицит и управление им

Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое значение (табл. 1). Доходы бюджета. Доходы служат финансовой базой деятельности государства и выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Таблица 1 Параметры доходов федерального бюджета РФ на 2009 г.

Статьи доходов федерального бюджета Сумма, тыс. руб. ДОХОДЫ, всего, в том числе налоговые и неналоговые 10 927,14 Налоговые доходы, всего В том числе: 6331,99

Налоги на прибыль (доходы) 756,66 Налоги и взносы на социальные нужды 610,85 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации 2008,87 Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 1442,73 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1479,29 Государственная пошлина 33,59 Неналоговые отчисления, всего В том числе: 4595,15

Доходы от внешнеэкономической деятельности 4242,81 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 120,61 Прочие неналоговые доходы 231,73

Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Основой доходов бюджета являются налоги. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, т. е. налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Расходы бюджета. Расходы служат удовлетворению общегосударственных потребностей (табл. 2). Таблица 2 Параметры расходов федерального бюджета РФ на 2009 г.

Статья расходов федерального бюджета Сумма, тыс. руб. Общегосударственные вопросы 1 343 727 487,90 Национальная оборона 872 565 304,90 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 896 838 661,70

Национальная экономика 1 163 308 776,00 Жилищно-коммунальное хозяйство 201 515 771,70 Охрана окружающей среды 63 804 790,70 Образование 486 591 674,60 Культура, кинематография, средства массовой информации 214 064 957,10

Здравоохранение, физическая культура и спорт 479 870 366,30 Социальная политика 315 258 342,70 Межбюджетные трансферты 2 987 108 864,70 Всего 9 024 654 998,30

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Для выявления роли многообразных бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. По роли в общественном производстве. Они связаны с развитием государственной собственности, государственного сектора материального производства. По общественному назначению. Отражают выполняемые государством функции: экономическую, социальную и оборонную. Отраслевая группировка расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление производственно-хозяйственного комплекса на отрасли и виды деятельности.

Расходы государственного бюджета должны быть тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга, поэтому очень важно установить такой объем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социальных задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом. Основными задачами в области государственных расходов являются: – сокращение числа федеральных целевых программ; – сокращение расходов на оборонный комплекс; – снижение уровня дотаций отдельных отраслей; – усиление контроля за использованием бюджетных средств. Бюджетный дефицит возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы (Расходы > Доходы). При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующими моментами; – не любой бюджетный дефицит – зло; – баланс бюджета и даже бюджетный профицит не всегда есть характеристика здоровой экономики; – величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера (2–3 % ВНП); – для покрытия бюджетного дефицита необходимо использовать различные формы государственного кредита. – необходимо «лечение» всей экономики страны в целом. Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии (выпуска) новых денег. Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно.

2.3. Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (рис. 10). Принципы бюджетной системы: 1) единство; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; 3) самостоятельность бюджетов; 4) полное отражение доходов и расходов; 5) сбалансированность; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов; 8) гласность; 9) достоверность; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Рис. 10. Консолидированный бюджет

В РФ бюджетная система построена в соответствии с законом, который называется «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Этот закон был принят Верховным Советом 10.10.1991 г. Межбюджетные отношения носят односторонний характер – от федерального к региональному, и от регионального к местному. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев региональные и местные бюджеты не имеют достаточных источников доходов, среди которых главными являются налоги. Поэтому для достижения определенной сбалансированности бюджетов различных уровней государство прибегает к таким финансовым инструментам, как субвенции, дотации и т. д. Бюджетная система РФ в соответствии с бюджетным законодательством базируется на двух главных принципах: – единстве бюджетной системы; – самостоятельности бюджета. Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действовавшего аналогичного принципа, т. е. в настоящее время данный принцип обеспечивается: – единой правовой базой; – использованием единых бюджетных классификаций; – единством форм бюджетной документации; – предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета. Финансовые отношения центральной и территориальных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма, т. е. бюджетного взаимоотношения центра и регионов [13]. Он означает финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответст‐вующих налогов, с тем чтобы на местах стремились к развитию своего производства и услуг, торговли, кредитной сферы и т. п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица – налога на доходы. Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования и расходования. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, до‐таций, субвенций и кредитных ресурсов. Собственные доходы – доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Регулирующие доходы – средства, предоставляемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Дотации – средства, передаваемые из одного уровня бюджета нижестоящему бюджету. Субвенции – средства, передаваемые на целевое (направленное) финансирование (для осуществления конкретных проектов, оговоренных мероприятий).

2.4. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета (рис. 11). Составной частью этого процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перерас‐пределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Рис. 11. Бюджетный процесс

Составление и исполнение бюджета является функцией органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета – функциями законодательной власти. Рассмотрим бюджетный процесс на примере бюджета РФ. В соответствии с законом решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент России за 18 месяцев до начала финансового года. На основании этого решения Правительство России организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета. В течение первых трех месяцев составляется прогноз соци‐ально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период. В течение последующих четырех месяцев территориальными органами государственного управления ведется детальная проработка и согласование показателей социально-эко‐номического развития и контрольных цифр бюджета. В период следующих двух месяцев Правительство России готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту РФ, который направляет его в Государственную думу и для публикации в печати. Бюджетное послание включает: – основные показатели социально-экономического развития страны на соответствующий период; – сводный финансовый баланс по территории России; – основные направления бюджетной политики; – сведения о государственных доходах; – проект республиканского бюджета; – проект консолидированного бюджета; – оценку исполнения бюджета предшествующего и текущего годов. Постоянные комиссии и комитеты Государственной думы проводят постатейное рассмотрение проекта бюджета и выносят по нему заключение. Государственная дума рассматривает и утверждает бюджетные расходы и на основании постановления Думы о санкционировании расходов Президент РФ организует доработку и уточнение бюджета. Уточненный проект бюджета вносится Президентом РФ на рассмотрение Думы не позднее чем за 3,5 месяца до начала финансового года.

После утверждения бюджета по основным характеристикам утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с бюджетной классификацией. На постатейное утверждение бюджета в форме закона Думе отводится 1,5 месяца. После утверждения Думой закон о бюджете подписывает Президент РФ, который имеет право наложить вето на отдельные статьи бюджета. Если до начала финансового года бюджет не принят, то Правительство РФ имеет право ежемесячно тратить по каждой статье 1/12 часть от величины бюджета прошлого года. При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Законодательные органы власти устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита и значительное снижение поступления доходов, то вводится механизм секвестра расходов [13]. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписания федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной части бюджетов. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: