С Л У Ж Е Н И Е П Р О П О В Е Д Н И К А




ЧТО РАЗУМЕЕТСЯ ПОД СЛОВОМ «ПРОПОВЕДНИК» В СВ.ПИСАНИИ?

1. Ной- проповедник правды 2 Пет.2:5

2. Павел - поставлен проповедником 2 Тим.1:11

3. Пророческие речи Ионы называются проповедью Матф.12:41

4.

«Проповедуй слово» советует ап.Павел пресвитеру Тимофею 2 Тим.4:2

ВЫВОД: Проповедник - не звание, а служение присущее известным званиям.

 

Две отрасли служения проповедника превратились в звания:

1. Благовестник Деян.21:8 (Филипп) - особый дар проповедника говорить к неверующим людям.

2. Учитель - Тим.2:7; Рим.12:7; Иак.3:1; Деян.13:1 - проповедник имеющий особый дар говорить для верующих.

 

 

МОЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ПРОПОВЕДИ?

Мнение, что учиться проповеди нельзя основано на Матф.23:8 и 1Иоанна 2:27 «Не называйтесь учителями»; Помазание нас всему.

Не все одинаково духовные. Более духовный в силу любви Христовой должен помочь менее духовным своим опытом и знанием. Елисей имел своих учеников 4 Цар.4:38.

Проповедник должен учить знанию, правильному мышлению в области невидимого.

Служение проповедника связано с великими трудностями.

1. Он может встретить недопонимание, недоброжелательность, огорчения, вражду и т.д., но он должен быть верным домостроителем тайн Божиих 1 Кор.4:1.

2. Трудности в самом себе в своем характере, эгоизме. Находясь в борении он должен пребывать в непрестанной молитве и совершенствовать себя.

3. Должен сохранять себя от лености, непринужденно и охотно осуществляя пасторское служение.

 

ВНУТРЕННИИ КАЧЕСТВА ПРОПОВЕДНИКА.

«Не многие делайтесь учителями, зная что мы подвергнемся большему осуждению» Иаков 3:1 т.е. делайтесь учителями, только те, кто удовлетворяет требования Слова Божия.

Те кто не удовлетворяет требования Слова Божия и проповедует, наносит ущерб проповеди и вред делу Божьему.

 

.

1. Обращение.

Проповедуя обращение от злых дел к Богу живому (Деян.3:26), проповедник

должен быть сам обращен. Чем ярче обращение, тем сильнее проповедник.

1 Тим.1:15-16 «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос» -

читать. Ангелы не смогли бы так проповедовать как ап. Павел, это же относитсяи к М. Лютеру. Пример обращения проповедника лютеран - Франка: вначале,

изучая и проповедуя Слово Божие на еврейском и греческом языках, он стре-

мился к учености. Однажды слова:»Как послал Меня Отец, так и Я посылаю

вас» (Иоанн 20:21) потрясли его.

2. Призвание.

Т.е. посланничество: «ибо как проповедовать, если не будут посланы» Рим.10:15.

Призвание заключается:

а) В ясном непреодолимом влечении к проповеди.

б) В наличии особого дара для проповеди. Призвание определяет не столько

сам проповедник, но служители иногда желание проповедовать, определяют как дар.

Моисей не желал, даже сопротивлялся посланничеству Божию.

М.Лютер первый раз проповедовал по необходимости, вследствие прика-

зания.

3. Знание Библии.

Библия для проповедника не только материал подсобный для проповеди, но хлеб жизни. Он «о законе Господа размышляет день и ночь».

Он ежедневно читает Библию сам и в кругу семьи.

4. Христианская жизнь.

Проповедуя другим, он не должен оказаться сам недостойным 1 Кор.9:27. Проповедник должен быть образцом для верующих в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте 1 Тим.4:12. Он должен быть «достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» 2 Тим.2:15. Его жизнь должна быть согласована со словом Божиим.

 

Духовно-нравственные качества служителей.

 

Христос установил, что успех служения может быть достигнут только при наличии глубочайшей любви к Богу и человеку соединенной с христианским смирением «Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили» - это нам пример Мф.20:28.

«Кто епископства желает, доброго дела желает» - ап. Павел называет пресвитеров епископством (Деян.20:17-28; Фил.1:1; Тит.1:5-7).

Епископ блюститель, надзиратель. Поэтому впоследствии звание епископа носили те пресвитеры, которым поручалось наблюдение за несколькими церквами.

ЗАДАНИЕ №3.

Духовно-практические качества перечисляются в 1 Тим.3:1-7. Выучить наизусть.

 

ВНЕШНИИ КАЧЕСТВА ПРОПОВЕДНИКА.

 

Дар слова - красноречие.

Красноречие при скудном содержании мысли - краснобайство. «Мудрость без красноречия может принести пользу, красноречие без мудрости не может принести пользу, но и даже часто приносит вред. Соединение же мудрости и красноречия делает проповедь действенной» (книга «Исповедь» Августин). Слова проповедника должны пронизывать, а не гладить. Господь желает, чтобы мы были солью, а не сахаром.

Логичность и последовательность изложения.

Если проповедник не имеет способности логично рассуждать и выражать, но его речь - путешествие из одного предмета к другому, забегающая вперед и возвращающаяся назад, то он должен писать свою проповедь на бумаге. При письменном изложении приобретается навык к установлению связи между ее отдельными частями.

Голос проповедника.

Голос - это дар Божий и поэтому требует мудрого применения.

Советы проповеднику для сохранения голоса:

1. Не говори так продолжительно, чтобы довести голос до крайнего утомления. (Таблетки с минтолом)

2. Не надрывай голоса т.е. не доводи его до крайнего напряжения по высоте и силе.

3. Избегай того, что раздражает верхние дыхательные пути. Не говорить и не петь на слишком холодном воздухе.

4. Следи за чистотой полости рта.

5. Не бойся прохладного воздуха и не кутай шею.

6. Избегай простуды. После продолжительного служения в закрытом помещении не выходи сразу же наружу.

Пища и одежда проповедника.

Не должна быть крайностей (Матф.10:9-10). “Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха”.

Это означает: ничего лишнего. Проповедник должен уклоняться от всяких излишеств в пищи, она отягчает плоть и дух. Костюм проповедника должен быть прост и чист. Здесь применимы слова ап. Павла: “с иудеями, как иудей, с еллинами, как еллин” (1 Кор.9:20-22)

Значение образования для проповедника.

Есть мнение: образование не является обязательным, ведь апостолы были простыми рыбаками. Образование удаляет от простоты во Христе и благодаря ему проповедь превращается в чтение сухих лекций.

Но для выполнения своего плана Господь избирает Моисея, познавшего всю мудрость египетскую, апостола Павла-ученика Гамалиила.

Общеобразовательные науки - среднее образование.

Богословские науки - в институте.

 

Манеры поведения проповедника.

 

Никаких манер - плохо. Много движений - не соответствует духу Христа. Истинный проповедник должен уподобляться Христу.

Во время проповеди:

1. Проповедник должен смотреть на людей, особенно на конец зала, чтобы видеть долетает ли его речь до них. Он не должен смотреть в потолок или поверх людей в никуда. Смотреть в глаза слушателям, важно на протяжении проповеди посмотреть каждому в глаза. Быть улыбчивым, если аудитория слишком большая – то невозможно посмотреть каждому в глаза. Тогда необходимо условно разбить зал на квадраты по10-15 чел и смотреть туда и каждый будет думать, что вы смотрите именно на него.

2. Нужно избегать однообразия и монотонности. Необходимо разнообразить речь выражениями, повышением и понижением голоса, примерами.

3. Не нужно стучать по столу или по кафедре.

4. Не следует складывать руки на груди, класть их в карман, крутить пуговицу или цепочку.

5. Выражение лица должно быть без гримас, сосредоточенное, осененное лучами внутреннего света.

6. Проповедник не должен начинать слишком высоким голосом. У него не будет возможности если это нужно еще его повысить. И в конце он может оказаться совсем без голоса. Начинать необходимо ровным голосом. Текст должно прочитать с чувством, где написано место повторить для тех, кто следит по Библии.

7. Резкие переходы от тихого к громкому голосу плохо сказываются на общем впечатлении.

8. В случае, если проповедник забыл что-нибудь или ошибся, он должен останавливаться, но продолжать изложение.

9. Когда в проповеди есть обличение, проповеднику лучше говорить «мы» вместо «вы». Это звучит смиреннее.

10.Проповедник должен глубоко прочувствовать то, что он говорит и не говорить о том, что он не чувствует. Слово и действительность должны соответствовать друг другу.

 

 

ПОРОКИ, КОТОРЫХ ПРОПОВЕДНИК ДОЛЖЕН ИЗБЕГАТЬ

Так как проповедник является оружием Божиим, то сатана направляет свои стрелы против него с особым искусством. Должно бодрствовать и молиться.

1. Нерадение и духовная леность. (1 Тим.4:14-15) “Не неради...”, (2 Тим.1:6) “Взгревай дар...” путем тесного общения с Богом.

2. Честолюбие.

Кто из нас больше? (Матф.18:1). Проповеднику иногда приходят мысли, что он высшая личность и ожидает к себе особого внимания. Он думает, что в церкви сильнее его нет. Это лишает проповедника духовной силы.

3. Пристрастие и лицеприятие - это ужасные пороки.

Такие проповедники могут увещевать рядовых членов, но тех кто ближе к ним, своих друзей или других проповедников они увещевать не способны.

“Ничего не делай по пристрастию” (1 Тим.5:21).

4. Мнимая ученость.

Проповедник употребляет специально заученные цитаты различных ученых и часть совершенно не кстати подкрепляя их авторитетом простые истины.

Также отдельные не русские слова употребляют, чтобы блеснуть своим знанием. Если не видно дня, то это не значит что здесь глубина, просто в этой луже вода мутна. Такая проповедь просто говорит о тщеславии и недостаточной мудрости проповедника.

5. Мрачный взгляд и неприветливость.

Проповедник должен быть более чем вежливым. Он должен быть любезен и предупредителен. Призывая к радости, он должен святиться духовной радостью.

С противниками не сориться, но быть “приветливым, учительным, незлобивым” (2 Тим.2:24-25).

6. Алчность и корыстолюбие.

Опасность от этих пороков велика. Получение материальной поддержки от церкви вполне законна (2 Кор.11:8, 1 Кор.8:14), но ап. Павел пишет о себе:”проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно” (1 Кор.9:18) “Кто служит Господу за деньги, тот будет служить и дьяволу, если тот даст больше”

7. Пренебрежение к браку и семейной жизни.

Безбрачное состояние нельзя рекомендовать никому. Это особое дарование от Бога. Лучше жениться в самом начале проповеднического служения.

В противном случае, даже не замечая этого некоторые слушательницы увлекутся не словом Божиим, а проповедником.

НЕДОСТАТКИ, КОТОРЫХ ДОЛЖЕН ИЗБЕГАТЬ ПРОПОВЕДНИК В ПРОПОВЕДИ

 

1. Затягивание проповеди.

Продолжительность проповеди 20-35 минут. Растянутость проповеди всегда вредит. Не старайтесь за одну проповедь дать ответы на все вопросы слушателей. Оставьте это другим наставникам.

Пример.

Когда тюремщик в Филиппах спросил у Павла и Силы, что ему делать, чтобы спастись, то получил весьма простой ответ: «Веруй... и спасешься...» (Деян.16:30).

НО потом, после его обращения, Павел учил слову его и всем, кто были в его доме (ст.32.).

Краткость - сестра таланта.

Когда ты видишь, что слушатели тебя поняли - заканчивай.

Если проповедник не может (не хочет) вовремя закончить, то есть опасность завести слушателей в замешательство и утратить их внимание. Не везде есть возможность сказать вссе, что бы нам хотелось о Христе. Поэтому надо в таких случаях говорить кратко но о главном (на улице, в транспорте Проповедовать кратко гораздо труднее, чем продолжительно. Проповедник сказал: для проповеди в течении 1-го часа мне необходимо времени подготовки 2-3 часа. Но если мне нужно сказать проповедь в течении 15 минут, я готовлюсь 2 дня.

1 час - 2-3 часа.

15 минут - 2 дня.

Как только ты убедился, что тебе поняли оканчивай свою речь или перейди к другим предметам.

2. Чрезмерное подражание.

Подражание манерам, голосу, выражениям из проповеди - слепое подражание. Оно вредно для слушателей, так как замечая это слушатели легко относятся и к самой проповеди и для проповедника, так как отвлекает его от нормального развития.

Подражание способам - правильное подражание. Способ приготовления проповеди, способ изучения Писания.

3. Повторение одного и того же. (старых проповедей)

Повторение одних проповедей или одной темы иногда превращается в привычку. Это говорит, что проповедник не развивается духовно. Видение: проповедник раздает народу сухой хлеб и не все слушатели могут его кушать.

Один священник-проповедник всегда заканчивал проповедь настойчивым увещанием уплачивать долги. Епископ церкви предложил ему сказать проповедь на тему об обращении ап. Павла думая, что он не сможет здесь вставить свою любимую мысль, но он объявил, что после обращения Павла, первым результатом было то, что он уплатил свои долги.

Человек проповедующих Христа никогда не исчерпывается, так как любовь Христа - бездна премудрости.

4. Искусственное духовное толкование.

Стремление во всем Писании видеть аллегорию приводит к заблуждениям. Христос крестился не в воде, а в народе, ехал в Иерусалим не на осле, а на двух заветах - Ветхом и Новом. Притчи необходимо установить общий смысл, а не все слова.

5. Проповедник не должен обращать внимание на число слушателей. Проповедник теряющий вдохновение при виде малого собрания свидетельствует о развитых в нем душевных свойствах.(гордость)

 

Наши критики- наши лучшие учителя.

1. Не ищи похвалы от слушателей: “Ну как я сегодня сказал?”

2. Если такая похвала есть - отнеси её в адрес Господа. “Вы опоздали, сатана мне об этом уже сказал”.

3. Никогда не огорчайся, если тебе делают замечание после проповеди. Выслушав смиренно, ты будешь опытней. Если собеседник прав, прими замечание с благодарностью, если нет ты утвердишься еще более в истине. Поблагодари его за то, что он поделился с тобой своими мыслями.

 

 

УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ И ПОРОКОВ.

 

Каждый проповедник должен стремиться к устранению своих недостатков в жизни и служении:

1. Видеть пороки.

2. Желать избавиться.

3. Молиться об этом

4. Прилагать усилие.

Пример греческого оратора Демосфена: картавая речь, слабый голос и подергивание в плече он устранил следующим образом: обрив голову он удалился в пещеру, где заложив камешки в рот и повесив над плечом меч произносил стихи на берегу волнующегося моря, стараясь перекричать шум волн. Он сделался одним из величайших ораторов.

Пустословие и смехотворство плохие спутники проповедника.

Необходимо быть верным в обещаниях. Он не должен разглашать доверенных тайн. Не переносить из дома в дом замеченных недостатков. Не торопиться с обличениями. Лекарь, который прописывает лекарство не прослушав больного не лечит, а калечит.

Нести служение в страхе Божием.

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРОПОВЕДНИКУ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОПОВЕДИ:

1. Усиленная молитва.

Чтобы проповедь была не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (Кор.2:4) необходима уединенная молитва, чтобы испросить у Господа познание и откровение.

1. Для подготовки проповеди необходим Дух Святой, который наставит на всякую истину (Иоанн 16:13). Он - Дух премудрости и разума.

2. Молитва о помощи для приготовления проповеди и произнесения ее.

3. Усердная молитва избавляет проповедника от лишней потери времени.

4. В молитве кроме святых откровений, очищается сердце, приобретается сила свыше для проповеди, воспламеняющая сердца слушающих, приносящая мир томящимся, силу уставшим, бодрость ослабевшим.

 

2. Знание Слова Божьего.

Проповедник провозглашает Слово Божие, в Нем сила Божия (Евр.4:12).

1. Исследовать Слово Божие.

2. Заучивать содержание стихов, запоминать, где этот стих записан.

3. Знать вероучение и в Библии отмечать главные великие истины.

4. Ежедневно читать Слово Божие и размышлять над прочитанным, записывая мысли пришедшие к вам через вдохновение.

Проповедник должен заранее собирать семена жизни для обильного посева. Пусть вся проповедь будет лишь выражением особо дорогих и важных, пережитых и непосредственно открытых Святым Духом мыслей.

 

3. Знание окружающей среды.

Истина не только в Библии, но и в жизни, где действует Бог любит тебя. (Рим.1:20). Окружающая природа таит в себе следы Божьего перста.

1. Цветы, птички, - что видит человек в этом? Иисус видел в них духовный Божественный принцип (Матф.6:26-30);

2. Знание законов природы проповеднику легкоговорить о закономерностях в духовной жизни. Например: закон всемирного тяготения, закономерности посева и жатвы. Знание естественных наук - ботаники, зоологии, биологии, астрономии, археологии - может быть вспомогательным материалом.

3. Вспомогательная литература не должна являться предметом проповеди, но средством для получения общего развития, получения новых мыслей, ознакомления с трудами других проповедников богословов.

 

4. Знание действительных нужд слушателей.

 

Проповедник призван говорить к сердцам детей Божиих (Ис.40:2), поэтому он должен знать и понимать нужды членов своей церкви.

Для этого:

1. Должен постоянно находиться в общении с верующими, быть ревностным участником в деятельности церкви;

2. Посещать больных, людей находящихся в горе, испытывающих проблемы.

3. Принимать во внимание духовное состояние церкви. Его проповедь должна быть направлена на предупреждение духовных болезней и на устранение имеющихся.

Проповедник должен воспитывать у слушателей самостоятельность в работе над Библией, чтобы они основывали свою веру на скале Слова Божия.

 

5. Цели проповеди.

Проповедник должен ясно понимать цель своей проповеди. Она заключается в покаянии, пробуждении и укреплении в вере.

Для этого:

1. В проповеди должен быть виден крест Голгофы.

2. Прививать верующим стремление к постоянному освящению.

3. Совершать устроение церкви предостерегая от разделения и лжеучения Ефес.4:11.

6. Выбор текста проповеди.

«Текст» - латинское слово «текстус» т.е. ткань. Ткань отдельных мыслей. По своей структуре тексты бывают:

1. Текст может состоять из одного слова: Покайтесь (Марк 1:15);Радуйтесь (Фес.5:16);

2. Из грамматического предложения «Вы соль земли» (Мф.5:13) вспоминайте жену Лотову (Лука 17:32);

3. Из целого раздела Св.Писания Марк 8:1-10. Насыщение четырех тысяч, 7 хлебов и несколько рыбок;

4. Из нескольких одинаковых по содержанию мыслей («Побеждающий» Откр.2:7; 2:11; 2:17; 2:26).

 

 

ВО ВРЕМЯ ПРОПОВЕДИ.

 

1. Оставить все посторонние мысли, призвать в душе Господа, выходить за кафедру с верой, что здесь присутствует Господь, Дух Святой, который подскажет необходимую мысль.

2. Чтобы побороть робость:

· Откинуть мысли о том, как к нему отнесутся слушатели;

· Запастись верою в успех каждого слова. По вере вашей да будет вам.

· Быть охваченным одной мыслью, чтобы люди спаслись, приблизились к Богу.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ РАЗРАБОТКА ПРОПОВЕДИ

 

1. Выбор формы проповеди.

а) Объяснение с тиха за стихом без выделения руководящей мысли - Гоми-

лия.

б) Толкование стиха за стихом, но с подчеркиванием главной мысли. Необ-

ходимо, чтобы проповедник ясно представлял себе главную мысль и не упускал ее из вида. В конце проповеди её необходимо подчеркнуть еще раз.

в) Тематическая проповедь - это проповедь на определенную тему. Такая проповедь имеет большое воспитательное значение для самого проповедника. Это приучает его к логическому мышлению, проповедник избавляется от излишеств, оттачивает свою мысль.

 

2. Отличие проповеди от беседы и лекции.

Беседа - разговорное рассуждение не связанное требованием последовательности.

Лекция - строго, обдуманная логически, последовательная речь с точки зрения(объективная точка зрения) постороннего наблюдателя. Если в лекции и бывает субъективность, то она не может заключать в себе пафоса. Проповедь должна иметь одну выдержанную мысль, которая должна быть логически развита с чувством переданная (иногда с пафосом), которое влечет в нее говорящий и которое составляет ее необходимый элемент.

3. Составление проповеди.

Проповедь должна иметь три части:

1. Введение 8-20%, 3-7 минут.

2. Изложение 65-85%, 17-20 минут.

3. Заключение 7-15%, 2-5 минут.

Введение.

Назначение введения: оно подобно двери в комнату и имеет своею целью

а) Заинтересовать слушателей темой,

б) Приготовить их к пониманию главного предмета.

Введение является связью между текстом и темой.

Материал для введение необходимо брать

а) Из контекста,

б) Из параллельных мест,

в) Возможно из географии или истории,

г) Если проповедь говорится по случаю праздника, брака, похорон, то об этом

необходимо сказать в введении.

В введении не следует:

а) Приносить извинения за малоспособность или неподготовленность,

б) Много обещать.

Введение можно:

а) Призвать заключить молитвой,

б) Призвать церковь поддерживать проповедь молитвенно,

в) Объяснением главной мысли проповеди,

г) Выразить цель предстоящей проповеди.

Изложение.

Изложение - это основная часть проповеди. Она должна иметь свой план. В плане прежде всего должна быть выражена главная мысль, а потом её разъяснение в виде подпунктов.

Заключение.

Заключение может быть итогом, экстрактом главной мысли. Оно может вытекать из некоторых мыслей в изложении, но до конца не использованных.

Оно может быть:

а) Увещанием.

б) Призывом исполнить то, о чем говорилось. Блаженны не те, кто увидел в

зеркале пятна на лице и ушли забыв о них, но те, кто немедленно смывает

их.

в) Пожеланием, чтобы сказанное слушатели сохранили в своем сердце, как

познание Бога и Его путей.

г) Обетованием для всех повинующимся Слову Божьему и предостережением

для непокорных.

Заключение по содержанию должно быть строго и вызывать у слушателей решительные действия.

Запомни: что упустил в изложении не наверстаешь в заключении.

 

4. Разработка главной мысли проповеди.

Главная мысль (тема) - это откровение нашему духу.

Как определить главную мысль?

Мысли приходят вереницей при чтении текста. Необходимо задать вопрос:

что говорит этот текст мне и слушателям? Как следует понимать данное собы-

тие? Если ответ ясен настолько, что мы можем его коротко и точно сформули-

ровать, то это значит,

что мы нашли главную мысль.

Какими качествами должна обладать главная мысль.

1. Она должна выходить из текста.

2. Если в тексте несколько главных мыслей, то они должны подчиняться логической последовательности.

3. Главные мысли не должны противоречить одна другой, но подтверждать одна другую.

4. Главная мысль имеет связь со Христом.

Лютер о приготовлении к проповеди:” Если проповедник хочет проповедовать о каком-либо предмете, он должен выделить его от других, определить, описать и объяснить, что именно он излагает, в-третьих он должен привести тексты из Слова Божия для подтверждения их, в-четвертых, он должен объяснить его примерами, в-пятых, он должен украсить речь уподоблениями, и, наконец, его задача - пробудить и назидать беспечных, исправлять неповинующихся и обличать заблуждающихся.

Проповедь должна быть оформлена конспектом.

ЗАДАНИЕ №4

Определите название текста по значению. Определите главную мысль текста.

1. Иоанн 10:27-29 (Овцы Иисуса Христа. Их отличие и преимущества).

2. 1 Иоанн 5:20 (Иисус Христос - истинный Бог).

3. Лука 21:1-4 (Цена лепты вдовы).

Для разбора в классе:

Лука 18:10-14 - 1. Будущее возвышающегося и унижающегося,

2. Ценность молитвы мытаря.

Лука 15:1-7 - 1. Почему небо радуется?

Христос принимает грешников.

 

 

«Текст» - латинское слово «текстус» т.е. ткань. Ткань отдельных мыслей.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ТЕКСТОВ ПО СВОЕМУ ЗНАЧЕНИЮ

 

1. Исторические тексты Гал.4:22-26. Иносказание двух заветов Агарь и Иерусалим.

2. Пророческие тексты Рим.8:19-23 «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих».

3. Богословско-философские тексты Иоанн 1:1-5. «В начале было слово и слово было у Бога и слово было Бог любит тебя.»

4. Догматические тексты. О воздержании, оправдании, крещении, воскресении мертвых. «Как воскреснут мертвые» 1 Кор.15:35.

5. Символические тексты. Символ - условный знак. «Вы соль земли» Мф.5:13; «Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный» 1 Пет.2:6.

6. Образные тексты. Притчи, события, в которых виден духовный смысл. «Вартимей, сын Тимеев» Мр.10:46-52. Физическая и духовная слепота и исцеление от нее.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИЗБИРАЕМОМУ ТЕКСТУ

(Свойство текста)

 

1. Текст должен быть законченным (Евр.4:12-13) 14-й стих не включается. «Ибо слово Божие живо и действенно...» 14 ст. «Итак имея Первосвященника великого...».

2. Текст не должен быть слишком обширным. Он должен включать в себя материал для проповеди на 25-30 минут.

3. Текст должен быть чувствительного характера, например, 2 Цар.11:1-5 Давид и Вирсавия.

4. Текст должен быть ясен по смыслу и не казаться странным, «Авраам родил Исаака» Мф.1:2; сколько человек было в Силоамской башне? Лк.13:14.

5. Текст не должен принадлежать лицу не богодухновенному Мр.2:7; «Кто может прощать грехи кроме единого Бога», слова беса: «знаю Тебя, кто ты: Святый Божий».

 

УЯСНИ СМЫСЛ ТЕКСТА.

 

1. Обрати внимание на то, что предшествует тексту. Положим - решение: «будучи хитр, лукавством брал с вас» 2 Кор.12:16; «Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» Кол.2:21. Для чего держитесь постановлений?

2. Найди параллельные места, сравни с избранным текстом и возьми общий смысл.

3. Географические места посмотри на карте.

4. Об исторических лицах ознакомься подробнее из других источников (Библия, справочники).

 

 

О ВЫБОРЕ ПРОПОВЕДНИКОМ ТЕКСТА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.

 

Пригоден ли всякий текст?

Не сочиняйте своих проповедей, а вымаливайте их на коленях. Выбор текста - это серьезная задача. Проповедник не должен допускать мысли, что любой текст одинаково пригоден для проповеди.

О затруднениях в выборе текста.

Затруднения бывают по двум причинам:

1. Мало света изливается от Господа в дух человека.

2. От сознания множества ценных истин в Св. Писании и от неведения, на котором из них остановиться. Чтобы вы делали, если бы вошли в прекрасный сад с множеством редчайших цветов, в котором вам позволено сорвать только один цветок?

Как выбрать лучший текст?

Два метода выбора текста:

1. Молитва к Господу, чтобы Он дал вам “Слово” как пищу духовную для Своего народа. Это может быть вам открыто путем внутреннего просвещения, в котором ваше внимание будет обращено на определенный предмет или на определенный с тих из Писания.

Молитва - Просвещение - “Слово” - Текст.

2. Усилием воли и рассудка “бить” по новым и новым текстам. Если какой текст раскрылся и своей красотой овладел нами, мы можем быть уверены, что овладеем им и что это и есть те слова, которые Господь хочет, чтоб мы возвестили.

Молитва - Текст - Усилие воли - Просвещение.

Если Господь не вдохновит нас свыше - это все равно что писать пером без чернил. Молитва выплавит из твоей груди дивную проповедь.

После получения (определения) текста, молитвенно приступай к разработке его. Пусть перед твоим взором будут нужды твоих слушателей и соответственно им готовите духовную пищу. При этом не заботься о капризах отдельных членов и не приспосабливайтесь к ним. Считайтесь с духовным благополучием большинства.

Избегайте однообразия в выборе текста.

Есть проповедники, которые постоянно повторяют раз приготовленные проповеди и особенно на праздники. Этому искушению особенно подвергаются евангелисты или странствующие проповедники.

Необходимо вести учет тем, на которые проповедник проповедует, чтобы искать новое вдохновение и новые тексты. Анализируйте - что вы в последнее время чаще всего избираете: учение или практическая сторона христианской жизни. Используйте историю, псалмы, притчи, опыт, пророчества, обличения, наказания и т.д.

Особые случаи выбора текста.

Что делать, если усердие в поисках подходящего текста не увенчалось успехом? Если вы целую неделю уповая на Бога умоляли о помощи свыше, вникали в нужды вашей церкви, а подходящего текста нет и нет. Не отчаивайтесь, Бог не оставит своего верного раба. Продолжайте молиться и ждать. Какой-нибудь случай даст вам мощный толчок и подходящую тему. Обращайтесь опять с Слову Божьему. Прочитайте какую-нибудь главу и вникните в ее содержание, разберите стих за стихом. Ваша мысль может от некоторых стихов пойти дальше. В вашем внимании может оказаться несколько стихов из других мест и появится определенная тема, вас захватившая.

Что делать, если кто-то из близких предлагает для проповеди какой-нибудь текст?

Примите за правило не проповедовать по заявкам. Если же и требуется это сделать, то хорошо рассмотрите подходит ли он, зажег ли этот текст ваше сердце. Постоянно ищите темы для проповеди. Всегда. Не гордитесь, если вы имеете много тем. Скульптор в каждом куске мрамора видит сокрытое в нем изваяние, ему кажется, что стоит только убрать лишнее. Верьте, что вселенная может дать вам обширный материал для ваших проповедей. Прислушайтесь на земле к голосу неба и переводите его на язык людей.

ЭКЗАМЕН № 2: по фактически пройденному материалу.

 

 

О РАБОТЕ НАД ТЕКСТОМ СВ. ПИСАНИЯ

РАЗРАБОТКА ТЕКСТОВ

Избранный текст должен тщательно анализироваться. “Анализ” - греч. “анализис” означает деление, разделение. В гомилетике анализ значит раскрытие смысла текста, переходя от общего к частному к причине, чтобы найти скрытое, нужное.

Разработка текста - это

а) Всестороннее углубление в текст на основе познаний богословских дисциплин.

б) Истолкование его в связи с общим содержанием контекста и духа Евангелия.

в) Вывод и применение в практической жизни слушателей.

При разработке текста проповедник должен остерегаться неправильного толкования, произвольного фантазирования, узкого толкования (из второстепенного нельзя выводить главное) и искать в тексте подтверждения своих суждений.

ТЕМА ПРОПОВЕДИ

 

Тема - это кратко сформулированная основная идея проповеди, выражающая ее главную цель.

Тема обычно находится в избранном тексте и зависит от цели поставленной проповедью. Один текст может дать несколько тем, в зависимости от цели. Тема - это та ось, вокруг которой должно вращаться все то, о чем мы будем говорить.

В какие формы может быть облечена тема.

В виде заголовка. “Стучащий Христос” Откр.3:14-21. “Христос - Избавитель от греха” Матф.1:21.

Иметь форму вопроса. “Что мне делать, чтобы спастись?” Деян.16:30. “Кто соблюдает слово Христа?” Иоан.14:23. “Почему ненавидит нас мир?” Иоан.15:18-20.

Быть призывом к действию. “Примиритесь с Богом” 2 Кор.5:20. “Следуй за Мною” Лука 5:27. “Не злословьте друг друга” Иак.4:11.

Темой может быть сам текст. “Иди и впредь не греши” Иоанн 8:11. “Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение” Фил.1:21. “Все испытывайте, хорошего держитесь” 1 Фес.5:21.

Тема выражена одним словом “Любовь”, “Благодать”, “Надежда”.

ЭКЗАМЕН № 11.

 

СПОСОБЫРАЗРАБОТКИ ТЕКСТОВ

 

Причина несовершенства многих проповедей - отсутствие цельности их содержания. Несовершенство способов разработки текстов - это неумение раскрыть в нем Божественную истину.

Существует 7 способов разработки текста.

Разработка текста в гомилии по методу разделения на части.

Разработка текстов тематической проповеди.

Метод разработки текста по времени.

Вопросительный метод.

Экзегетический способ.

Способ разобщения (дедукции).

Способ обобщения (индукции).

Выбор способа разработки текста зависит от избранной формы проповеди, самого текста, темы и цели проповеди. Необходим в каждом случае индивидуальный подход к тексту по принципу “соображая духовное с духовным”. Сперджен об этом сказал: “Одно знание проповедника нам абсолютно ничего еще не дает, если мы не истинные богословы”. Поэтому не обходимо постоянно изучать Библию и всевозможные проблемы духовной и физической жизни. Проповедник - это вечный студент.

1. Разработка текста в гомилии по методу разделения на части.

Этот метод разработки используется над текстом из целого раздела. Для этого необходимо определить главную основную мысль. Все другие мысли должны быть подчинены этой мысли и постепенно ее раскрывать. Пример: 4 Царств 5:1-19. Тема: “Духовное исцеление Неемана”

1 ступень. Нееман - язычник. 1-4 стихи. Нееман - военачальник, завоеватель и победитель. Это богатый человек, знающий себе цену. Он поклоняется и служит различным языческим божествам. Но он - прокаженный.

2 ступень. В поисках исцеления Нееман приходит в Израиль, стихи 5-7. Но почему он у царя? Почему он не ищет пророка? Это его познания. Пророк служит царю. Царь прикажет и предстанут все тайновидцы, гадатели пророки, целители. Он издает указ: снять проказу с Неемана. Замешательство Неемана. Царь не дает ему положительного ответа и после некоторого времени, получив приглашение от Елисея, направляет его к нему.

3 ступень. Собственные неверные представления Неемана заводят его в тупик, стихи 8-12.

4 ступень. Послушание слову Божьему приводит к исцелению, стихи 13-19.

Заключение: Весь опыт людей в вопросах возрождения духовности не имеющий основания на слове Божием - сплошные блуждания. “Я думал” Неемана и “я думаю” современного человека ведут его в тупик. Не важно, что ты думаешь о том или другом, что ты думаешь о себе, важно, что думает Бог об этом. Бог послал на землю Спасителя так как нет другого пути спасти человека. Смирись. Послушайся. Покайся. Христос спасет и тебя.

Разработка текста Матф.15:22-28 о женщине хананеянке. Ступени возрастания веры этой женщины.

 

2. Разработка текстов тематической проповеди.

Освещая предмет в тематической проповеди проповедник может пользоваться текстами из разных мест Св. Писания. Краткие тексты в тематической проповеди более удобные для разработки. В них легче определяется тема. Он легче разбивается на части. Краткий текст легко усваивается слушателями. Имеется и опасность при использовании краткого текста. Смысл краткого текста может стать бессодержательным. “Не ешьте ни от какого дерева в раю” - Быт.3:1, 20-30 деревьев греха. В краткий текст можно вложить совсем другой смысл. “Будучи хитр лукавством брал с вас”. Если краткий текст имеет историческое событие, то его можно толковать без связи с общим смыслом отрывка. Рим.4:18 “Он (Авраам) сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом всех народов”.

1.

КОНСПЕКТ №1.

НЕ ЗА БОТЬТЕСЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ (МАТФ.6:34).

Введение: Нагорная проповедь Иисуса Христа - божественный клад премудрости. Она дышит любовью к человеку, заботой о его физическом и духовном благополучии. Заботы, обременяющие человека - источник многих бед в современном обществе.

Изложение: “Не заботьтесь о завтрашнем дне”.

Что такое заботы? В чем ее вред?

1. Забота - это бремя, приводящее человека к бессилию (Лк.21:34, Евр.12:16).

2. Забота - это ложное переживание, несущее с собою страхи, томление и отрицательные эмоции (Еккл.2:22,23).

3. Заботы - это сорняки, заглушающие Божьи семена (Мт.13:22, Лк.8:14).

Откуда приходят заботы?

Непокорность и неверие - причина всех беспокойств и забот (Евр.4:6).

Как избавиться от забот?

Через размышление и познания суетности забот (Еккл.5:15,16).

Возлагая свои заботы на Иисуса Христа (1 Пет.5:7, Пс.54:23).

Верою входя в покой Его (Евр.4:3,10).

Заключение: 1. Берегитесь забот этих подарков сата



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: