Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.




ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Литература.

Тема. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории (по роману «Тихий Дон»).

План занятия:

1. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

2. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.

Содержание занятия.

 

Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

В романе «Тихий Дон» М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне.

«Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей.И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер – Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману.

Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий – старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы

.Человек для Шолохова – самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, – это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется. «Мелеховский двор – на самом краю хутора», – так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи.

Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений.

Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи – Пантелеем Прокофьевичем: «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства » Пантелей Прокофьевич – истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести.

На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Главный герой романа «Тихий Дон» казак Григорий Мелехов проходит в перипетиях революции и гражданской войны слож­ный путь, трагический, но незавершенный. Существуют две наи­более распространенные точки зрения на образ Григория. Одни критики считают, что трагедия героя — в его оторванности от народа, в отщепенчестве. Другие видят в Григории Мелехове трагедию исторического заблуждения. И та, и другая концепции героя схематизируют образ, сводят его только к социальным аспектам. Характер Григория намного богаче. Он включает скла­дывавшиеся на протяжении двух веков типичные черты казачь­его менталитета и то новое, что принес с собой XX в. с его войнами и революциями. Образ Григория — отражение не толь­ко типичного социально-психологического, но и резко индиви­дуального. Отсюда трагедия героя — это трагедия не столько типа, сколько личности.

Григорий Мелехов — несомненно, яркая, незаурядная нату­ра. Природа дала ему внешнюю стать и красоту, порывистый и неукротимый нрав. Человек естественный, он на все реагирует непосредственно и эмоционально. Его чувства оказываются силь­нее тех норм и правил морали, которые складывались в патриар­хальной казачьей среде в непреложный семейный кодекс и впи­тывались с детства. О силе натуры говорит то, что Григорий, познавший счастье любви к Аксинье, бросает вызов хуторской морали, порывает с семьей. Уже в этом видны зачатки личной трагедии, ведь ради любви к женщине ему приходится отторгать от себя родной курень, идти против родителей.

Григорий показан Шолоховым как лучший представитель казачества. Он воплощает казачью удаль и воинскую доблесть, трудолюбие. Он — человек высокого благородства, чувства соб­ственного достоинства. Воинская честь обязывает Григория быть смелым в бою и великодушным к побежденным. Примечателен в этом отношении эпизод допроса красного командира полков­ником Андреяновым:

«- Каким путем вы узнали, что он — командир роты? — вме­сто ответа спросил Григорий.

- Выдал один из его же красноармейцев.

Я полагаю, надо расстрелять этого красноармейца, а ко­мандиров оставить! — Григорий выжидающе взглянул на Анд­реянова».

Мелехову противны предатели, на чьей бы стороне они ни были. Честный, прямолинейный человек, Григорий не прием­лет малодушия и трусости, не желает покоряться обстоятельст­вам. Но в условиях борьбы двух миров герою не так просто опре­делить свое место. В отличие от бедняков-крестьян казачеству не надо было бороться за землю и волю. «Земли у нас — хоть заглонись ею. Воли более не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают…» — говорит Григорий. Мелехову нужно ясное понимание цели революции, той конкретной выгоды (не материальной, а духовной), кото­рую принесет с собой победа красных. Он судит обо всем не по словам, а по делам. А дела новой власти не очень-то ему по сердцу. Он видит, что не самые достойные становятся во главе других. «…Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке», — это слова Гри­гория о таких, как Федор Подтелков, потопивший в крови ка­зачьи хутора.

Мелехов о многом судит с довольно примитивной точки зре­ния хуторского казака. Главным мерилом человеческого достоин­ства он считает труд, причем признает только труд физический. Поэтому у него негативное отношение ко всем «белоликим да бе­лоруким», хотя многие из них достойнее тех же Котлярова и Ко­шевого, которых с Григорием разделяет разное понимание гума­низма («кровь легла промеж нас»), Григорий — носитель общечело­веческих моральных норм, потому пролетарский, социально на­правленный гуманизм ему чужд, ему чуждо и обоснование целесообразности убийства ради революционных целей.

Григорий не отщепенец, так как его колебания и сомнения выражали недоверие к революции большинства казачества. Вме­сте с тем он и не бунтарь, не принявший революцию. Он — человек, ввергнутый в водоворот истории, не сумевший опре­делить свое место в ней. И это происходило по многим причи­нам. Мелехов, который тянется как раз к новому, неизведанно­му, не встречает достаточного внимания и понимания в лагере красных: в нем постоянно подозревали неискренность. В то же время белые социально еще дальше для Григория — ни он их не понимает, ни они его. Герой с горечью говорит: «От белых от­бился, к красным не пристал… У белых, у командования нашего я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак, — какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадроне поглядывали… В бою с меня глаз не сводили, караулили каждый шаг… Я этого недоверия терпеть не мог больше». Григо­рий принимает все лучшее, что есть у белых и у красных. Поэто­му в отдельные моменты его жизненные позиции совпадают с целями то тех, то других. Мелехов стоит «на грани двух начал». Как характеризует его Копылов, «с одной стороны, ты — борец за старое, а с другой — какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика».

По индивидуальным качествам своего характера Григорий Мелехов не может быть вне борьбы. Именно личностные черты, а не социальное положение предопределяют трагические несов­падения героя с историей. Если для других был возможен тре­тий путь — неучастие в исторических событиях, то для Григория он неприемлем. В финале эпопеи Мелехов так и остается на рас­путье, растеряв на пути революции много дорогого для себя. Революция для таких, как Мелехов, думающих, ищущих исти­ну и смысл, а не принимающих сторону силы, оказалась траги­ческим камертоном, определившим всю судьбу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: