Содержание
I. Введение 3
II. Основная часть:
а) Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы
«Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени»). 5
б) Дуэль Онегина и Ленского.
(По роману А. С.Пушкина «Евгений Онегин»). 8
в) Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова
(в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети»). 12
г) Роль эпизода «дуэль Долохова с Пьером Безуховым» в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир». 17
III. Заключение:
а) К барьеру 19
б) Список использованной литературы . 22
Введение.
Я не случайно выбрала тему реферата «Мотив дуэлей в творчестве: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого».
Не раз со сцены школьного актового зала звучала веселая задорная песенка в исполнении Марка Красильникова – ученика нашего лицея:
Гусарская эпоха,
Дуэли и балы.
Прошла давно, увы!
Любой мальчишка знает,
Дуэлей больше нет,
Но каждый стать мечтает
Гусаром с юных лет!..
И сразу веяло романтикой, чем-то очень далеким, неизвестным, незнакомым, таинственным.
Любовь, честь, достоинство – тесно связаны с понятием «дуэль». Но и месть, предательство, лицемерие, ложь – спутники страстей, разыгрываемых на дуэлях.
Были времена, когда пистолет, висевший не только на стене как предмет интерьера, пускался в ход.
Всечасно колкими словами
Скучал я, досаждал ему,
И, по желанью моему,
Вскипела ссора между нами:
Стрелялись мы…
Эти строки из поэмы Е.А.Баратынского «Бал» (1828 год) имеют некоторое отношение к мотивам рассматриваемой нами проблеме.
А как в наше время трактуется слово «дуэль»? изменилось ли в наше время содержание, значение этого понятия?
Дуэль – поединок с применением оружия между двумя лицами, обставленный определенными условиями и формальностями; является пережитком феодальных представлений о чести и способах её защиты («Словарь иностранных слов» 1954 год).
|
Цель моей работы исследовать на примерах классической литературы мотивы дуэльных схваток, подчеркнуть роль человеческого и социального факторов в происхождении дуэлей.
Задачи:
1. раскрыть первопричину возникновения дуэлей;
2. снять ореол, развенчать романтичность этого понятия.
Актуальность, с моей точки зрения, данной темы в том, что если в этом мире вечны понятия добра и зла, то вечны и проблемы выяснения отношений, споров, конфликтов. И все-таки жалок человек, который жизнь посвящает идее мести. Это путь в никуда.
а) Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени»).
Главным действующим лицом романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" является Печорин.
События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.
Надо сказать, что пороки, которые Лермонтов видит в Печорине, - эгоизм, равнодушие - еще яснее видны на примере второстепенных персонажей. Все они ведут себя безответственно и неблагородно. Печорин, несомненно, выше всего этого общества, умнее любого из них. Более того, Григорий Александрович умело управляет ими и использует в своих интересах, словно ставя театральную постановку: он легко отваживает от княжны своим шампанским всех кавалеров, легко влюбляет ее в себя - все ради встреч с Верой, женщиной, которая любила его, зная обо всех слабостях. Главным лицом этой «постановки» становится юнкер Грушницкий. Хотя не только этой: всю свою жизнь он привык «драпироваться в необыкновенные чувства», цель его жизни - сделаться героем романа. Производить эффект - основное его наслаждение. Он самолюбив. И скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. Печорин не любит Грушницкого за то, что видит в нем пародию на себя, подделку под действительно незаурядного человека. Словно копируя Печорина, Грушницкий тоже пытается ставить свой спектакль, стремясь привлечь внимание княжны мери, но его интересы сталкиваются с интересами Печорина. Узнав о прибытии женщины по имени Вера, в Печорине мы видим чувства, о существовании которых читатель и не подозревал: грусть, печаль и позднее отчаяние. Лишь чтобы быть к ней ближе, Печорин и устраивает это «представление». Но не только это
|
привело его к такому шагу... Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль и за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый «своими друзьями», Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.
Когда Печорин подслушал разговор компании и узнал об их замысле выставить его на посмешище, он задается вопросом: «За что они меня все так ненавидят?» - как будто не было рассуждений о беспричинности ухаживаний за княжной, о том, что Грушницкий не заслуживает зависти. Но постепенно грусть в нем полностью заменяется ядовитой злостью.
|
Но и компания драгунского капитана не заслуживает уважения. Задумав сначала невинную шутку с незаряженными пистолетами, после ночного приключения, когда и они, и Печорин вели себя недостойно звания русского офицера, их ненависть до мысли об убийстве, ведь заряжен будет только один пистолет -Грушницкого.
В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" И с тоской заметил, что он не угадал своего "назначенья высокого", "утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы". Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: "...один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..." Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: "Я не помню утра более голубого и свежего...". По дороге на гору, где состоится поединок, Печорин чувствует себя как никогда близко к природе. По мнению Лермонтова, приближаясь к природе, душа человека теряет все приобретенное и становится чистой, как детская. Близость к природе побуждает Печорина открыть душу: он сам говорит о своей противоречивости; о том, что он живет «не сердцем, а головою»; о том, что из жизни он вынес «только несколько идей -и ни одного чувства».
После встречи с Грушницким и капитаном добродушие Печорина испаряется, их переговоры бесят его - Григорий Александрович предлагает новые условия поединка, при котором один из дуэлянтов обязательно погибнет. Грушницкий не хотел их принимать, иначе ему либо придется стать убийцей, либо подвергнуться равной опасности, но капитан не слушает его - условия приняты.
И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.
Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: "Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено". Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: "Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места..." Печорин не промахнулся.
Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.