г) Роль эпизода «дуэль Долохова с Пьером Безуховым» в




Романе

Л.Н.Толстого «Война и мир ».

Враги! Давно ли друг от друга!

Их жажда крови отвела.

А. С. Пушкин

 

 

Лев Николаевич Толстой s романе "Война и мир" последо­вательно проводит мысль о предначертанности судьбы чело­века. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логич­но это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек — Пьер ранил на дуэли Долохова — бретеpa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".

Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, можно назвать "Неосознанный поступок". Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его здоро­вье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Рос­тов, Денисов, Долохов, Безухов. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него и думает о чем-то одном, тя­желом и неразрешимом". Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен — любовники? "Всякий раз, как не­чаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глаза­ми Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобраз­ное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За здоровье красивых женщин, и их любовни­ков", — Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.

Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делаетэто неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: "Вы... вы... негодяй!. я вас вызываю..." — нечаянно вырываются у него. Он не осоз­нает, к чему может привести этот поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий — секундант Пьера и Николай Рос­тов — секундант Долохова.

Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у «его неспокойно. Его соперник же "имеет вид челове­ка, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф еще сомневается в правильности своих дей­ствий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?

Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глу­постью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начи­нается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николае­вич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей передает и описание природы — оно скупо и не­многословно: туман и оттепель.

Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медлен­но, рот его имел подобие улыбки. Он осознает свое превос­ходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытает­ся убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэто­му он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от силь­ного звука, и ранит соперника.

Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая ры­дания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опо­зорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли "судьи",и "палача" одновременно, он раскаивает­ся в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он го­тов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. "Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, — думал Пьер. — Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?"

Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу — убивать за нее человека. Пьеру страш­но, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже — свою жизнь, связав ее с Элен.

После дуэли, увозя раненого Долохова, домой, Николай Ро­стов узнал, что "Долохов, этот буян, бретер, — Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был са­мый нежный сын и брат...". Здесь доказывается одно из утвер­ждений автора, что не все так очевидно, понятно и однознач­но, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразней, чем мы о ней думаем, знаем или предполага­ем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гу­манными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправед­ливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решае­мым.

а) К барьеру!

 

Сброшенная перчатка, пощечина, слова «Сударь, вы мерзавец»!.. На этой сцене романа у читателя сладко замирает сердце. Вот сейчас свершится правосудие, сейчас восторжествует честь, сейчас будет найден достойный выход из некрасивой ситуации.

Но дуэль – это не только способ доказать свою доблесть и восстановить поруганную честь. Кому, как не нам, лучше всего известна обратная сторона медали? На дуэлях погибли Пушкин, Лермонтов.… И не только они! Сколько дворян стало жертвами поединков, часть которых произошла из-за глупостей и недоразумений? Едва ли такая статистика существует. Тем более что зачастую поединки приходилось скрывать, выставляя трагедию, несчастным случаем.

Власть изначально была настроена по отношению к дуэлям непримиримо. Петра I не устраивал тот факт, что немногочисленные пока офицеры, которых он обучал за границей, сами же убивали друг друга! Но что можно было поделать? Кровавый способ решения конфликтов просочился в Россию вместе с прочими европейскими традициями. Уже в 1666 году в нашей стране произошла первая дуэль – между полковником Гордоном и майором Монтгомери. Вскоре примеру европейских наемников начали следовать и русские офицеры…

Встревоженный император строжайше запретил поединки под угрозой смертной казни для всех участников дуэли. Разбирать дела, затрагивающие честь и достоинство офицеров, должны были специально учрежденные императором «Общества офицеров». В 1863 году появились Суды обществ офицеров и при них - Советы посредников. Они должны были выяснить обстоятельства ссор, попытаться уладить дела миром и, в случае невозможности бескровного разрешения конфликта, - санкционировать дуэль. По такой же системе действовали и флотские офицеры.

Нельзя сказать, что после Петра отношение к дуэлям сильно менялось. Поединки по-прежнему были злом, но бороться с ним каждый монарх предпочитал по-своему – то, смягчая, то, ужесточая наказания. Единственный вариант, который никто так и не догадался предложить, - альтернативный способ разрешения конфликтов. Даже сегодня судебный иск воспринимается у нас как нечто из ряда вон выходящее. Стоит ли удивляться, что российские дворяне предпочитали решать споры и смывать оскорбления, не прибегая к тем способам, которые предлагали им тогдашние законы?

Отчасти поэтому поединки в России были на редкость кровавыми и смертоносными. Дуэльный кодекс, составленный в 1836 году во Франции, запрещал, например, секундантам соглашаться на дуэли, которые должны были продолжаться «до результата» - то есть смертельного исхода. В России - сколько угодно.

Некоторые ограничения, предусмотренные кодексом, касались не столько дуэлей, сколько их участников. Например, требовать удовлетворения не могли простолюдины, сумасшедшие и, разумеется, женщины. Нельзя было вызывать на дуэль близких родственников, начальство, собственных кредиторов. Что касается дуэли из-за дамы, то вступаться полагалось только за честь женщин безукоризненного поведения. Хотя каких только причин для дуэлей не находили горячие головы!

Все начиналось с оскорбления. С момента его нанесения у обиженного было 24 часов на представление картеля. На ответ выделялся такой же срок. Тяжесть нанесенного оскорбления позволяла обиженной стороне выбрать один из вариантов дуэли: бой до первой крови либо до серьезного ранения или схватка не на жизнь, а на смерть. Кроме того, оскорбленный выбирал оружие, расстояние между оппонентами, тип проведения дуэли, иногда требовал себе право на первый выстрел. Но чаще бывало по-другому: стреляли по готовности. По команде противники поворачивались друг к другу, взводили оружие, целились и производили выстрелы в оговоренный промежуток времени (как правило, 60 секунд).

Правила дуэлей были жестокими: например, противнику, выстрелившему первым, можно было приказать выйти к барьеру. Таким образом, расстояние между оппонентами существенно сокращалось. А потому опытные дуэлянты предпочитали дождаться выстрела противника и только потом хладнокровно стрелять. Например, злосчастная дуэль Пушкина с Дантесом развивалась именно по такому сценарию. Поэту просто не повезло…

В контексте русской литературы о дуэли можно говорить бесконечно. Стрелялись не только писатели, но и их многочисленные персонажи. Онегин и Ленский, Печорин и Грушницкий, Пьер Безухов и Долохов… список можно продолжить. Но каждая дуэль была для персонажей поводом понять что-то важное о мире и о себе. Потому что не так уж легко смотреть в черное дуло, шагая навстречу смерти.

Сегодня слово «дуэль» ассоциируется с плащом и шпагой или хотя бы с изящным лекажем и черным сюртуком. Поединок считается по-настоящему действенным способом отстоять свою честь или вступиться за доброе имя близких. Сегодня, сталкиваясь с хамством, начинаешь поневоле жалеть о тех временах.… Но сколько глупых, нелепых, случайных смертей принесли поединки? Да и правда чаще оказывалась на стороне того, кто лучше стреляет.… А потому дуэль кажется романтичной только на страницах романов.

Если рассматривать дуэль с нравственной точки зрения, то это в любом случае убийство - просто отстрел. Несмотря на широкое распространение в дворянских и армейских кругах, также состоящих в основном из дворян, дуэли отрицались и критиковались остальной частью общества, где практиковалась не менее дикая, но более гуманная кулачная расправа.

Есть много оснований полагать, что в действительности дуэли не раз использовались для оправдания политических преступлений, устранения неугодных власти людей. Судьба и Лермонтова и Пушкина, да почти всех гениев того времени трагична - многие погибли на дуэлях.

Дуэль - не романтическое приключение, а жестокое, безжалостное убийство.

Если подвести итог, то ни одна обида не стоит человеческой жизни, даже такой, как жизнь Грушницкого, а Ленского мне искренне жаль. Но, что самое досадное, ни убийство Ленского, ни убийство Грушницкого не принесли их “убийцам” счастья. Стоило ли убивать их? Всему виной их гордыня.

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Жаравина Л.В., Сиденко Н.В., «Сочинения по литературе» для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы. Издательство «Учитель»,Волгоград.2006г

2. Жукова М.В., «Экзаменационные сочинения», издательство «Экзамен», 2004г.

3. «Лучшие сочинения по литературе», «Вако», «Рипол-Классик», Москва,2005г.

4. «250 новых «ЗОЛОТЫХ» сочинений», издательство «Олимп», Москва, 1998г.

5. Диск «Рефераты и курсовые работы», 2001г.

6. Диск «Все рефераты. Новый учебный год», 2006г.

7. Диск «Шпаргалки по литературе»,2006г.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: